«Снежная королева» неожиданно стала трендом новогодних представлений: сразу несколько коллективов выбрали этот сюжет для постановки. В том числе и театр драмы «Вариант». Но здесь пошли своим путем, и замысел автора, Ханса Кристиана Андерсена, представили в современных реалиях. Так что наш Кай не пытался сложить слово «вечность». Он, олицетворение разума, создавал зеркало, особенное – оптическую систему, искусственный интеллект. Ну что, заглянем за кулисы? Занавес!
![](https://xn----8sbebnabwjokrslkgcu8a9d9f.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/01/DSC_0887.jpg)
Две королевы
Копилка новогодних историй «Варианта» на этот раз пополнилась «Зеркалом Снежной королевы». Ее предложили поставить сами актеры. Как подчеркивает художественный руководитель «Варианта» и режиссер постановки Юрий Крылов, точкой отсчета стала история Ханса Кристиана Андерсена, а не вариант советского драматурга Евгения Шварца. Да, в нашей стране у Снежной королевы сложилась своя мифология, два прочтения, и пьеса Шварца как-то подзатмила оригинал. Напомним, что философская поэма для детей и взрослых, состоящая из семи историй, впервые увидела свет 21 декабря 1844 года. А почти через сто лет, в 1938 году, появилась пьеса-сказка в четырех действиях советского драматурга.
– История, написанная в тридцатые годы, это, скажем так, более идеологический вариант. Более того, Шварц объявил Снежную королеву врагом народа. У Андерсена же другая история. При изучении библиографических материалов мне запал в душу один факт: последними словами Андерсена были «Вот идет Ледяная дева». Он всю жизнь исследовал этот феномен. У него также была сказка «Ледяная дева». Поэтому если мы хотим изучить, глубже понять, о чем же написал автор, гениальный датский сказочник, то стоит читать эти две сказки, – Юрий Анатольевич поясняет, как популярной версии вернули первоначальный замысел.
Собеседник «Вечерки» в подтверждение своих слов тут же проводит экспресс-экзамен: а сколько лет длятся странствия Герды в поисках владений Снежной королевы? Сколько потребовалось ей, чтобы обойти полсвета? Сразу признаемся, этот тест не сдали…
– Семь лет, – сжалился Юрий Анатольевич. – Когда Герда находит Кая, ей исполняется 13 лет. По меркам тех лет, она уже достаточно взрослая.
Герда взрослеет на глазах зрителей, ее облик меняется. Так что у актрисы Светланы Юровских оказалась непростая задача. Тем более, это была для нее первая большая и серьезная роль.
– Да, мне нужно было «вырасти» на сцене, заново переродиться. Изначально было тяжело и страшно – играть положительного героя, да еще и чистую душу, – делится Светлана. – Но в процессе поняла, что с Гердой мы очень близки: я – эмоциональный человек, руководствуюсь душой и сердцем, а не разумом. И детская наивность, несмотря на мой возраст, до сих пор со мной. Думаю, что желание видеть в людях хорошее, верить в людей, это и есть то общее, что помогло мне сыграть Герду.
Некоторые знакомые, добавила собеседник, узнавали сразу, а кто-то только к концу спектакля понимал, кто на сцене. А некоторые зрители думали, что Герду играют две актрисы.
Текст вообще насыщен символами. Не все, что скрывать, современный читатель и зритель считывает сразу. Однако во времена Андерсена эти шифры были вполне понятными. Так, к примеру, неслучайно писатель выбрал именно розы, и двух цветов: алую – олицетворение Христа, белую – Девы Марии. Не говоря о том, что зеркало – само по себе предмет мистический. Далее, в ткань повествования вплетены и другие отсылки, уже по сценарию «Варианта»: Каю посланник королевы дарит криптекс – поклонники Дэна Брауна и загадок Леонардо да Винчи оценят этот ход. И Кай по заказу Снежной королевы, жаждущей захватить мир, собирает оптическую систему – и осколками здесь служат … сотовые телефоны. Зеркальце, настоящее, тоже будет – его хранит Герда. К слову, оно в виде сердца. И именно оно станет ключевым элементом.
Игры разума
Следует подчеркнуть принципиальный момент. Герда – воплощение души, Кай – разума, интеллекта, который не приемлет эмоций, чувств.
– Имя Герды, в одном из толкований, означает связь между небом и землей, Кая – рожденный в земле, – продолжает Юрий Крылов.
То есть, по сути, перед нами – история паломничества, не просто путешествие – путь взросления, преодоления. И финал истории – это единство разума и души, природного и придуманного.
В постановке Герда странствует, переходя по странам-царствам, владениям сестер Снежной королевы. В каждом – свое испытание. Так, в царстве Весны – Персии – отважная душа рискует забыться. В гостях у Лета – Японии – проходит проверку богатством. А что с разбойниками? В версии «Варианта» они воплощают Осень и перенесены волей постановщика в Шервудский лес.
Не будем пересказывать все перипетии сюжета и другие находки постановки. Скажем, что Снежная королева не оставила без внимания посягательства на свою вотчину. И тоже решила испытать актеров. Так, перед премьерным показом заболел исполнитель роли Кая. Срочная замена! Эту миссию выполнил Павел Рыжаков. Причем для актера это был дебют на первоуральской сцене. И дебют в сказке. Да, первые спектакли дались, по признанию Павла, непросто, но, уверены, зритель этого не заметил.
– Я служил в Рыбинском драматическом театре, вообще сам из Омска. Так вот, в декабре мы только сыграли премьеру – спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Островского. И потом приехал сюда, в Первоуральск. Мой типаж – это социальные роли. Никак не мальчика. Тем интереснее оказалась задача. Меня приятно поразило, что в спектакле костюмы соответствуют своему времени: сегодня на сцене нередкостью стало, что герои носят современные костюмы. Был впечатлен, как работает с пространством Юрий Анатольевич Крылов: сцена, в отличие от тех, к которым я привык, значительно меньше. При этом зритель этого не ощущает, – делится Павел Рыжаков.
Так что, Кай все же победит? Все же нет, отвечает актер: в нем нет души и сердца.
Насколько же зрители оказались готовы принять сказку-притчу? Знаете, этот экзамен выдержали. При том, что были родители, которые приводили малявок лет трех. Взрослые явно исходили из того, что увидят привычную милую сказку про Герду, Кая и их приключения. Так вот, из зала никто не сбежал. А в группе театра в социальной сети «ВКонтакте» потом были отзывы-благодарности.
19 вариантов сценария было создано для «Зеркала Снежной королевы»
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова