logo

К 80-летию снятия блокады Ленинграда

30.01.2024

В Первоуральске отметили две значимые исторические даты – 80-летие снятия блокады Ленинграда и День памяти жертв Холокоста. В библиотеке N6 прошла встреча студентов Первоуральского политехникума с жителями блокадного Ленинграда, а также с бывшими узниками концентрационных и трудовых лагерей.

27 января 1944 года была полностью снята фашистская блокада Ленинграда. В тот же день, но годом позже советские войска освободили узников Освенцима, крупнейшего «лагеря смерти». И чем дальше в историю уходят эти даты, тем важнее становятся воспоминания тех, кто пережил голод, холод и бомбежки в осажденном городе, и тех, кто вытерпел ужасы концлагерей. В Первоуральске на сегодняшний день остаются четверо человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и 11 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Многие из них участвуют в ежегодных мероприятиях, посвященных двум памятным датам. Делятся историями своей жизни с подрастающим поколением. Чтобы помнили. Так, в этом году в библиотеке №6 была организована очередная такая встреча для первоуральских студентов. На нее пришли жительница блокадного Ленинграда Галина Тарасовна Марьясова и бывшие несовершеннолетние узники концентрационных и трудовых лагерей Нина Константиновна Красковская, Лидия Михайловна Царенкова и Вера Степановна Васильева. Свою признательность и уважение им выразили глава Первоуральска Игорь Кабец и начальник Управления социальной политики №5 Нина Логунова. Вручили цветы и памятные подарки.

Студенты внимательно слушали рассказы почетных гостей. Так, Галина Тарасовна пережила блокаду ребенком, тогда ей было четыре года. Напомним, Ленинград находился в окружении войск фашистской Германии с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года, 872 дня. За это время от бомбежек, холода и голода погибло от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Все продовольствие поставлялось в город по «Дороге жизни» – пути через замерзшее Ладожское озеро. Передвигаться по нему можно было только в морозы и транспортировать небольшие грузы. Чуть лучше с продовольствием стало только в январе 1943-го, когда Красная армия частично прорвала блокаду. Ежедневная порция выдаваемого по карточкам хлеба составляла 125 граммов в самые суровые дни.

– Только и просила маму все время: хлеба, хлеба, хлеба, – вспоминает Галина Тарасовна. – Мы жили с ней на улице Гаунская в квартире с соседями на первом этаже. Дом большой, в нем еще располагался кинотеатр. Это Васильевско-Островский район.

Не меньше горя и испытаний выпало на долю тех, кто оказался в немецком плену. Конечно, большинство из тех, кто сейчас здравствует, знают о жизни за колючей проволокой со слов родных – в том время они были еще слишком малы. Например, Вера Степановна попала в концлагерь в годовалом возрасте.

– Мама рассказывала, что я все время плакала, так что братишка мой закрывал меня, чтобы не слышен был плач, – говорит Вера Степановна. – Нас выводили на улицу, так там, куда нас выводили, не было травы. Ее выкопали и съели.  Голодные были, но выжили.

А Лидия Михайловна в плену родилась.

– Еще до начала войны, в 1941 году, моего отца, жителя Урала Михаила Семеновича Смоленцева, призвали в армию, – рассказывает Лидия Михайловна. – Когда Гитлер напал, отец оказался в плену. А маму, Софью Степановну Березенскую, угнали молодой девчонкой на работы в Германию с Украины. Как там их судьба свела в трудовом лагере, я не знаю. Я родилась в январе победного 1945 года. Родители поженились, когда вернулись в Советский союз. В плену родилась и моя старшая сестра Валя, мы с ней погодки. Сейчас она живет в Днепропетровске. А я до 16 лет и не знала, где появилась на свет. Родители ничего не рассказывали о плене, а мы и не расспрашивали. Узнала, когда получала паспорт – в свидетельстве о рождении стояло немецкое село.

А вот Нине Константиновне, когда началась война, было пять лет. Отец ушел на фронт и без вести пропал в первый же день, 22 июня 1941 года. Маленькая Нина с мамой попала
в плен, их угнали в Германию. В школу девочка пошла только в 12 лет, уже после войны. Закончив техникум, работала в Первоуральске. С 1995 года Нина Константиновна возглавляет филиал Свердловской областной ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей. В этом году она отметит юбилей – 90 лет. И, несмотря на возраст, ежегодно принимает участие во встречах, посвященных снятию блокады Ленинграда и Дню памяти жертв Холокоста.

– Мы с ребятами не только общаемся, периодически они выполняют различные задания, – рассказывает Нина Константиновна. – Например, они писали эссе про своих прабабушек и прадедушек, которые имели отношения к Великой Отечественной войне, были в концентрационных и трудовых лагерях, коих на территории гитлеровской Германии было 14 тысяч. Аналогичные задания они выполняли и в школе. Ребята очень много таких работ написали. В нашей организации бывших узников нацизма хранятся несколько альбомов этих работ. Это наша память. Вот в Первоуральске есть улица генерала Карбышева, мой отец в начале войны оказался с ним на одной границе. В истории порой все связано…

Андрей Попков

Фото автора