Вечерний Первоуральск
» » » ШЕЛ ПО ГОРОДУ ОРКЕСТР
» » » ШЕЛ ПО ГОРОДУ ОРКЕСТР

    ШЕЛ ПО ГОРОДУ ОРКЕСТР


    В конце октября народный духовой оркестр «Серебряные трубы» отпраздновал 55-летний юбилей. Возраст солидный, однако коллектив в самом расцвете сил и только набирает обороты. Так считает и Марат Григорян – художественный руководитель «Серебряных труб». Марат Оганесович рассказал «Вечерке», чем сейчас живет коллектив, как работает, а заодно и раскрыл секрет, как чеканить шаг играючи.

    Фортепиано- труба!

    – Марат Оганесович, путь многих музыкантов начался с детства. Потому не могу не спросить: как музыка появилась в вашей жизни?
    – Музыкальную школу закончил по классу «фортепиано», потом по настоянию старшего брата поступил в музыкальное училище, но уже по классу «труба».

    ШЕЛ ПО ГОРОДУ ОРКЕСТР

    – А после? Из Армении – на Урал?
    – Срочную службу проходил на Урале, так призвали. Как раз в армейские годы пришло понимание: да, хочу быть музыкантом, появилась цель. И я занимался, а потом поступил в Уральскую Государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу «труба», отучился 5 лет и по приглашению дирижера Александра Давыдовича Гончарова попал в Новоуральский театр как артист оркестра. Это стало моей профессией. А спустя еще 10 лет решил проверить себя в качестве дирижера и поступил в аспирантуру при Уральской Государственной консерватории, как оперно-симфонический дирижер. Но и трубу до сих пор не бросил, играю, это – мое. Как говорит наш саксофонист Александр Андреев, я – играющий тренер.

    – А как же Первоуральск? Получается, живете на два города?
    – Да, и там, и там я и дирижер, и трубач. Сложно, а что делать? Здесь ведь уже детище, и бросить я не могу: прикипел, и коллектив стал родным. Знаете, у нас отношения шикарные, добрая творческая атмосфера.

    А с Первоуральском получилось так. В 2011 году был создан проект «Марширующий оркестр» по инициативе Андрея Ильича Комарова, акционера Группы ЧТПЗ. Он озвучил, что хотел бы видеть оркестр, который ходил бы по улицам города. При этом еще создать детскую школу-студию, где дети занимались бы на духовых инструментах… Сами понимаете, оркестр был возрастной, и со временем музыканты уходят по разным причинам. Нужно, чтобы были молодые музыканты, чтобы оркестр жил и существовал.

    Так, в 2011 я был приглашен в качестве художественного руководителя и музыканта и с марта приступил к работе. Задолго до меня руководил оркестром Владимир Берликов, с 1966 по 1985 годы. После и вплоть до сегодняшнего дня дирижером оркестра является Александр Скрынников, прекрасный музыкант, великолепный тромбонист, и мы работаем в тандеме. А. Г. Скрынников – отличный мастер по ремонту духовых инструментов, как медных, так и деревянных. Востребован и у нас, и в Екатеринбурге.

    Мы – играем, они – балдеют

    – 55-летие – значимая дата. С каким багажом «Серебряные трубы» пришли к ней? Чем сейчас живет коллектив?
    – Начиная с 2011 года мы очень плодотворно работаем и активно участвуем в конкурсах. Тогда на конкурсе эстрадно-духовых оркестров «Новоуральские фанфары» завоевали второе место, и в последующие годы, вплоть до 2019-го, остаемся лидерами в номинации «Любительский оркестр». А с 2013-го создали малый состав оркестра, точнее, диксиленд, так будет поближе.

