Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – сразу в два города-наследника эпохи Петра I. Это Санкт-Петербург и Екатеринбург, один старше другого на 20 лет, в историческом масштабе не такой и великий срок. Граду на брегах Невы нынче исполнилось 320 лет, а заводу-крепости в честь Екатерины I будет 300.
Итак, отправляемся в Корабельную рощу, в библиотеку, где и открылась выставка «Два города – два бурга».
Общие координаты
В этом году, конечно, юбилей отмечают не только Петербург и Екатеринбург, та же Пермь празднует 300-летие, и этот город нам тоже не чужой. Хотя бы потому, что его, как и столицу Среднего Урала, основал «птенец гнезда Петрова» Василий Никитич Татищев, личность уникальная, немало поспособствовавшая развитию Урала. Однако порой общее находится там, где, на первый взгляд, и не предполагаешь. Тем более, библиотека уже готовила подобные экспозиции к предыдущим юбилеям, но по отдельности. На этот раз мысль развили и соединили два города. Благо, в фондах учреждения литературы, подходящей по теме, предостаточно, и есть прекрасный повод напомнить о ней читателям.
А у Питера и Екатеринбурга есть общие черты. Перечисляем их вместе с библиотекарем Светланой Васильевой, подготовившей экспозицию. Первое, что называешь: Санкт-Петербург считается «окном в Европу», Екатеринбург – «окном в Сибирь», «окном в Азию». Один стоит на реке Неве, другой – на Исети.
– Построены были как заводы-крепости, что отражено в их имени – бург, – добавила Светлана Борисовна.
И таких пересечений немало, можно добавить, что города не раз меняли название, подчиняясь требованиям времени. Более того, у выставки есть потенциал для развития. Скажем, посвятить ее Великой Отечественной войне. Война прочно соединила Урал с Ленинградом, оказавшимся в осаде. эвакуация предприятий и учреждений культуры, как сейчас отмечают социологи, дала импульс для преобразования и роста промышленного Свердловска. Но поступим как опытные путешественники и из всего возможного разнообразия выберем несколько опорных пунктов. Для выставки-экскурсии ими стали исторические сведения, культурная составляющая, литература разной тематики.
– Мы хотели показать исторический путь этих городов, и в то же время библиотека заинтересована в том, чтобы люди тем или иным образом просвещались, поэтому включили и художественные произведения, пусть и не так много, как хотелось бы. Естественно, все вместить невозможно, – добавила наш экскурсовод.
От Питербурха до Уралбурга
С чего начнем? Пожалуй, с названий. Это вопрос принципиальный. Светлана Борисовна добавляет, что у выставки есть еще одно предназначение – внести ясность, как Екатеринбург свое имя получил. Петербургу в этом плане повезло с момента рождения, никаких вопросов. Град на Неве назван в честь святого апостола Петра, которого Петр I считал своим покровителем. Екатеринбург – в честь его супруги Екатерины, которая своей небесной покровительницей считала святую Екатерину. При этом есть мнение, что все же завод-крепость своим именем обязан святой.
Здесь стоит открыть книгу очерков Дмитрия Мамина-Сибиряка, найти главу «Екатеринбург», где подробно изложено, как рождался город. Эта книга – раритет выставки, вышла в конце 40-х годов прошлого века. Читаем: «желая, вероятно, угодить царю, Геннин задумал назвать новый завод-крепость в честь императрицы Екатеринбургом, о чем и писал ей. От 28 августа 1723 г. получен был Генниным собственноручный ответ императрицы, которая, между прочим, писала: «Что же вы писали, что построенный на Исети завод именовали, до указу, Екатеринбург, и оное також его величеству угодно. И мы вам как за исправление положенного на вас дела, так и за название во имя наше завода новостроенного благодарствуем». Добавим, что очерк начинается образно: по мнению писателя, о Екатеринбурге можно сказать, что он родился в сорочке. Почему же это счастливый город, оставим на страницах книги.
Вернемся же к именам. Есть данные, напоминает Светлана Васильева, что предлагался вариант Катеринбурх, Катеринбург, но в итоге остановились на том, что нам привычнее. Что интересно, был и другой вариант. Книга «25 екатеринбургских тайн» Инны Гладковой (она есть в экспозиции): «не все знают, что Татищев переименовал город. Это подтверждают несколько подписанных им документов. Ему не нравилось засилье немцев в России, поэтому в названии нет уже бурга, а есть Екатерининск».
