Новости России и мира
[location-weather id="12010"]
logo

Цирк в голове: история юного «воздушника»

07.06.2024

Когда Ярославу Овечкину было пять, он впервые увидел тот самый Цирк. Это случилось на новогоднем представлении, куда мальчик пришел вместе с мамой. Плавно парящие в воздухе артисты в блестящих костюмах, софиты… Сегодня уже десятилетний Ярослав признается: мечта о цирке с тех пор не покидала его ни на секунду. И уже четыре года он сам – среди тех, кто парит под куполом.

Первый шпагат – дома

Но вернемся к началу истории. А началась она на самом деле еще до знакомства с цирком. Ярослав, тогда еще – совсем малыш, твердо решил найти себе занятие по душе. Да не просто так, а по примеру старших братьев.

– Когда Ярославу исполнилось пять лет, он подошел и сказал: «Мама, все куда-то ходят! Слава (старший брат) – поет, Стас (средний) – в баскетбол играет. А я что?» Тогда я спросила, чем он хочет заниматься. Ответ пришел сам собой на новогоднем представлении театра-студии «Три апельсина» и Образцовой цирковой студии «Улыбка». Как он смотрел на «воздушников»! У ребенка загорелись глаза, и когда он вышел из зала, сказал: «Вот, хочу так же!» – вспоминает мама мальчика Наталья Овечкина.

Это был год пандемии – по понятным причинам нового набора в «Улыбку» не предвиделось. Надо сказать, что карантин был не единственной загвоздкой: в группе акробатики занимались ребята с семи лет, а Ярославу к следующему сезону должно было исполниться всего лишь шесть. Мысли о том, чтобы подождать год, у малыша даже не возникло: вместо вопроса «Разве у меня получится?» в голове мальчика звучало «А точно возьмут?»

– Чтобы у педагога не было сомнений, брать ли его в группу на год раньше, Ярослав решил заниматься сам. Началось что-то невообразимое! В свои пять лет он находил видеоролики, где учили растяжке, делал по ним упражнения. Результат – первый самостоятельный шпагат, – рассказывает Наталья Анатольевна.

Опасное мастерство

Несложно догадаться, какое решение приняла руководитель Образцовой цирковой студии «Улыбка» Эльгиза Рамазанова. Что интересно, сам Ярослав столь непростой и упорный путь к цирку считает делом обычным.

– За все четыре года, что я занимаюсь, не помню, чтобы когда-то у меня были трудности, – признается юный артист. – Даже в начале – мне все нравилось и все получалось, давалось легко. С самого начала я хотел стать «воздушником», поэтому, когда только пришел в группу, меня сразу начали готовить к ремням, а потом уже – к трапеции. Правда, на ремнях бывает тяжело – особенно, когда сажусь на шпагат в балансе. Это когда ты стоишь, руки – в стороны либо вперед, и вот так – на шпагат.

Пояснение для непосвященных: ремни – снаряд в воздушной гимнастике, состоящий из двух вертикально свисающих ремней или строп. В них можно закрепить ноги или руки – в зависимости от трюка.

– Мой самый любимый трюк на ремнях – это флажки. Получается, ты раскручиваешься, делаешь мах ногой, ложишься на руку, а затем с помощью силы снова делаешь мах и ложишься назад, – поясняет Ярослав.

– Но все-таки лучше всего у него получается баланс. На последнем выступлении сын не просто сидел в шпагате, а еще и жонглировал! Это, я считаю, уже мастерство, – с гордостью отмечает мама мальчика.

Все, что перечисляют Ярослав и Наталья Анатольевна, юный артист выполняет в воздухе. Мастерство мастерством, но, будем честны, первая мысль, которая закрадывается в голову зрителя: а если упадет?

– Первый раз я увидела сына на ремнях на его первом выступлении. Как сейчас помню, это было закрытие смены лагеря дневного пребывания. Конечно, я была просто в ужасе! Было очень страшно. Неужели мой сын просто так парит в воздухе и даже как будто бы без страховки? Потом педагог объяснила, что ремни сами выполняют функцию страховки, и, в крайнем случае, если что-то пойдет не так, ребенок приземлится на мягкие маты, – рассказывает Наталья Овечкина.

В том числе в целях безопасности, перед тем как подняться на высоту – до трех метров, каждый трюк Ярослав отрабатывает минимум сто раз. Таково золотое правило Образцового цирка «Улыбка», и это – в рамках одной тренировки.

