Неделю назад мы знакомились с «Неизвестными сказками Урала». А сегодня отправляемся в гости к нашему хорошему знакомому – Владимиру Шардакову, коллекционеру предметов быта. Без него точно немало свидетелей прошлого точно бы остались неизвестными, прежде всего для подрастающего поколения.
Ведь Владимир Николаевич собирает не для того, чтобы держать сокровища в пыльной кладовой, а чтобы дать им вторую жизнь. Кстати, кое-что из личных запасов, как перья и чернильница, которые стояли на столе участкового Шардакова.
Беремся за перо
Владимир Шардаков – ветеран МВД, майор юстиции в отставке. Недавно принимал поздравления в честь 100-летия участковой службы. В милицию его привела такая дорога. Родился в Битимке, учился в школе. Потом пошел в профтехучилище: учился на вальцовщика горячего проката труб, затем поступил в техникум связи, потом было высшее военное училище в Томске. Служил в Прибалтике.
– В девяностые годы уволился из армии, вернулся домой. Нужно было зарабатывать, кормить семью. И тут мне предложили пойти в милицию участковым в своем же поселке. Я согласился, людей знаю, меня знают, – делится Владимир Николаевич. – Потом был начальником отделения.
На службе случалось всякое. Часть историй даже вошла в книгу, которое выпустило следственное управление – Владимир Николаевич какое-то время был и следователем. Правда, в ту пору он не предполагал, что перья и чернильница, которые стояли на его рабочем столе, потом попадут в коллекцию экспонатов. И станут иллюстрацией эволюции пишущих принадлежностей. Компанию им составят прописи, тетради с заданиями по чистописанию. И перьев прибавятся – они разного калибра, ведь ими не только писали, но и рисовали.
Вот и готовая экспозиция что ко Дню знаний, что ко Дню учителя. Старшее поколение сразу же вспомнит, как ходили в школу с такими чернильницами-непроливашками, как их ставили на парту в специальные углубления. А их внуки и правнуки, при виде этих «ручек» будут только ахать.
К слову, модельная библиотека поселка Билимбай как-то в ходе Всероссийской акции открыла уголок грамотности, где каждый желающий мог выполнить упражнение по чистописанию. С настоящими чернилами. Еще приготовили пачку с влажными салфетками на всякий случай: нет у нас теперь навыка обращения с чернилами, а они любят раскрасить неосторожного человека. Да, экспонаты были из коллекции Владимира Шардакова. По отзывам библиотекарей, желающих взять в руки ручку с пером нашлось немало.
И таких примеров, когда вещи, которые, казалось бы, уже отслужили свое, вновь в ходу, наберется немало. Краеведческая комната ДК села Битимка Централизованной клубной системы, где и живут раритеты, постоянно проводит выставки, Владимира Шардакова часто приглашают на мероприятия, так сказать, в качестве наглядного дополнения. В том числе и в Екатеринбург. Как-то среди зрителей одной такой выставки была и министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина – и осталась в восхищении. Список, где побывали раритеты, получается внушительный, заодно пополняя личную коллекцию благодарностей Владимира Шардакова: вреди них – от Свердловского государственного областного Дворца народного творчества, ИКЦ… Честно говоря, на стенд уже точно наберется! Ну а рядом, пожалуй, оказались бы публикации об экспозициях, в том числе и те, что вышли на страницах «Вечерки». Кстати, потенциальные артефакты!
Заводим граммофон
Если говорить в целом, то вообще коллекция весьма разнообразна. Здесь и предметы быта, обычные в крестьянском доме и в квартирах советских граждан, даже мебель. Периодические издания, в том числе начала прошлого века. Конечно, особое место занимают экспонаты времен Великой Отечественной войны. Здесь, отметим, есть документы и фотографии самого Владимира Николаевича и его супруги, Ирины Валентиновны, а также реликвии, которые привозит с Вахты Памяти поисковый отряд «Каменный пояс». Оба деда Владимира Николаевича воевали, один из них погиб на фронте, похоронное извещение теперь занимает почетное место в коллекции. Само собой, военная экспозиция постоянно задействована в Уроках мужества, которые проходят для учеников местных школ.
Вообще, когда попадаешь в краеведческую комнату, посмотреть и разглядеть хочется все. И, между прочим, Хранитель не против, когда посетители берут в руки те или иные сокровища. Так вот, пожалуй, все же собрание патефонов с граммофонами и радиоприемниками впридачу. Экскурс в историю собеседник дополняет, ставя пластинку. «Включить» патефон еще надо уметь. Следует заметить, что у Владимира Николаевича есть дар рассказчика, для него каждый предмет из его коллекции не просто единица хранения, а свидетель времени. Итак, небольшой ликбез.
– Патефон — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус. Выпускались такие заводом братьев Патэ, поэтому и стали называться патефонами. Отличие их модели было в том, что запись проигрывалась от центра к краю, а не наоборот, как у большинства других устройств. Патефоны и пластинки к ним долгое время можно было купить только у братьев Пате. Поэтому устройство не получило широкого распространения. А название осталось, – поясняет коллекционер.
Богатство моделей впечатляет, среди них настенный, электроламповый. И замполитовский – так называли компактную версию, с которой хоть в поход, хоть в окоп.
Владимир Николаевич делится, как в детстве вместо самолетиков запускал граммофонные пластинки – сейчас бы руки себе оторвал за подобное обращение. Граммофон стоял у его деда. Важно добавить, что наличие подобного музыкального аппарата был своего рода признаком достатка. Так, перед революцией патефон стоил 172 рубля: есть соответствующий документ, который нам и предъявляют. Для сравнения: за кормилицу-коровку пришлось бы выложить пять целковых. Неудивительно что патефон приобретался в ту пору в рассрочку.
Что же касается радиоприемников, то здесь тоже представлены чуть ли не все основные модели, отражая эру, когда радио было верным спутником каждого человека, сообщая ему о самых важных и значимых событиях. В сорок первом – о нападении гитлеровской Германии, а в мае сорок пятого – о долгожданной победе; в шестьдесят первом – о первом полете человека в космосе. Один из радиоприемников даже попал в кадр – часть предметов быта времен Советского Союза стала «актерами» фильма «Золото Лагина». К слову, некоторые модели подарили читатели «Вечерки».
Для полноты нашей картины отметим, что Владимир Шардаков не только коллекционирует, но и восстанавливает артефакты. Вот нам показывают кадр с деталями, непонятными на взгляд непрофессионала. А на самом деле это части патефона. Скоро еще один аппарат вернется в строй. Что только не довелось приводить, как говорится, в божеский вид! И горку, и керосиновую лампу, и даже… дверную ручку столетней давности от дома в Битимке.
– Она была богато украшена, позолочена. Но хозяева все красоту закрасили. Боялись, что их кулаками посчитают. Такое было время, люди боялись внимание привлечь, – добавляет собеседник.
Все богатство собиралось, конечно, не один год. Коллекционированием занимается почти десять лет. Оно плавно дополнилось педагогической деятельностью. Одно время руководил кружком юных самоделкиных в ДК Битимка, а сейчас – краеведческой направленности «Край родной». Ребята, отметим, участвуют в различных акциях, в том числе всероссийских.
Владимир Николаевич, отвечая на частые расспросы, а зачем ему все это, говорит, что у вещей есть цена, а есть ценность. И необязательно, что они равнозначны. Надо еще эту ценность увидеть, пусть это копеечная, в глазах окружающих, вещь, как та же открытка или коробок спичек. Время покажет.
Наталья Подбуртная