logo

«Вариант» представил новое прочтение спектакля «Космос»

01.03.2024

В День защитника Отечества театр драмы «Вариант» представил новое прочтение одной из глав «Сказаний о земле Уральской» – спектакля «Космос». Сюжет построен на расследовании обстоятельств гибели Георгия Бахчиванджи в ходе испытания самолета-ракеты. «Вариант» предлагает свою версию событий, где сплелись драма и поиски врагов, а герои должны сделать единственный Выбор.

Напомним, что в этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза летчика-испытателя Георгия Яковлевича Бахчиванджи. Его имя связано главным образом с испытаниями БИ-1, ближнего истребителя с жидкостным ракетным двигателем. Не будем углубляться в подробности, поскольку перипетии этой драмы широко известны. Что важно? БИ-1 в итоге – этот тот случай, когда отрицательный результат – тоже результат. Собственно, спектакль начинается как раз с того, что зрители видят макет БИ-1 и фото его преемников, современных сверхзвуковых самолетов. Далее, в ходе испытаний – седьмого полета на третьей версии самолета – Григорий Бахчиванджи погиб. Это произошло 27 марта 1943 года. Согласно заданию он должен был разогнаться до скорости 800 км/ч в горизонтальной плоскости на высоте 2 километра. До 78-й секунды полет проходил штатно, а потом самолет сорвался в пике… После ЧП было отменено строительство партии опытных машин.

Причина гибели испытателя долгое время оставалась неизвестной. До 1962 года, когда покорение больших скоростей открыло еще одну тайну. Оказалось, при том уровне развития техники, какой был в сороковые годы, испытания БИ-1 по-другому закончиться не могли. Спектакль «Космос» как раз предлагает перенестись в май 1943 года и представить атмосферу тех лет. Найти виновного – вот задача, которую поставили перед следователем Лагутиным, однако, как мы знаем, врага нет. Это и создает коллизию постановки. На сцене мы видим работу конструкторского бюро, разместившегося в стенах храма во имя святой Троицы.

Георгий Бахчиванджи в «Космосе» по сути – воспоминания тех, кто его знает. В том числе и Ольги, боевой летчицы, в военном прошлом – «ночной ведьмы», а в данном времени – начальника особого отдела, помощника следователя. Ее лицо обожжено – а кого в те годы не обожгла война? Роль Ольги исполняет Ольга Саввиди, и зрители по праву считают, что она не сыграна – прожита. Как говорит сама Ольга Юрьевна, роль выстраивалась по миллиметрам.

– В пьесе у автора Ольга – молодая. Да, возраст не указан, но понятно, что я старше, чем те девочки из ночного бомбардировочного авиаполка, которых называли «ночными ведьмами». При постановке думали, какая история может быть у нашей Ольги. Пришли к выводу, что ее становление как летчицы было в довоенный период. Ее готовили к другому: полетам, соревнованиям, – размышляет Ольга Саввиди. – В то время летчики были героями, ими восхищались. Это сейчас профессии космонавта и летчика стали обыденностью, главный герой, к сожалению, – блогер с большим количеством подписчиков.

И роль «ночной ведьмы», действительно, личная история.

– Война, конечно, не обошла нашу семью. Мой дедушка, Константин Григорьевич Саввиди, во время войны служил на Дальнем Востоке на флоте, занимался доставкой продуктов, – делится Ольга Юрьевна. – Я здесь, в Первоуральске, лет десять вела парады Победы. Когда прошел первый Бессмертный полк, это все было на моих глазах. И, как сейчас, помню то ощущение: стоишь на трибуне, а мимо тебя идут люди с фотографиями своих защитников… Не знаю, с чем сравнить. Я не могла произносить текст, потому что человек восприимчивый в силу своей профессии. Великая Отечественная война – печальная история нашей страны. А с другой стороны, берет гордость, что люди Помнят. Есть традиции. Тогда мы – нация, мы – страна, мы – люди. И одна семья. И то, что у нас в театре идут такие спектакли, я считаю, очень здорово.

Зрители «Варианта» с Ольгой Юрьевной солидарны. В репертуаре «Варианта» тема войны раскрывается в нескольких постановках. В чем отличие именно «Космоса», прежде всего версии-2023? Разговор продолжим с Юрием Крыловым, художественным руководителем театра.

– «Сказания» – проект живой, поэтому рекомендуется ходить в театр из года в год, поскольку спектакли разные. Находим новые артефакты, новую информацию, что-то уточняем, делаем более точным исторически, – поясняет Юрий Анатольевич. – Что касается «Космоса». Мы изменили акценты в связи с известными событиями, которые происходят сегодня. Тогда было важно показать, что такое – жить в военное время. Наша жизнь с тех пор изменилась, мы ставим перед собой другие задачи, и театр в том числе.

В спектакль, продолжил художественный руководитель, введены дополнительные персонажи, они тоже становятся соучастниками событий. Это билимбаевские дети, дети того времени. В той версии спектакля они были в одной сцене, сейчас – полноправные участники. И они сыграли немаловажную роль, зрители это увидят.

– Я задавал вопрос школьникам, нашим волонтерам: «Где были отцы? На фронте. Где были матери? Занимали место мужей. Где были дети? в игрушки играли, футбол гоняли? Нет, тоже были вовлечены в общий процесс, когда все для фронта, все для победы». Если надо помогать конструкторам – помогали, если требовалось, были курьерами. И решение, которое в итоге принимает следователь Лагутин, которое в корне меняет его отношение к жизни, он делает и под воздействием этих детских глаз.

Наталья Подбуртная

Фото Андрея Попкова