У этой постановки есть возрастное ограничение – 18 плюс. Что такого, вроде бы обычное дело, когда «показательный» продукт маркируется возрастным дисклеймером. И название спектакля – «Точка счастья», казалось бы, вполне себе мирное. Только здесь такое предупреждение особенно уместно. Ведь это история о двух узниках в газовой камере…
Вместе с героями их последние 80 минут проживают и зрители. Отсчет пошел…
Основой трагифарса стал сценарий драматурга Олега Михайлова. «Точка счастья» в репертуаре «Варианта» появилась почти пять лет назад. Потом был перерыв, и вот спектакль вновь представляют зрителю, в новом прочтении и с новой исполнительницей главной роли. О постановке не скажешь, что она идет на сцене театра. Все разворачивается в подвале. И спускаются в подземелье зрители под конвоем, под лай собак-охранников. На месте же всех пересчитывают по головам, сверяясь со списком. Главных героев только двое. От «соузников» их отделяет совсем ничего, что-то вроде канавы, заполненной вещами. Вещи тоже играют свою роль – Он и Она выбирают себе гардероб, представляя, что собираются на концерт. Что не сбылось в той, мирной жизни.
Как становится ясно из диалогов узников, игрушки, одежда остались от прежних заключенных. До этого в камеру завели детей. По-видимому драматург опирался на историю общественного деятеля Януша Корчака, который вместе со своими воспитанниками Дома сирот принял смерть в газовой камере Треблинки…
Драматургия построена на том, что присутствующие максимально погружаются в атмосферу. И в каждую постановку привносится что-то новое: добавим, на этот раз «оживлением» занимался Георгий Бедоев, перевоплотившийся в главного героя. Похоже, и сам спектакль решил подыграть актерам. По замыслу, главных героев должны были окатить водой, досталось бы и зрителям. Но техника заартачилась. А ведь по сценарию завязкой служил отказ газовой установки.
Последними словами героев станут размышления, где же она – точка счастья.
Так о чем же эта история? Антифашистский призыв? Благо, герои, пытаясь осознать, принять происходящее, говорят, что «они», то есть немцы, культурные люди, это нация великих музыкантов и поэтов. Однако от культурных людей осталась лишь оболочка. Или же размышление о ценности жизни? О том, что была возможность сделать Выбор и изменить свою судьбу, а не плыть по течению?
Для Вики Поваляевой, воплотившей героиню, это больше история о людях, оказавшихся у последней черты. И своего рода экзамен. Вика служит в театре «Вариант» относительно недавно. Ее родной город – Омск, а наставником стал Александр Гончарук, заслуженный артист РФ, основатель школы театрального мастерства «АГА». По словам Вики, ей вообще близки герои с драматической судьбой, психологически сложные роли.
– Мне бы хотелось сыграть Фриду Калло. Нравится творчество Николая Гоголя. И я не верю, что такие персонажи как-то влияют на судьбу, – размышляет Вика.
Так что «Точка счастья» для молодой актрисы, можно считать, была закономерностью.
Чтобы лучше понять, что пришлось пережить героине «Точки счастья», Вика за неделю до первой постановки, ограничила себя в еде. Перешла на сухарики, спортивные палеты, воду.
– Когда готовилась к роли, пересмотрела документальные ленты о войне, фильм «Иди и смотри». Но для меня это все же история о смысле жизни, о том, что человек из-за страха, ограничений боится изменить свою жизнь – а возможности «переиграть» ее ведь не будет, – размышляет Вика.
Насколько вообще близка героиня трагифарса? Герою Георгия Бедоева достается изрядно, его избивают. Хотелось ли Вике, глядя на это, взять в руки оружие?
– Нет. Я мирный человек. В конфликтных ситуациях буду уговаривать, уговаривать… И если так и не пришли к согласию, то лучше отойду, – говорит Вика.
Следующая «Точка счастья» – 22 июня. Вы идете? Вы готовы?
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова