logo

Владимир Тумаков: «Хочется рисовать всегда и все»

21.03.2024

Вы хотите увидеть «IZO-брожение»? Точнее – творческий путь Владимира Викторовича Тумакова, чье имя хорошо известно, как и всей его замечательной и удивительной семьи. Тогда приглашаем на персональную выставку, где бродят и чудеса, и котики, и другие хорошие знакомые художника.

Нужны СоУчастники!

Официально «IZO-брожение» – своего рода творческий отчет к предстоящему юбилею. В мае этого года Владимиру Викторовичу исполняется 70 лет. Вообще-то для него более привычен другой, скажем так, жанр, когда выставляются работы и супруги, Веры Викторовны, и дочерей, Натальи и Ольги. В скором времени появятся и работы внучки Анастасии. Как замечает собеседник, в его семье не рисуют только коты (но это пока), предпочитая оставаться моделями. Впрочем, на выставке «IZO-брожение» вы встретите их всех – на портретах.

Владимир Викторович шутит, что он не привык оставаться в одиночестве. Вот когда работает, тогда другой разговор – лучше «прятаться» среди работ своих родных, более талантливых. Что ж, настоящим художникам свойственно критически относиться к своему творчеству. Ах, сколько картин не увидело свет, было переписано! Однако зрители другого мнения.

– На открытии собралось человек сто, даже больше. Ученики, преподаватели школы, постоянные посетители выставок. Удивительно! Мне было интересно, а что привлечет внимание? – делится собеседник. –  Детей – автопортрет, я там из-за листвы выглядываю, а рядом какие -то зверюшки, смешные. Ребята понять не могут, кто это. И что я имел в виду, тоже не знают – а я так вижу, как говорил Сальвадор Дали. Не исключаю, что там инопланетные звери, может, прародители наших котов, потому что коты тоже какие-то космические существа с необычными свойствами. Да и люди неизвестно откуда взялись. Вопрос открытый… Взрослые же внимательно смотрят все картины: «Мы придем сюда еще один раз, хотим рассмотреть все хорошенечко». Значит, что-то зацепило.

К слову, при всем уважении, главные герои картин не только коты. Наравне с портретами своего рода визитной карточкой Владимира Тумакова стали пейзажи. Причем их нет-нет да и украсит сорока, всегда летящая – Владимир Викторович уже считает ее своим тотемом. Почему бы и нет?

Что же хотел сказать автор в своем произведении – вопрос на все времена, самый яркий тому пример «Черный квадрат» Казимира Малевича. В семье Тумаковых почетную роль «переводчика» обычно выполняет Вера Викторовна.

– За ней ходит группа товарищей и ее слушает. Она меня знает, что я имел в виду, ну и трактует по-своему. Самое же главное, что у нее еще и язык образный, – добавил собеседник и продолжил свое «брожение» мысли о восприятии творчества, ведь искусство само по себе не живо. – Рассчитываю, что зритель будет соучастником. То есть сопереживающий, воспринимающий объективность по-своему. Потому что когда художник говорит, что он там чего-то хотел, об этом вообще говорить не надо: потому что каждый видит то, что он видит. Удачная картина получилась или нет, я определяю так: слышу музыку – да, нет – значит нет.

Можно сказать, что выставка дает такую «пищу» для ума и сердца. И, конечно, здесь представлена лишь часть работ, созданных Мастером. Какие-то из них зрителям знакомы, к примеру, Хозяйка Медной горы, ставшая лицом экспозиции. Добавим, что ничуть не меньше хранится и в школе-студии «Палитра», которую семья Тумаковых открыла почти
10 лет назад. Поверьте, это настоящая картинная галерея!

Краски жизни Тумаковых

Предлагаем Вере Викторовне и Владимиру Викторовичу творческое задание: взять сюжеты из своей жизни. Подчеркнем, что в этом году они отметят золотую свадьбу.

Итак, первые изображения.