Одна цирковая семья

– Наше занятие начинается с того, что мы приходим в зал и начинаем разминаться. Либо силовая подготовка, либо эквилибристика – это когда ты встаешь на руках и держишься в таком положении. После разминки, на которую уходит около часа, расходимся по снарядам. Все занимаются разным: есть полотна, антипод, ходули, хула-хупы, уницикл… – перечисляет сложные для понимания обывателя термины Ярослав.

Тренировки у основной группы студии проходят пять дней в неделю, во вторник, четверг и воскресенье ребята остаются на дополнительные занятия по акробатике для отработки рандатов, сальто, фляков и других трюков. В эти дни артисты трудятся по пять с половиной часов! Наш герой добавляет, что во время подготовки к отчетному концерту выходной на неделе был всего один – понедельник.

– Я справляюсь с таким ритмом – и в школе учиться успеваю, и даже погулять. Тем более, в «Улыбке» у меня много друзей. Мы как одна большая семья, – улыбается артист.

– Да, так и есть, – соглашается с сыном Наталья Анатольевна. – Ребята всегда помогут, поддержат, где надо – смотивируют. В общем, все друг за друга. Замечательная атмосфера, и здесь нужно сказать спасибо руководителю студии Эльгизе Рамильевне.

Наталья Анатольевна не понаслышке знает, о чем говорит: она часто сопровождает дружный коллектив в творческих поездках и в шутку называет себя «цирковой мамой».

«За любой кипиш»

В числе постоянных маршрутов «Улыбки» – Первоуральск-Тюмень. Из года в год фестивальная компания при поддержке Росгосцирка организует там детский конкурс, откуда Ярославу уже удалось привезти награды за второе и третье места.

– Еще мы участвовали в конкурсе в Казани, там я занял первое место. Кубок поставил в своей комнате, – с воодушевлением рассказывает юный «воздушник». – А когда были в Асбесте и начали объявлять результаты, смотрю – меня в списках нет. Уже и дипломантов назвали, и лауреатов. Думаю: ну, нет, не может быть Гран-при… Оказалось –  может! Теперь в зале студии стоит мой первый диплом за лучшее выступление и кукла, которую вручили вместе с ним.

Говоря о самых ярких достижениях Ярослава, нельзя не вернуться к последнему отчетному концерту студии. Весной Эльгиза Рамильевна предложила воспитаннику за два дня попробовать сделать номер на новом для него снаряде – трапеции, чтобы включить его в программу. Наш герой согласился на авантюру практически без раздумий и справился с поставленной задачей.

– Ярослав, что называется, за любой цирковой кипиш! Что бы то ни было – новый реквизит, новые идеи… Он слышит меня, а для качественного результата очень важно, когда ученик слышит своего педагога. Мы много тренируемся с Ярославом, и мне как педагогу интересно работать с ним. Но этого всего бы не случилось, если бы у него не было «цирка в голове» – желания заниматься и, что немаловажно, понимания культуры циркового искусства и его основ безопасности, – рассуждает Эльгиза Рамазанова.

Домашняя арена

Цирк настолько в голове у Ярослава, что на протяжении пяти лет он продолжает заниматься не только в студии, но и дома. Наш герой отмечает: чтобы сделать номер на трапеции, пришлось много трудиться над растяжкой.

– Дома я чаще всего занимаюсь тем, что растягиваю спину, отрабатываю шпагаты. На трапеции без шпагатов – никуда. Для тренировок дома у меня даже есть специальный снаряд – полотна, – не без нотки гордости говорит артист.

– Их мы подарили сыну на день рождения. Папа прикрутил к потолку крючок, установил снаряд. С тех пор Ярослав парит под потолком еще и дома, – улыбается Наталья Овечкина.

Что интересно, теперь уже старший брат Стас, последовав примеру младшего, решил попробовать себя в цирковом искусстве. Он занимается в студии уже второй год, акробатикой и жонглированием.

– Недавно разговаривали с мальчиками о том, кем они видят себя в будущем. Ярослав планирует поступать в цирковое училище. Если до окончания школы его желание не пропадет, я, без сомнений, поддержу его в этом и помогу чем смогу.

– Не пропадет. А после училища хочу пойти в тюменский цирк – там здорово выступать.

– Ну, это мы еще в московском не были… – смеется мама.

Анастасия Антошина

Фото предоставлены Натальей Овечкиной