Теперь, пожалуй, переместимся в Петербург. Датой основания Санкт-Петербурга считается день закладки Петропавловской крепости на Заячьем острове. Произошло это в день святой Троицы, 27 мая 1703 года, началось со строительства храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди тех, кто копал ров, был и сам Петр I. С заступом в руках он подал знак к началу землекопных работ. В ров поставили высеченный из камня ящик, в который государь опустил золотой ковчег с частицами мощей апостола Андрея. Потом ящик накрыли каменною доской, на которой были высечены следующие слова: «В лето от воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан царствующий град С.-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем».
До строительства храма у крепости не было названия. После государь дал ей имя в честь своего небесного покровителя – Санкт-Питербурх, на голландский манер. Со временем так стали называть город, который вырос вокруг крепости. После смерти Петра Великого закрепилась немецкая форма названия – Санкт-Петербург, как и ее сокращенная форма – Петербург. В 1914 году после начала Первой мировой войны на волне антинемецкой пропаганды Санкт-Петербург по инициативе Николая II был переименован в Петроград, уже по имени самого первого императора. Через десять лет уже революционный Петроград в память о Владимире Ленине переименовали в Ленинград. А под занавес XX века, в 1991 году, на волне возвращения исторических названий, он вновь стал Санкт-Петербургом.
В том же году свое прежнее название вернул и Екатеринбург. В советское время, как известно, город назвали в честь выдающегося революционного деятеля Якова Свердлова, жившего здесь одно время. Екатеринбург стал первым в молодой советской стране городом после Петрограда, получившим новое имя в честь одного из лидеров большевистской партии. Это произошло в ноябре 1924 года. Советские газеты как раз начали критиковать Екатерину Первую и предлагали свои варианты названия города, к примеру, Уралбург. Однако все же решили, что будет правильнее увековечить память выдающегося человека.
А вот и Первоуральск
Основные факты из прошлого и настоящего Екатеринбурга вы найдете в книге «Столица Урала. Исторические хроники», увидевшей свет в 2019 году. Также рекомендуем монографию Константина Дмитриевича Бугрова, профессора УрФУ имени первого президента Бориса Ельцина. Она называется «Соцгорода Большого Урала». Исследование рассматривает архитектурное наследие уральских индустриальных городов, в том числе и Первоуральска. В качестве примера включен Соцгород и школа в бывшем барачном поселке строителей. Вот такая находка нас ждала на выставке в честь двух мегаполисов.
Еще в экспозицию включены и знаковые культурные коды Петербурга и Екатеринбурга. Да, все верно, применительно к Питеру речь идет об Эрмитаже, а уральским ответом стал конструктивизм. В разделе художественной литературы, конечно, культурную столицу представляют классики. Но нашлось место и современной литературе – и Дине Рубиной, и криминальным романам Андрея Константинова, крестного отца известнейшего сериала с песней «Город, которого нет».
К слову, какие-то книги уже на руках, и их место заняли «товарищи» из фонда. А заинтересовала читателей книга Анны Матвеевой «Горожане. Удивительные истории из жизни людей города Е». Кстати, автор приезжала в Первоуральск – и не раз – на творческие встречи. Добавим, что в экспозиции видим книги еще одного гостя Первоуральска – Алексея Иванова, и в каком «городе» они размещены, думается, понятно. Еще о гостях города: упомянутый ранее Константин Бугров выступал с докладом на научно-практической конференции «Шайтанские чтения».
Что же взять почитать? В домашней библиотеке уже есть Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, как и Ирина Одоевцева – поясним, что это книга легендарных воспоминаний, посвященная жизни литературного, музыкального и художественного Петрограда, да, это и Петроград Блока тоже, так что ценителям мемуаров рекомендуем. А вот книгу Инны Гладковой, о которой упоминалось, возьмем. Не все 25 екатеринбургских тайн прочитаны. Не дочитана глава с историей Вознесенской горки, а глава о легендах и наследии дома Расторгуева-Харитонова даже обзавелась закладкой.
Добавим, что выставка будет открыта до начала учебного года.
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова