Вечерний Первоуральск
» » » ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ
» » » ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ


    «Мне хочется поставить русскую печь у входа в студию. Макет. В натуральную величину», – задумчиво произносит Ольга Маглиева. – «Все для этого есть. Чугунки. Дровишек можно наколоть. Но пока руки не доходят. Богатырей надо делать. Сто голов уже готовы». Не разговор, а загадка, правда? Но если добавить, что Ольга Маглиева – художник и преподаватель, многое станет понятно. Итак, добро пожаловать в Лукоморье, к домовому Феде и богатырям!

    Семейная экспозиция

    Русскую печь предполагается поставить в арт-студии «Палитра», где ведет занятия семья педагогов-художников Тумаковых: Владимир Викторович и Вера Викторовна и их дочери – Наталья и Ольга. Само помещение студии – это большая творческая мастерская, сказочная, как Лукоморье. И каждый педагог в эту атмосферу привносит свои краски. Так, Владимир Викторович составляет экспозиции картин из богатого семейного фонда. Мини-выставки постоянно обновляются.

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    – И картины тоже, – добавляет Ольга Владимировна. – Владимир Викторович любит в свои работы привносить что-то новое. Реставраторам потом придется трудно, там такие слои!

    У каждого из представителей семьи своя манера, свои темы. Буквально через несколько минут уже различаешь, где работы самой Ольги Владимировны, где – ее сестры и мамы, не обращаясь к подсказке – подписи в уголке картины.

    Более 100 лет педагогического стажа насчитывает династия художников-педагогов Тумаковых.

    – Это иллюстрация к книге сказок, которую лет двадцать назад выпустили Вера Викторовна и Владимир Викторович, – подходим мы к еще одной работе – сказочным человечкам, порхающим среди цветов. – Вера Викторовна придумала сказки, а Наталья нарисовала иллюстрации. Она любит такие прозрачные краски, прорисовывать детали.

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    Самой Ольге Владимировне нравится рисовать цветы, особенно лилии, в начале увядания, когда они начинают терять лепестки. Поймать миг уходящей красоты. Еще в семейной экспозиции есть и путешествие Алисы в Зазеркалье – это дипломная работа дочери Ольги Владимировны, Насти. Множество деталей как фрагментов калейдоскопа, частей самого Зазеркалья. Эту коллекцию дополняют работы учеников, такие же самобытные, как и мир педагогов.

    Авторская программа поколений

    В студии каждая вещь – с историей. И, по большей части, ручной работы. Главным магом по созданию наглядных пособий, вернее, проводников в мир творчества, как раз и работает Ольга Владимировна.

    – Да, продуманный интерьер учит, помогает в работе. Потому что все, что здесь находится, это не для красоты. Оно погружает ребенка в творческую реальность. Детям вообще нравится рисовать вещи с историей, с какой-то своей жизнью, а не просто предметы быта, – размышляет педагог. – Мы ведь учим не красиво рисовать, а чувствовать и видеть этот мир. Во всей его палитре чувств и красок. Не скопировать, а создать – на бумаге и красками или при помощи любого другого материала. Поэтому много рисуем изображений природы, зверей. Это помогает привить любовь к животным, а затем рождает и уважение к людям.

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    Важный момент. То, о чем сейчас говорит собеседник «Вечерки», входит в авторскую сертифицированную программу дополнительного образования по изобразительному искусству «Палитра». Ее разработали Вера Викторовна, Владимир Викторович и Наталья Владимировна Тумаковы. Программа появилась на свет еще в 1993 году. И за это время она нисколько не устарела, напротив, становится тем актуальнее, чем дальше мир идет к цифровизации. Ее только дополняют современными заданиями, учитывая, что появились новые художественные материалы – акварельные карандаши, мягкие шариковые ручки – «фруктовые», черные линеры, акриловые краски.

    Ольга Владимировна, тем временем, продолжает нас погружать в педагогическую реальность, как научить Создавать:

    – Мы совмещаем творческую работу с репродуктивной. Я показываю на доске, ребенок за мной повторяет. Видите, на доске два енота? Один карабкается на деревце, второй – у речки. Ребенок выбирает, какой ему зверь интереснее. И переносит на бумагу. Повторяя, учится композиции: как разместить рисунок на листе, соблюдая пропорции, и так далее. Как передать характер животного. А потом уже можно перейти к творческой работе, когда у каждого будет абсолютно свой сюжет.

    Единоглазие анимэ

    Переход к своему «еноту» дается юным художникам непросто, замечает преподаватель, порой до слез доходит. Как говорит Ольга Маглиева, это – симптом века цифровых технологий и давления клипового сознания. Минус сегодняшнего времени: фантазия стала меньше развита из-за того, что нас окружает готовый визуальный ряд. Он может быть разным. Много мусора, не все полезно. К таким неполезным педагог-художник относит и анимэ. Чувствую, фанаты японских мультиков сейчас запротестуют. Подчеркиваем: ничего против самой культуры мы не имеем.

