Этой осенью не пропустите сезон телевикторины «Умники и умницы». Болеем за наших – свердловских школьников, своим умом обеспечивших себе путевку в финал. Причем среди победителей регионального этапа – старшеклассница лицея N21 Мария Мальцева. Десятиклассница разгадала загадку профессора и теперь готова ответить на любой вопрос об истории родного края.
Областной этап популярной олимпиады, одной из старейших телепередач, состоялся 27 апреля. Экзамен принимал сам ведущий – профессор Юрий Вяземский. Проходил интеллектуальный турнир в историческом месте – доме Севастьянова в Екатеринбурге, резиденции губернатора, по инициативе министерства образования и молодежной политики Свердловской области, «Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» и Благотворительного фонда «Эмпатия».
По итогам испытаний жюри выбрало трех победителей и двух призеров. Все они получили денежное вознаграждение от благотворительного фонда «Эмпатия». И конечно, без дополнительных испытаний смогут бесплатно поехать на съемки всероссийской телевизионной олимпиады в Москву. А если поступят в МГИМО, в течение первого года будут получать стипендию. Более того, с этого года введено дополнительное поощрение: участники регионального отбора могут претендовать на стипендии, если поступят в свердловские вузы.
Вместе со старшеклассницей лицея №21 победителями стали ученицы школ города Каменска-Уральского и деревни Буланаш. Напомним, что Мария Мальцева – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников-2024 по истории и МХК. Причем по истории до первого места оставалось совсем ничего. А теперь Мария сдала экзамен самому профессору МГИМО.
– Девочка Маша, случаем, не смотрела ли вместо «Спокойной ночи, малыши!» передачу «Умники и умницы»?
– Меня вырастили и воспитали преданные поклонники передачи «Умницы и умники» – мама и бабушка. Поэтому программу смотрела, пусть не всю, какие-то отрывки. Правда, не всегда могла правильно расшифровать даже тему, но восхищала уверенность, с которой умники и умницы давали правильные ответы на самые каверзные вопросы. И это брало верх над непониманием. А когда стала старше, изучила правила олимпиады и переняла любовь к ней у своих родных.
– Теперь понятно, что не участвовать не могли. Но все же что стало вашим мотиватором?
– Мне захотелось значительно углубить свои знания в разных направлениях, а затем ярко показать их. Хотелось познакомиться с ровесниками, которые так же увлечены гуманитарными дисциплинами, как и я. И привлекла возможность поступить в один из ведущих вузов страны без вступительных испытаний, но об этом говорить еще очень рано.
– Через какие тернии пришлось пройти на пути к звездам? Я об отборочном этапе.
– Он включал два конкурсных испытания: сначала надо было написать эссе на краеведческую тему и ответить на вопросы об истории родного региона. По его результатам выбрали финалистов. И из их числа – уже тех, кто будет участвовать в региональном отборе, по результатам игры, которая проходила по образцу телепередачи. Это был тот самый случай, когда одновременно и сложно, и интересно. Качественная подготовка к конкурсу требовала много усилий. Но я получила и большую отдачу, когда поняла: мой багаж знаний пополнился настолько, что его хватило не только на сам конкурс, но и на то, чтобы удивить моих близких.
– Как дался сам региональный этап?
– Многие, в том числе и я, не понимали, чего им ждать от предстоящей игры. Возможно, кто-то и видел во всех конкурентов, но мне, наоборот, хотелось завести друзей. Мне посчастливилось познакомиться с восхитительной Мариам и незаурядным Романом, мы общались в перерывах, и они разделили со мной радость победы.
– Мария, «пятачок» на удачу (сейчас уже можно сказать) в обувь положили?
– Пятачок остался в кошельке, на проезд. Я к приметам отношусь спокойно. И черных кошек люблю. Все, как советовал Карлсон: спокойствие, только спокойствие. Главное, чувствовать поддержку: родных, друзей, школы. Это отлично заряжает.
– Среди вопросов, которые задавались на областном этапе, были ли, как говорят, ваши? Пригодилось ли что-то из копилки?
– Да. А моим вопросом стала загадка от Юрия Павловича Вяземского, она изначально не входила в сценарий. Он сказал, что у него имеется копия скульптуры Эрнста Неизвестного в шести экземплярах. Один из них он подарил человеку с фамилией Эрнст, другую – ректору Торкунову. Нужно было отгадать, о чем речь, и назвать саму скульптуру. Мне удалось соединить все факты и понять, что загадана статуэтка премии «Тэфи», а ее авторы за образец брали скульптуру Эрнста Неизвестного «Орфей». Любовь к искусству и творчеству свердловского мастера меня не подвела и помогла заработать еще один «орден».
– Кстати, сам Юрий Павлович потом сказал, что это был единственный вопрос по уральской тематике, который он знал. А сам сценарий назвал тяжелым. И отметил хороший уровень подготовки участников. Вопросы тура, действительно, не по учебнику и Гуглу. Где еще блеснули эрудицией?
– Например, нужно было разбираться в архитектуре и главных достопримечательностях Екатеринбурга. У нас, участников, спрашивали назначение Дома промышленности и торговли, уточняли, почему в квартирах, расположенных в Городке чекистов, изначально не было кухонь. Или, допустим, интересовались, в чем отличие Ивановского и Михайловского кладбищ. Следующая тема касалась промышленности, но и здесь вопросы тоже были нестандартные. Так, когда я была агонистом, мне необходимо было от информации о месте работы человека в администрации города прийти к Каслинскому чугунному павильону. Вопрос же был такой: в кабинете одного из высокопоставленных людей висит фотография одного творения, а само оно находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Требовалась назвать его и рассказать предысторию появления. Следующий блок вопросов был посвящен известным уральцам, среди которых Эрнст Неизвестный, Павел Бажов, Сергей Алексеев. Здесь уже нужно было знать и их труды, и мельчайшие подробности биографии.
– Какое впечатление произвел Юрий Павлович Вяземский?
– Он такой же, как и на телеэкране. Профессора отличает интеллектуальная харизма, она уже его визитная карточка. Только в реальной жизни его комментарии и шутки еще более изящны. Мне очень хотелось подойти к уважаемому гостю и попросить его оставить автограф на форзаце книги – третьей части учебника истории, изданного МГИМО. В перерыве удалось найти свободную минуту у Юрия Павловича. Книга, правда, в силу обстоятельств так и осталась без подписи, зато о том, что прохожу в следующий этап, я узнала от него самого. Он уточнил мою фамилию и сказал: «До встречи в Москве!»
– Как думаете готовиться к решающей битве?
– Всероссийский этап для меня начнется в середине ноября. А подготовка стартует уже в августе, когда сообщат темы четвертьфинала. Посоветовавшись с призерами и победителями прошлых лет, выяснила, что время до публикации тем лучше потратить на психологическую подготовку и отдых. Уверена, что в этом есть истина.
Наталья Подбуртная
Фото предоставлено фондом «Золотое сечение» и Марией Мальцевой