logo

Наследство – на открытие читален

23.10.2023

На полке домашней библиотеки еще советского образца непременно должна была быть серия «Жизнь замечательных людей», «ЖЗЛ», как привычнее ее называть. Она здравствует по сей день. У самого цикла очень интересная биография.

Его создатель – крупнейший издатель-просветитель Флорентий Павленков. Ему суждено было пережить забвение после революции и возрождение – в 90-е годы при содействии ЮНЕСКО. В следующем году 20 октября исполнится 185 лет со дня рождения этого истинного подвижника.

С Флорентием Федоровичем Павленковым нас познакомил, как нетрудно догадаться, фонд редких книг Центральной библиотеки. Причем в коллекции есть и сочинения критика Дмитрия Писарева – четвертое издание, подчеркнем. Именно с их публикации когда-то развернулось дело Флорентия Федоровича. Издателем стал в 27 лет, когда он, военный инженер, вышел в отставку.  добавим, что его отец был отставным офицером, и здесь следует сказать, что он умер, когда сыну было семь лет. Флорентий Федорович семейную традицию не продолжил по идейным соображениям: был убежден – в армии без взяток и покровительства карьеру не сделать. Даже с отличным образованием: юноша учился в престижных учебных заведениях, в том числе в Михайловской артиллерийской академии, которую окончил досрочно.

Где же найти приложение своих сил? Штабс-капитан собирался заниматься переводами, благо, был опыт, но все же решил выбрать издательскую деятельность вместе со своим приятелем. Первым их опытом стал иллюстрированный учебник физики парижского профессора А.Гано, его перевел на русский язык сам же Павленко. Книга мгновенно разошлась тиражом 4000 экземпляров. Это позволило расплатиться с долгами и заработать первый капитал. Флорентий Федорович заключил договор с Писаревым на монопольное издание трудов критика. А памфлеты публициста читали нарасхват. Вышел первый том, на подходе второй – но его запретила цензура. Писарева арестовали. Перед судом предстал и начинающий издатель – и судебный процесс выиграл.

Но вскоре Павленкова арестовали снова: он напечатал листовку с некрологом публицисту. В итоге – десять месяцев заключения в Петропавловской крепости и ссылка без суда в Вятскую губернию, где прожил около десяти лет.  Именно здесь появился замысел издать серию «Жизнь замечательных людей».

Флорентий Федорович даже в ссылке продолжал издательскую деятельность. Выпустил серию памфлетов «Вятская незабудка», первый в России самоучитель грамоте на основе трудов Ушинского «Наглядная азбука», книжку-игрушку «Азбука-копейка» (она стоила всего две копейки)… А также иллюстрированный учебник для начальной школы – его министерство народного просвещения рекомендовало как обязательную книгу.

В Петербург Павленков вернется в 1877 году. Но через три года его арестовали вновь, предлогом стало знакомство издателя с некоторыми членами народнической организации «Земля и воля». На этот раз его приговорили к ссылке в Ялуторовск. Как же сложились обстоятельства, история туманная, сведения разнятся. Есть информация, что перед ним извинился министр внутренних дел. Как бы там ни было, после этого случая Павленков полностью сосредоточился на издательской деятельности. И, чтобы не обострять отношений с властями, делает основной упор на выпуске книг для обучения и самообразования, издает учебники по разным дисциплинам для школ и высших учебных заведений. Тогда же вышла в свет «ЖЗЛ». Это была первая в Европе универсальная биографическая коллекция. Читатели оценили новшество: сорок переизданий (дореволюционных), общий тираж – 1,5 миллиона экземпляров. Всего вышло 198 биографий в 193 книгах, их читали Иван Бунин, Николай Бердяев, Владимир Вернадский… После революции «ЖЗЛ» перестала издаваться, но благодаря Максиму Горькому серия возродилась. Но это – другая история.

Список напечатанного издателем Павленковым обширен. Нам важнее обозначить его принципы. Флорентий Федорович стремился сделать литературу доступной. За счет больших тиражей смог максимально удешевить свои книги без ущерба качеству – большая их часть продавалась не дороже 50 копеек. На титульном листе тех же сочинений Писарева, к слову, указано, что они отпечатаны в типографии с говорящим названием «Экономия». Первым в России выпускал однотомники, где под одной обложкой были собраны сочинения одного автора. Для начала причем выбрал произведения Александра Пушкина – общий тираж превысил 50000 экземпляров. «Всякая пятачковая надбавка на всякий экземпляр книги – сущее преступление против читателя-покупателя», – считал издатель.

В 1899 году у Флорентия Павленкова неожиданно открылся туберкулезный процесс, и по требованию врачей он уезжает на курорт в Германию. Ницца стала его последним пристанищем. Флорентий Федорович и здесь не оставлял издательскую деятельность. Его не стало 20 января 1900 года.

Все свое состояние и доходы от продажи книг Флорентий Павленков завещал на организацию народных читален и библиотек: «… чтобы книга была заброшена в самые бедные глухие места и, по возможности, на большем пространстве России». На эти средства с 1901 по 1911 год в 53 российских губерниях было открыто две тысячи бесплатных библиотек-читален (в том числе на Урале), их так и называли – павленковские читальни. Они служили настоящим очагом культуры. Просуществовали до 1917 года, а потом были забыты. Пока в 90-е годы по инициативе ЮНЕСКО доброе имя просветителя не вернули из незаслуженного забытья. Начали искать павленковские читальни, чтобы объединить их: в 1996 году была создана общественная организация «Содружество Павленковских библиотек».

В завершение скажем, что в серии «ЖЗЛ», уже современной, вышла книга, посвященная самому издателю, где более полно освещена деятельность просветителя. И еще недавно в фонд поступил запрос от коллег из Свердловской областной библиотеки имени Белинского: какими книгами издателя Павленкова располагает Первоуральск. Так что у этой истории будет продолжение.

Флорентий Павленков издал 750 наименований книг тиражом более 3,5 миллиона экземпляров

Наталья Подбуртная

Фото Натальи Чукалиной, с сайтов https://herzenlib.ru, https://366days.ru/, wwwzoryacom.blogspot.com