    – Это определенный формат коллектива?
    – Да. Это пришло к нам из Америки. Составчик, где ритм-группа и три-четыре духовых инструмента – труба, тромбон, два саксофона. Очень неплохо у нас идут легкие джазовые пьесочки. Знаменитые такие…

    – Знаменитые – это какие, например?
    – Сейчас мы создаем разносторонний оркестр: играем современное, духовую музыку тех лет – 70-х, 80-х, то есть вальсочки, фокстроты, румба, самба. Все это у нас есть. Опять же, это джаз. Но берем «понятный» джаз, доходчивый. Это интересно, знаете! Но часто играем то, что «на ушах» – все знакомое. «Королева» Карела Готта – любимая песня бабушек и дедушек. Мы играем – они балдеют. «BesameMucho». М? Песни, которые пел Фрэнк Синатра. Естественно, ближе к 9 Мая – военные песни: «Синий платочек», «Весна сорок пятого года», «Наш город», «День Победы», «Фронтовой вальс»…

    Где прячутся звуки

    – Оркестр ведь народный. Кто ваши артисты?
    – В основном – заводчане. Кто-то уже на пенсии, а кто-то и сейчас работает. Александр Усманов вот. Антон Тонкаев – наш ударник, на кране работает. Николай Модестович Поздеев из военного оркестра. Саша Андреев, наш великолепный саксофонист, ученик Александра Скрынникова, самородок – автомобильный мастер, слесарь. Днем он работает, а вечером репетирует… Лауреат международных конкурсов, мы с ним ездили в Питер. Там он участвовал в джазовом фестивале. Кстати, его дочка и сын – тоже на саксофоне учатся. Они тоже в оркестре. Так целые династии и складываются. Поэтому и по возрасту разбег большой: от 76 до 13 лет. Например, Валерий Львович Мамонов, наш гитарист, ему 76.

    – То есть прийти к вам заниматься может любой?
    – Почти. Легкие у всех одинаковые, объем вырабатывается со временем. Единственная сложность – слух, если не идет – человек сам чувствует, что не его занятие. Рассказываем, как устроен инструмент. После – пытаемся извлечь хоть какой-нибудь звук. Обычно два-три занятия – и понятно.

    – Но вернемся к артистам. Как же собрать такой «разношерстный» коллектив?
    – Еженедельные, еженедельные занятия! Залог успеха – это изнурительные общие репетиции. Как говорил Константин Райкин, коллектив – это как песок. Его все время собирать-собирать. Если не будешь так делать – рассыплется, и все, а потом, заново – очень сложно. Поэтому все время, все время работать нужно. Умные слова!

    Мурашки!

    – Одна из самых ярких ассоциаций с «Серебряными трубами» – музыкальные шествия…
    – Определенно! Наши праздники – 1 Мая, 9 Мая, демонстрации. В летнее время мы ходим по Ватутина и Ильича. Это очень интересно! Из магазинов все выскакивают, смотрят, фотографируют. Радуются, аплодируют и спрашивают: «А что случилось?» Да ничего не случилось. Понимаете? «А что за праздник?» Да никакого праздника. Мы для вас играем!

    – А репетиции?
    – Сначала здесь, в ДК шагаем. Мужчинам, служившим в армии, полегче. Начинаем играть одновременно с движением левой ноги, поскольку так принято при ходьбе с инструментами. А вот с девушками сложновато бывает (смеется). Но есть тонкости: шаг начинать не на пятку, а на носок, мягонько надо положить, тогда дыхание не собьется. Но когда все получается, вот вы только представьте: оркестр, и все в ногу – так это же красиво! Чеканят шаг, и… мурашки! Ну, что сказать, стараемся!

    Мария Злобина
    Фото Анны Неволиной и из архива оркестра


    Похожие новости
  • «Я СОЧИНИЛ ГИМН ДЛЯ «ВЕСЕЛОЙ КОЗЫ»
  • Газовая труба и качество жизни
  • КРОСС ШКОЛЬНОЙ НАЦИИ
  • Секрет долголетия – в доброте

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
Школьный квартал
Наши проекты