Вечерний Первоуральск
» » » ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ
» » » ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ

    ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ


    На этот раз героиней нашего проекта «Призвание творить» стала Ольга Солина, руководитель студии современного танца «Импульс». Не так давно коллектив вернулся с конкурса 3dance factory, где завоевал призовое место. Об этом «Вечерка» уже рассказывала. Сегодня – более детально, и немного о другом: о способах импровизации, о том, как уживаются между собой дисциплина и творчество, как развивается «Импульс», и о некоторых простых истинах.

    И водой плескаться, и стихи читать

    Сразу приоткрою тайну рабочего процесса. Наша беседа с Ольгой Солиной началась несколько позже, чем мы запланировали, но причина этому – уважительная. Тем солнечным ноябрьским утром у педагогов «Импульса» была планерка. Они собрались в одном из репетиционных залов, обсуждая что-то из жизни коллектива, сидя прямо на полу, на матах. Я предположила, что речь, быть может, о новогодних праздниках, которые стремительно приближаются. И угадала.

    – Мы всегда что-то готовим к Новому году. Сейчас грядет новогодний перфоманс. Это такая форма, когда праздник принадлежит детям. Как правило же мы делаем что-то на сцене чаще для родителей, а тут дети – для детей, для себя. В отличие, например, от отчетных концертов, здесь участвуют все. И все в этот момент находятся в зале либо на сцене, за кулисами – никого. Тут уже другая задача выполняется – праздник несет дух объединения, радости, общего счастья, и детского, конечно, в первую очередь. Кто еще так верит в чудеса? – размышляет Ольга.

    ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ

    Наш разговор внезапно пошел на опережение: рассказ о перфомансе стал преждевременным ответом на мой вопрос о движении коллектива, его развитии и всяческих креативных нововведениях. В «Импульсе» так встречать Новый год будут уже во второй раз. В прошлом году все родилось так спонтанно, что с темой определились только в процессе тех недолгих репетиций, что задуманы перед перфомансом. Речь шла о предновогодних чудесах. В этот раз тема известна заранее: под новый 2020 год воспитанники «Импульса» будут размышлять о времени, его скоротечности и о таких знакомых «пяти минутах», которых нам то много, то ничтожно мало. Но самое интересное во всем этом, что подготовка к перфомансу в ее привычном понимании продумана лишь отчасти.

    – Это такой живой организм: весь смысл в том, что представление не отработанное. По сути дела, возможность выступить дается один раз. Такой «паф!», и все, больше мы его не увидим, не повторим. И уже не сможем интерпретировать никак иначе, если только переделывать… Но смысл? Вот они, дети – здесь и сейчас. Что приготовили за месяц – то и выдали, то и получилось, – объясняет руководитель «Импульса».

    Сейчас в студии современного танца «Импульс» занимается более 250 человек. Самым маленьким танцорам по 3-4 года, а самым взрослым – более 35 лет. Множество групп, среди которых есть так называемые конкурсные или, например, хобби-группы, охватывают разные танцевальные направления. От классического танца до хип-хопа, джаз-фанка и контемпорари.

    На деле получается, что вместе со своими обычными тренировками, в качестве подготовки к предновогоднему перфомансу у участников «Импульса» проходит от силы пара-тройка репетиций. Педагог в этом случае, скорее, куратор процесса, а не преподаватель: большую часть представления дети обдумывают самостоятельно.

    – Задача не столько показать грациозные па, сколько сделать это с душой. Номера могут быть «непрочищенные». И, кстати, не только танцевальные: это может быть все, что угодно, связанное с творчеством. Какой-то элемент театра, выход со словами, небольшая этюдная работа. То, что мы, собственно, и на уроках внедряем, – рассказывает Ольга. – Кто-то, конечно, танцы готовит – им понятнее так. А кто-то начинает водой плескаться на сцене или мусор подметать и в этот момент что-то еще делать – стихи читать. Они и рисовать могут начать. И моя задача как, наверное, режиссера всего этого действа – в период репетиций пройтись по залам, посмотреть, что готовится, и потом каким-то образом превратить все в общую историю, в один контекст.

    ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ

    Любопытно, что в этом случае дети сами себе и артисты, и зрители, но родители все-таки тоже присутствуют – в качестве этаких «подглядчиков», тихонько наблюдают за процессом, как обозначила их роль Ольга Солина. Дети размещаются в первой части зала, родители – во второй.

    – В первый раз все прошло настолько хорошо, что многие родители просили повторить! Они у нас уходили со слезами на глазах. Сказали, что такой трепет детский перед новым годом не испытывали давно. Дети выдали все, может быть, немножко коряво в плане физики, но эмоционально очень постарались. Это такие моменты, когда прям «а-ах!» – уносилась куда-то душа.

    Плоды сотворчества

    В рассказе Ольги Солиной угадывается, что перфоманс – прямая отсылка к тренировке и развитию импровизации. Сейчас она – неотъемлемый элемент в повседневном тренировочном процессе «Импульса» и, надо сказать, уже приносит свои плоды.

