Не стало Артура Бушманова, музыканта, композитора и аранжировщика… Человека, знакового для Первоуральска. Вот и прозвучала Мелодия жизни длиной в 61 год…
Биография Артура Анатольевича, даже если только тезисно перечислять, впечатляет. Создатель первоуральских рок-групп «Урфин Джюс», «Первоуральск» и «Луна-Парк». Лауреат конкурсов «Юность комсомольская моя», «Надежда», дипломант международных конкурсов «Шлягер-92» и «Европа Плюс-93». В составе легендарной музыкальной команды «КАВА», широко известной в театральном мире России, стал призером международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова. Автор песни, которая звучит в финале всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза», который проходит в Нижнем Новгороде и Москве. Сотрудничал с топовыми российскими музыкантами. И это далеко не полный список.
Большая глава была связана с театром драмы «Вариант». Артур Бушманов больше 10 лет заведовал музыкальной частью театра, написал музыку для 50 постановок. Его «крестным отцом» стал Сергей Губарь, основатель театра. Вот что по этому поводу рассказывал сам Артур Анатольевич в материале, опубликованном в «Вечернем Первоуральске»:
– Сергей Николаевич как-то увидел, что я на сцене, играя на бас-гитаре, не стою, как обычно все делают, а сижу на стуле. Я сделал это из некоего хулиганства, но Губарь, глянув глазом театрального режиссера, это оценил. И предложил написать музыку к спектаклю «Айболит и Бармалей», который потом играли два десятка лет. Потом были Чехов, Шекспир и так далее.
Артур Бушманов, член Союза театральных деятелей РФ, член Российского авторского общества:
– К тому, что я стал театральным композитором, с одной стороны, меня подвела жизнь: группы распались, а с другой стороны, мне стало более интересно то, как, например, озвучить некую театральную сцену, чем петь песни. Передо мной поставили новую задачу, которую надо было решить. И это оказалось значительно интереснее, чем эстрада. Сцена привлекает другим: поклонники, аплодисменты, но это – мишура, а тут…
(из интервью газете «Вечерний Первоуральск», 2019 г.)
В монологе, вышедшем в газете «Городские вести», Артур Бушманов называл театр праздником, который существует для того, чтобы мы получали то, чего не получаем в жизни. И считал новомодные постановки с их тягой к мату неприемлемыми:
– Переносить на сцену то, что я слышу у каждого магазина, для меня не есть искусство.
При этом Артур Анатольевич говорил, что, да, он – музыкант и композитор, но больше всего все же продюсер, то есть управленец. И, со свойственной ему иронией, добавлял, что душа у него вообще лежит к рыбалке. Что же привело к творчеству?
– У меня не было четкого осознания, что я буду музыкантом. Дед мой играл на многих музыкальных инструментах, маму, Нину Николаевну, приглашали в театр оперетты. Но я был обычным пацаном: родился, учился. В восемь лет мама записала меня в музыкальную школу на Динасе, где я овладевал игрой на фортепиано, но через полгода занятий ушел. Мне интереснее было в футбол играть, хотя преподаватель меня хвалила. Путешественником хотел стать, журналистом. Отец, Анатолий Петрович, работал в «Вечернем Первоуральске», тогда еще в «Подзнаменке». Дома у нас часто сидели журналисты. Направлений было много, сыграло роль то, что… Короче, было желание как-то выделиться. Сначала я пошел в спорт: в боксе – по лицу набили, в хоккее – нос сломали, в штанге – легковесом не хотелось быть, да и мама запретила: мол, маленьким будешь, не вырастешь. Оставалась музыка, – вспоминал собеседник «ВП».
В школьные же годы он занимался в клубе «Абрис». А там – походы, песни у костра под гитару. Тоже захотелось быть в центре внимания. Поэтому и взял гитару в руки.
– Выучил пару песен, спел под гитару, для друзей – отлично, среди девушек – вообще ништяк. А вот дальше пошло шире и больше. Через три месяца после того, как я в первый раз взял гитару, у меня уже была своя музыкальная группа в школе, – делился композитор.
В 14 лет Артур пришел в народный джаз-оркестр к Александру Цалеру. Зашел и сказал: «Запомните, меня зовут Артур Бушманов».
Артур Бушманов, член Союза театральных деятелей РФ, член Российского авторского общества:
– Жизнь как рок-н-ролл. Это философия – как кунг-фу, например. Совсем не обязательно играть на гитаре, чтобы быть рок-н-ролльщиком, можно вообще ни на каком инструменте не играть и не носить узкие джинсы. Это оторванность от политики, от социальных вещей. Он был всегда. Декабристы, например, тоже рок-н-ролл. Рок-н-ролл – образ жизни, а не стиль в музыке. Для меня «Воздушная сюита» Баха – рок-н-ролл, потому что пронимает, пронимает до сих пор, крутяк.
(из интервью газете «Городские вести», 2015 г.)
Добавим, что в детстве и юности много читал, это вообще было свойственно «рожденным в Советском Союзе». Благо, дома была огромная библиотека. Своим писателем считал Эрнеста Хемингуэя. Мог цитировать наизусть фразы, которые зацепили. И, как и о его любимом авторе, об Артуре Анатольевиче не скажешь, что он – как все, шагает в одном строю. Он отличался всегда. Даже когда служил в армии – был морским пехотинцем – не стал, как многие сослуживцы, делать татуировки.
При этом Артур Бушманов умел притягивать таких же неординарных людей. Может, поэтому и стал замечательным педагогом. Этот талант в полной мере раскрылся, когда вместе с супругой Катериной Ряписовой он создал детский театр «Три апельсина». Артур Анатольевич отвечал как раз за музыкальную часть. Также у него была студия эстрадного искусства, на базе которой выросла детская студия «Чиполлино».
И вот – печальная новость. 3 апреля Артура Анатольевича не стало… В соболезнованиях друзей звучало: «Космического рок-н-ролла и вселенского блюза!»
Наталья Федорова
Фото из архива редакции