Вечерний Первоуральск
» » » «РОЖДАЕТСЯ СЛОВО – БЕГУ ЗА ГИТАРОЙ»
» » » «РОЖДАЕТСЯ СЛОВО – БЕГУ ЗА ГИТАРОЙ»

    «РОЖДАЕТСЯ СЛОВО – БЕГУ ЗА ГИТАРОЙ»


    Песни «Человек большой страны», «Первоуралочка» для многих стали музыкальной визиткой нашего города. Но мало кто знает, что их исполнительница Елена Тишкова является также автором музыки и стихов. Что здесь особенного? Просто в том возрасте, когда большинство музыкантов и исполнителей уже заканчивают музыкальную школу, Елена Тишкова и понятия не имела о нотной грамоте. «Спортсменка, комсомолка», она не планировала петь, писать стихи, музыку, но судьба распорядилась иначе.

    Главное – текст

    – Елена Михайловна, начнем с главного: ваше творчество не вписывается в рамки определенного жанра, как вы сами его определяете?
    – Авторская песня. Но это в моем понимании очень широкое понятие, включающее, в том числе, и эстрадный шансон. То, что я делаю, это не бардовская песня. Я сама пишу слова и музыку, это авторская песня. Розенбаум, например, обижался, когда его называли бардом. Я за то, чтобы меня называли автором-исполнителем.

    – У многих не вяжется ваш сценический образ с шансоном?
    – Если посмотреть «Шансон года», там поют и Валерия, и Агутин. На сегодня шансон занял нишу, я бы сказала, хорошей советской песни. Потому что если говорить про попсу, то это танцевальная музыка, а в шансоне, как и в авторской песне, главное – текст. Это песня со смыслом, песня, на чем-то основанная. Под нее люди, конечно, могут танцевать, но все-таки главнее здесь слово.

    – Гребенщиков как-то спел: «Ко мне приходит мотив, я подбираю слова», а как происходит у вас?
    – Сначала рождаются слова, но дальше песня не пойдет, если я не пойду и не возьму гитару. Потому что с текстом приходит и мелодия. На мотив я подбираю ноты, автоматически получается. У моих коллег много просто стихов, а у меня стихи – только песенные. Я четко понимаю, что сам текст песни ничего особенного не представляет, а раскрывается только вместе с мелодией. Мне предлагали выпустить сборник стихов, но на мой взгляд, на бумаге они никого не тронут. Поэтому моя аудитория – это люди, способные слушать текст, положенный на музыку.

    – Пишете легко?
    – Да, тем более, самые свои любимые личные песни. Их я посвящаю мужу, маме. Они легко рождаются, я, можно сказать, просто записываю. Например, песня «Сердцебиение» – это мое признание сцене, зрителю, очень личное. Если песня не рождается в течение получаса-часа, я оставляю ее на потом – в зарисовках.

    Настоящие звезды

    – Вы упомянули о советской эстраде, а кто повлиял на вас из советских исполнителей?
    – В детстве все ходили на индийские фильмы с Митхуном Чакраборти, помните «Танцора диско»? Смотрели их не один раз, а я засматривалась фильмом с Аллой Пугачевой «Женщина, которая поет». Сколько он шел в кинотеатре, столько я на него и ходила. Второй фильм – «Душа» с Софией Ротару тоже просмотрела не один десяток раз. Я не склонна создавать себе кумиров, но Пугачева и Ротару для меня – настоящие звезды. До сих пор нравится их творчество.

    – Для вас это были примеры для подражания?
    – Нет, я не собиралась становится певицей. В школе №32, где училась в спортивном классе, занималась в конькобежной секции, затем – лыжами. Закончив Свердловское областное педагогическое училище №1 имени Горького, получила профессию учителя физкультуры.

    – И все-таки взяли в руки гитару?
    – Да, в 10 классе, когда папу, Михаила Васильевича, а он был военным, перевели на Камчатку. Потом мы вернулись в Первоуральск, где я закончила школу.

    – Сами себе как объясняете этот поворот?
    – Наша семья была достаточно музыкальная. Моя мама, Марина Васильевна, писала песни, исполняла их в кругу друзей, сама научилась игре на аккордеоне. Папа хорошо играл на баяне. Я стала подбирать на гитаре мамины песни, мы вместе их исполняли. Мама рано ушла из жизни, так что, возможно, я воплотила то, что ей не удалось.

    – А когда начали писать песни?
    – По окончанию школы. Мой молодой человек Евгений, впоследствии – муж, пошел в армию, и первые стихи, первые песни были посвящены ему.

    Сейчас – уже шесть

    – А как родился первый альбом?
    – Записала его в 2006 году с Артуром Бушмановым. Принесла ему материал, которого за десяток лет накопилось прилично. Записали альбом «Только ты», куда вошли 15 композиций. До этого я пела свои и чужие песни на различных конкурсах народного творчества. Но став несколько раз лауреатом, поняла, что переросла эти конкурсы, нужно было двигаться дальше.

    – Чем отличается работа в студии от живого исполнения?
    – Альбом – это продукт на века. Студийные песни – «причесанные» в музыкальном плане. Я так и думала: внуки мои будут слушать. Студийный альбом – это определенный итог и в то же время старт. После первого альбома был первый сольный концерт, и я полностью ушла в творческую деятельность. Мне долго говорили, мол, Леночка, конечно, ты хорошо поешь, но люди хотят слышать популярные песни, что меня несколько коробило. Хотелось сказать: «А мои когда станут популярными, если их никто не будет слушать?» Сейчас записано шесть альбомов. Последний, «Живу любя» – в 2017 году. Начиная со второго все альбомы записаны с Алексеем Ерофеевым.