    – Когда мы вместе – работать гораздо интереснее. Я прихожу в зал, говорю детям: результат зависит от всех. Иногда на занятии совсем не ожидаешь, что будет: настолько тебя вдохновят, а казалось, что идешь с пустой головой к ним, – делится Ольга. – Мир-то движется. Сейчас просто заучивание фраз, связок без собственной интерпретации – это пустое, просто механика. А когда дети входят с тобой в сотворчество, они реализуют себя как личности, и хореографу проще.

    ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ

    Такой вектор делает работу не просто интересной, меняется и форма. И даже сами дети.

    – Поскольку мы совместно делаем номера, я уже реже командую им на «три-четыре». А когда они растут, когда им уже 10-12 лет – они становятся очень грамотными. Сейчас вообще неглупые дети! – уверена руководитель «Импульса». – Мы очень часто их недооцениваем, не даем возможности высказаться, а им есть что сказать, много чего! И они же рассказывают со своей колокольни, у нас же штампы, свои контексты, привычки. Нам сложно от этого отойти. А дети могут в этом смысле дать неординарную идею. Но, несмотря на это, они очень боятся ошибиться. Да, что-то получается не с первого раза. Что теперь? Это жизнь! Мы учим их тому, что это не страшно. Я говорю: давайте будем ловить удовольствие от процесса. Да, мы должны делать хорошо, но сколько нужно упасть, чтобы сделать хорошо?

    «Невидимки» «Импульса»

    А когда нужно сделать хорошо – начинает работать дисциплина. В творческо-тренировочной жизни «Импульса», конечно, не без классики и азов, но тоже все по-своему.

    – Два-три раза в неделю дети ходят к разным педагогам. У нас студия этим и отличается. Этот формат, как и наш перфоманс, тоже второй год – мы вышли на систему обучения по предметам. Есть группа, и с ней занимается несколько педагогов, каждый – своим делом. Один – классическим танцем, другой – ведет физическую подготовку, третий – «уличное» танцевальное направление. У педагогов в этом смысле есть возможность развиваться узко, но в «своем» и глубже «копать». А у детей – возможность максимально брать: разные энергии, разный подход, материал, его преподнесение. Понимаете, да?

    Сейчас, кстати, в «Импульсе» идет месяц соревнований между группами. На специальной доске у каждой из них на протяжении этого срока отмечается рейтинг. Пунктов много: внешний вид, работа на уроке, правило «ноль-ноль» – это значит, что нельзя опаздывать, «невидимка».

    ТАНЦЕВАТЬ – ПРИСЛУШИВАТЬСЯ – СЛЫШАТЬ

    – Это как раз работа в коридорах, за кулисами. Мы все время детям объясняем, что человек культурный должен быть таким во всем, что занятие начинается ни с того момента, как вы зашли сюда, а вот вы заходите во Дворец культуры, и оно уже началось, нужно вести себя соответствующе. И вот, кстати, на перфомансе есть возможность еще раз это потренировать. Мы прорабатываем момент ухода и выхода на сцену, чтобы они друг друга не толкали, не ранили. Чтобы все было лаконично, и проходы в зале между сидениями были тихими. Все это – об уважительном отношении.

    Ольга Солина уверена, что все имеет тесную связь: и тело, и эмоции, и жесткая дисциплина, и артистизм. Поспорить сложно. Но, к примеру, тот факт, что занятия вокалом могут быть необходимы в хореографии, стало для меня откровением.

    – Артист на сцене – это совокупность. Все виды искусства развивают в нас полноценную личность. Как актерам нужна хореография и занятия вокалом, так и среди танцевальных студий есть такие, которые добавляют музыкальные уроки в свой образовательный процесс. Я ведь уже, правда, подумываю о том, что неплохо бы нашим детям еще и уроки вокала внедрить. Это расширит возможности, даже в сторону мюзиклов может быть, – признается Ольга Солина. – Знаете, даже то, как мы говорим, отражает наш внутренний мир, восприятие. Нашу интерпретацию телом. Дети, которые тихо говорят – танцуют так же: зажимы телесные и эмоциональные сильно завязаны между собой. Потому и в физическом воспитании нужна строгость, ведь это уже о здоровье. Мы должны донести до ребенка, что это важно, и он ответственен за свое тело. Да и потом, когда мы начали работать с современными направлениями, поняли, что тут и без знания классического танца, и без должной физической подготовки – не справиться. Мы ведь и в конкурсах хотим участвовать, и побеждать.

    Мария Злобина


    Похожие новости
  • ПЕРВОУРАЛЬСКИМ ТАЛАНТАМ – МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
  • Егор Дружинин жюрил наш «Импульс»
  • В ритме джаза
  • Танец начинается в голове

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
Школьный квартал
Наши проекты