– Я родилась в Нижнем Тагиле в семье рабочих. В шестом классе поставила перед собой цель: нарисовать сто бумажных кукол в нарядах XVIII-XIX веков. Когда мне было восемь лет, мы с родителями побывали в Эрмитаже, и на меня это произвело большое впечатление. Мама с папой часто бывали в Москве и привозили мне краски «Нева» и беличьи кисти, – говорит Вера Викторовна. – А еще мне везло на людей. В седьмом классе надо мной взяла шефство учитель изо Ольга Петровна Могилевич. Добавлю, что дядя по папиной линии работал художником в театре Нижнего Тагила.

Владимир Викторович – первоуральских корней. Его красочная история тоже из детства.

– Мы жили на улице Чкалова, и как-то дядя в сарайке нашел альбом с моими первыми рисунками, я тогда пятиклассником был. У меня там индейцы скачут, какие-то форты, люди, сцены. То есть я тогда не боялся рисовать людей, а вот лошади никак не получались, чтобы скакали, пришлось учиться на ходу быстро рисовать.

Добавим, что потом на страницах «Подзнаменки» выйдет рецензия Виктора Кубрака, тогда, в 80-х годах, руководителя художественной студии ДК «Строитель», где он рассказывал о творчестве молодого художника Владимира Тумакова.

А познакомила Владимира и Веру учеба – в Нижнетагильском педагогическом институте на художественно-графическом отделении. Владимир Викторович добавил:

– Мне мой приятель Виктор Кубрак, он на год старше, сказал: поехали экзамен сдавать. Я ответил, что рисовать не умею. А он и говорит, что научит. На экзамене надо было нарисовать голову, гипсовую. И он меня научил за два дня. И мы поступили. А там встретились с Верой Викторовной и на втором курсе поженились.

Педагогический роман Тумаковых, следующее наше изображение, берет отсчет с 1976 года, когда молодая семья по распределению приехала в Первоуральск. В этом романе будут школа №2, где первое время работал Владимир Викторович, школа №7, куда поначалу направили Веру Викторовну, а потом, с 1986 года, они учительствовали вместе. Еще одна серьезная глава – преподавание в детской художественной школе с перерывом на работу в седьмой, потом Владимир Викторович был директором ПДХШ. Вера Викторовна – автор образовательной программы, удостоена званий Почетный работник народного образования, Заслуженный учитель РФ. Более 80 учеников Владимира Викторовича и Веры Викторовны выбрали профессию, связанную с изобразительным искусством. И дочери в их числе.

– Педагогический секрет?.. Быть профессионалом. И жить своим делом, – считает Вера Викторовна.

 

Ольга Маглиева, дочь автора выставки:

– Мы с сестрой родились в семье художников. Наши родители кроме этого еще и очень хорошие учителя. Когда я была маленькой, мне казалось, что все так и должно быть. Когда все дома умеют рисовать, на всех стенах висят картины, и все пронизано духом творчества – это нормально. Сейчас я понимаю, что нам с Натальей повезло: не каждый человек имеет возможность расти и формироваться в такой благоприятной обстановке. Да, родители были много заняты на работе, но мы всегда чувствовали их любовь, заботу и внимание. Что для нас главное? Наша базовая настройка – это красота. Умение генерировать положительные эмоции в нашем нестабильном мире – это порой настоящее искусство. Чем мы наполняем этот мир, тем он и будет.

– Краски – это ничто, краски нужно превратить в ЦВЕТ. А это – другая история. И тут надо смотреть. Смотреть и видеть. Видят не все. Мы учим смотреть на вещи и видеть. Любой человек нарисует, скажем, яблочко, дельфины тоже что-то там рисуют. Чего проще? Но не всем дается: у того же яблочка одна половинка на свету – это холодные краски, другая теневая – она теплая. Поэтому художник, который не умеет рисовать, нарисует здесь темненькое, здесь – светленькое. Тут бличок. Но это будет не яблоко… а макет. Живопись заключается в холодной теплости. Или теплой холодности, – размышляет Владимир Викторович. – Хочется рисовать всегда и все, потому что мир удивителен и бесконечен. Да, бывает так: все, брошу кисточки, сломаю этюдник. А потом через некоторое время – снова к холсту и пятерню в краски.

Персональную выставку Владимира Тумакова можно посмотреть до 29 марта, в выставочном зале ПДХШ по адресу: ул.Пушкина, 19-б. Предварительная запись по тел.: 63-67-92.

Наталья Подбуртная

Фото Андрея Попкова