    – На мой взгляд, анимэ – это чей-то придуманный образ, не стоит им увлекаться повально. Иначе получается, что рисуешь портрет мамы или кошки – и все они с одинаково большущими глазами. Возможно, это переходный возраст так проявляется, и этим надо насытиться, чтобы найти уже свое, – размышляет художник.

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    Задача найти свое вполне выполнимая, если идти по треугольнику обучения – «учитель – ребенок – родители». От семьи многое зависит. Первый шаг к тому, чтобы у ребенка выросли творческие крылья, это не критиковать его художественные эксперименты.

    – Ребенка переполняют эмоции, чтобы передать, что он чувствует. И он хочет выплеснуть это на бумагу. Я однажды услышал такой диалог в больнице. Девочка что-то нарисовала и подошла к маме. А она говорит: «Небо должно быть синим, дерево – коричневым, почему у тебя это не так? Почему ты не взял синий и коричневый карандаши?». Взрослые порой не могут считать, как увидел мир ребенок, – делится Ольга Маглиева. – Я тогда подумала, что родители детей, которые занимаются у нас, точно бы так не сказали, тем более, многие из них когда-то учились у Тумаковых. Значит, они хотят, чтобы у детей выросли крылья. Да, не все, повзрослев, станут художниками. Но у детей будет вкус к цвету, развито воображение, умение нешаблонно мыслить.

    Русский мир в миниатюре

    Ольга Владимировна предложила и нам шагнуть в творческую реальность. На столе стоит русская изба, без окон и дверей, чтобы было лучше видно, как оно там, внутри. Изба построена по канонам: у печи – нищая лавка, на которую садились бродяги и странники. Мужская. Женская, на которую не имели права садиться мужчины. Ее обозначила корзиночка с рукоделием. Тут же стоит печь, где на ухвате лежат румяные пироги с капустой. На кровати – домовенок Федя. На полке – книги. Висит рыльник, он же умывальник. На полу – половички. Висит зыбка.

    ЛУКОМОРЬЕ НА ПАЛИТРЕ

    – Для люльки выбирали самое сучковатое полено. Сколько сучков – столько сыновей будет, – знакомит с домом мастер.

    Почти все предметы, кроме кота и собаки, сделала сама Ольга Владимировна. Что-то из вторсырья. Даже скрепки пошли в ход – на ручки для чайника. Один из самоварчиков, к слову, изготовлен из двух половинок магнита на холодильник. Естественно, доведенного до ума. Так получился большой мир в миниатюре. Когда его увидели дети, сразу принялись «доставать» пироги, подметать пол.

    Понятно, что когда дети рисуют иллюстрации к сказам Бажова или сказкам Мамина-Сибиряка, то им будет проще представить ушедший уклад, если они уже видели, как жили персонажи, где та же кухарка варила кашку. А значит, и рисунок получится живой.

    – Мы с детьми путешествовали по земле Русской, – мастер переключается на педагога. – Рисовали русскую красавицу и богатырей. Изучали, во что защитники одевались. Что под кольчугу они надевали рубаху. Что вырез для головы и рук был украшен обереговой вышивкой. Потом нарисовали собирательный портрет богатыря. А сейчас для перчаточного театра будем учиться делать богатырей и Василис. Дети запасаются лоскутками и фантиками от конфет. Из них хорошие кольчуги получатся.

    Кстати, а где же Черномор? Видимо, задержался в гостях у Пушкина!

    Ольга Маглиева, художник и преподаватель:
    – Мне года четыре. Мама сидит, пишет конспект, к урокам готовится. Она вела МХК в школе №7, учебников не было, она писала все сама. Перелопачивала огромное количество литературы, у нас дома все стены в книгах. Я рядом с ней. Она дает мне ракушку рапан: «Послушай, там шумит море». Я поднесла к уху – и правда море шумит! У меня столько было эмоций: море, вот оно, тут! Начала что-то рисовать шариковой ручкой. Мама спросила: «Что это у тебя?» Я и говорю: «Это море шумит в ракушке». Этот лист мама сохранила.
    Где-то лет в 16 у меня было перепутье – искусство или иностранные языки. Я изучала немецкий, маму попросила найти педагога на английский. Мы еще заграницу поехали туристами, и я могла знания применить на практике. Но все же выбрала рисование. И не жалею. Это здорово! И я рада, что могу научить других!


    Наталья Подбуртная
    Фото Анны Неволиной


    Похожие новости
  • МИРОВЫЕ НАГРАДЫ – ЮНЫМ ПЕРВОУРАЛЬЦАМ
  • ХУДОЖНИК – КАК ШАХМАТИСТ, ТОЛЬКО ХОДОВ У НЕГО БОЛЬШЕ
  • Лагерь ЕГЭ: полная версия
  • Итог Квеста – премия губернатора

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
Школьный квартал
Наши проекты