    – Кто занимался с вами вокалом?
    – Никто, сама. Благо, вокальные данные у меня были. Есть в сети Интернет замечательные распевки, программы. Артур Бушманов многому научил меня при записи первого альбома, научил стоять у микрофона. Рассказал мне о многих важных вещах. И потом – практика, я привыкла много работать над собой. В свое время я очень многое упустила, конечно, понимала, что у меня нет музыкального образования, потому много перелопатила литературы… Сама выучила аккорды, нотную грамоту и прочее.

    Автор и исполнитель

    – Концерты сборные, затем первый альбом, потом сольный концерт, а дальше было куда двигаться?
    – С 2012 года я стала ездить на фестивали. Началось все с фестиваля эстрадной песни и шансона в Санкт-Питербурге «Музыка белых ночей», который проводил Музей шансона. В общем, я уделила фестивалям два-три года. Взяла все полезное, пока не поняла, что больше они мне ничего не дадут.

    – А что дает фестиваль?
    – Не могу объяснить, но благодаря им я стала совсем другая. Помню, после Питера поменяла свои костюмы на сольном концерте, поменяла программу выступления. Может, это прозвучит грубо, но после «Музыки белых ночей» они мне показались совдеповскими, провинциальными.

    – Вы – лауреат «Музыки белых ночей», награждены юбилейной медалью «10 лет Музею шансона», победитель конкурса «Лицо Музея шансона-2016». Какая фестивальная награда вам дороже всего?
    – Сколько ездила на фестивали, никогда гран-при не брала. А этим летом от АО «ДИНУР» поехала на всероссийский фестиваль рабочей песни «Мелодия души» в Железногорске и исполнила там песню «Человек большой страны». Причем не в аранжировке, а под гитару, вживую. И стала обладательницей гран-при! А вообще отношусь к званиям спокойно. Когда я сижу в жюри, меня спрашивают: «Как вас представить?» Если вам это нужно, то у меня есть звания. Но главное для меня, что я – автор и исполнитель собственных песен.

    – Альбомы, фестивали, сольные концерты, а не было мыслей сделать песню профессией? Колесить по стране?
    – Я знала, как это сделать на практике. Но, во-первых, семья, не хотелось ею жертвовать. Потом, быт артиста – мотаться по гостиницам. Это во-вторых. В-третьих, это слишком дорогое удовольствие. Предлагают: приезжай в Санкт-Петербург, плати, и будет раскрутка на радио. Были мысли проехаться с гастролями, например, по Башкирии, но гонорар не определен, то есть как получится. Зачем мне все это? Продюсерам для раскрутки нужны молодые. И что такое работа в турне? В Первоуральске я делаю концерт раз в два года на большой сцене, а выступила в Екатеринбурге, и там было очень тяжело, потому что люди меня мало знают. Был теплый, хороший зал, но я просто вымоталась.

    – Обычно судьба предоставляет шанс?
    – В 1993 году, за год до того, как я вышла замуж, отправила несколько своих песен под гитару, записанных на кассетный магнитофон, в Москву на конкурс Сергея Минаева. И потом, через некоторое время, моя мама говорит, что мне приходил из Москвы вызов от Минаева. Мама подумала, что я брошу молодого мужа и помчусь на конкурс, да и денег не было меня отправлять. Не знаю, помчалась бы я к Минаеву или нет, но по прошествии времени вижу, что мама сделала правильно.

    Приходите на концерт

    – Когда вас стали узнавать на улице?
    – После песни «Первоуралочка», и то не сразу. Песня гуляла по Интернету, кто-то наложил на нее фото, и я подумала, что нужен клип. И после клипа, его прокрутки на телевидении, я стала замечать, что мне улыбаются незнакомые люди, здороваются. До этого крутили по ТВ клип на песню «Человек большой страны». В данное время моя новая песня «Загуляю» пользуется спросом.

    – Известность – это приятно?
    – Да, популярность мне очень нравится. А то были смешные случаи, например, разношу собственные афиши, а до 2017 года я сама этим занималась, а меня спрашивают: «А Тишкова, кто это? А что поет?» Приходилось говорить, что она хорошо поет, мол, приходите на концерт.

    – Как вы понимаете, что есть контакт со зрителем?
    – Со сцены смотрю в глаза людям. Есть песни проникновенные, когда я сама едва сдерживаю слезы. И у зрителей, смотришь – слезы катятся.

    – Для чего сегодня вы выходите на сцену?
    – Хочу, чтобы зритель ушел довольным, чуть более счастливым, забыв о времени. Мне интересно добиться именно такого результата, что нелегко. Есть еще большие планы на будущее, есть мечта...

    – Большие гастроли?
    – Нет. Есть место, определенная концертная площадка, куда я очень хочу попасть. Но для этого надо написать больше песен каких-то особенных в рамках этого жанра. Больше ничего пока говорить не буду.

    Андрей Попков
    Фото Анны Неволиной


    Похожие новости
  • НАША ПАМЯТЬ СВЯЩЕННА
  • В Первоуральске состоится концерт «Достояние республики»
  • Газманов. Фонтан «Победа». В День Бородино 
  • Талантливые дети, на сцену!

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
Школьный квартал
Наши проекты