logo

Грандиозный прорыв «Щелкунчика»

16.02.2024

Воспитанницы образцовой студии танца «Щелкунчик» под руководством Нелли Пещерских стали лауреатами I и II степени VII национальной премии в области современной хореографии «Приз хореографа Сергея Смирнова». Как говорит сама Нелли Аркадьевна, эти победы можно смело назвать самыми высокими наградами за всю историю «Щелкунчика».

До участия в очном этапе премии допустили лучших из лучших. И это – не пустые слова: в числе соперников первоуралочек были коллективы из профильных учебных заведений – училищ и институтов культуры. Премия носила закрытый характер – никаких съемок, никаких гостей. И побороться за приз именитого хореографа можно было только после отборочного тура.

– В прошлом танцевальном сезоне мы взяли семь Гран-при, в том числе и на международных конкурсах. Были и в Москве, и в Петербурге, и в Екатеринбурге… Решили, что такая высокая оценка разного состава жюри говорит о том, что пора брать еще выше и показать наше творчество на национальной премии, – рассказывает Нелли Пещерских. – Отборочный тур проходил в онлайн-формате, то есть с заявкой на премию нужно было отправить видео номеров, их Сергей Смирнов отсматривал лично. В октябре мы выбрали и записали три номера, представив их в двух номинациях: «За кругом» и «Сули» – в номинации «Современный танец» и «Гвоздь» – в «Малой форме».

Через месяц «Щелкунчику» пришел ответ: отборочный тур премии успешно пройден. Это значило не только, что студию ждали на очном этапе в Москве, но и что, по оценке жюри, воспитанницы первоуральской студии оказались в числе 45 лучших коллективов из сотни городов России и стран ближнего зарубежья. Казалось бы, можно расслабиться – уже среди лучших! Но «Щелкунчик» останавливаться на достигнутом не привык.

– Все коллективы, которые прошли отборочный тур, априори считались лауреатами национальной премии. Суть очного этапа была в распределении мест – I, II и III степень в каждой номинации и возрастной категории, – поясняет Нелли Аркадьевна. – Конечно, мы понимали всю ответственность – без дипломантов, одни лауреаты, это же какие серьезные коллективы! Были студии, приглашенные на очное выступление уже в пятый, шестой раз, а мы всего лишь в первый. Конечно, очень волновались. Начали усиленно тренироваться – собирались на прогоны каждый будний день, бывало даже, что и в выходные. Здесь надо сказать, как я горжусь моими девочками – выкладывались на все сто пятьдесят процентов!

К слову, поездка за призом Сергея Смирнова собрала десять воспитанниц «Щелкунчика» разных возрастов –  от 14 до 29 лет. Объединяет девушек большой опыт в танцах и наличие так называемого внутреннего стержня – умение показать пример, быть образцом для подражания. Эти навыки стали одной из составляющих успеха коллектива:

– Главное, основа основ – это техника, и именно поэтому мы занимаемся классическим танцем. Я сама регулярно езжу на мастер-классы, каждый год участвую в зимней мастерской «Эксцентрик-балета». Обязательно беру с собой девочек, вместе учимся, развиваемся, черпаем новые комбинации. И все не зря – жюри премии на очном «разборе полетов» отметило наш высокий уровень хореографической подготовки.

Однако это, по словам Нелли Аркадьевны, лишь полпобеды. Немаловажно, чтобы коллектив через танец мог выразить идею номера своим почерком, показав индивидуальность каждой из танцовщиц и команды в целом. Такого мнения придерживается и жюри национальной премии Сергея Смирнова. И с этим у «Щелкунчика» тоже полный порядок: именитые хореографы дали высокую оценку не только технике, но и особенной эмоциональности коллектива, умению пропускать танец через личную историю, свой жизненный опыт.

– Самый серьезный из трех представленных на конкурс – номер «Гвоздь». Это танец о расставании, одиночестве, когда от ранее близкого человека остается только плащ, висящий на гвозде в коридоре. Номер поставлен в жанре малой формы: на сцене были шесть человек, воспитанницы разного возраста. Честно, переживала: как мои 15-летние девочки раскроют, проживут такую взрослую тему? – признается Нелли Пещерских. – Но волнение было напрасным – жюри отметило, что у нас все получилось.

Надо сказать, что «Гвоздь», как и «Сули» – относительно молодой номер с историей порядка двух лет. А вот «За кругом» поклонники творчества «Щелкунчика» знают давно – номер проверен семилетним опытом выступлений. То, что их объединяет – разговор о душе, внутренней составляющей человека. «Сули» рассказывает о том, как человек раскрывается в любви. Прямо как цветок, который воспитанницы представляют в завершение номера. «За кругом», как отмечает Нелли Аркадьевна, созвучен известному стихотворению Бродского «Не выходи из комнаты»: героини показывают человеческую зону комфорта, «круг», за пределами которого мы начинаем чувствовать себя неуютно. И в финале девушки возвращаются обратно, в этот самый «круг».

– Нельзя не признать, что танец взрослеет. Дети танцуют сложную хореографию, через которую раскрывают взрослые темы. И каждый коллектив подходит к постановке индивидуально, у каждого – свое лицо. Посмотреть на лучших, поучиться у коллег – в этом еще одна ценность премии. Два дня сидели в зале, не отрывая глаз от сцены! Особенно понравился коллектив из Белоруссии, взявший Гран-при. А сами мы вышли на сцену только на второй день, около восьми часов вечера…

Перед выходом «Щелкунчику» дали десять минут на прогон – «пощупать» площадку, расставить точки. Выступать нужно было, к слову, на сцене московской гостиницы «Космос».

– Какая длинная там сцена! 16 метров, если правильно помню. Смотрим и думаем – это же какой нужно прыгнуть гранд батман жете по разметке сцены! – рассказывает Нелли Аркадьевна. – Стоя за кулисами, девочки переживали. «Как бы не забыть то, как бы не забыть это…» Успокаивала: «Ничего не надо повторять, тело все помнит. Главное – настроиться».

Из зала талант первоуралочек оценивали коллеги по сцене и экспертное жюри. В том числе Ашот Назаретян, ведущий хореограф «Эксцентрик-балета», Мария Тихонова, солистка «Балета Евгения Панфилова», Юлия Герасимова, заведующая отделением «Современный танец» Московского Губернского колледжа искусств, и сам учредитель премии Сергей Смирнов.

По словам педагога, выступили девочки на «ура». Такого же мнения придерживались и другие члены жюри, отметив коллектив в числе лауреатов I степени в номинации «Современный танец. Малая форма» и лауреатов II степени в номинации «Современный танец». Но и на этом путь «Щелкунчика» в национальной премии в области современной хореографии не заканчивается. Коллектив пригласили к участию в закрытом грантовом хореографическом конкурсе «Кубок Победителей-2024» от культурного фонда Александра Минина «Алые Паруса», который пройдет осенью. Призовой фонд соревнований – миллион на поддержку детского творчества.

– Где только не были, где только не выступали, но то, что нам удалось в рамках национальной премии Сергея Смирнова – победа, которую нельзя переоценить и которую, безусловно, девочки более чем заслуживают. Быть в числе самых-самых в конкурсе такого уровня – огромный шаг вперед в развитии «Щелкунчика», – резюмирует педагог.

К слову, к Кубку коллектив готовиться уже начал. Там нужно будет представить новые номера, не те, которые «Щелкунчик» показывал в рамках национальной премии. Думают, выбирают, продолжают тренироваться.

Анастасия Антошина

Фото предоставлены Нелли Пещерских