logo

Президент подписал новый закон о занятости 

14.12.2023

12 декабря 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон «О занятости населения в Российской Федерации». Новый закон о занятости вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Действующая в настоящее время версия закона о занятости была принята еще в 1991 году. С тех пор поправки в документ вносились 64 раза, что связано с глобальными изменениями рынка труда. Сегодня уровень безработицы в России упал до исторического минимума. На первый план вышла проблема острого дефицита кадров в разных отраслях экономики. Цифровые технологии с успехом внедрились в разные сферы жизни и производства. Появились новые формы занятости: дистанционная, платформенная, смешанная, проектная, самозанятость. Сейчас перед нами – совершенно иной портрет соискателя и работодателя.

Новый закон о занятости отражает актуальные тенденции на рынке труда: акцент сделан на профилактику безработицы, а также внедрение эффективных механизмов поддержки тех, кто ищет работу или планирует сменить сферу деятельности, а не на социальную поддержку граждан в виде пособия по безработице.

Среди основных нововведений в законе о занятости 2024 года можно выделить следующие.

Индивидуальный план работы с каждым клиентом. Гражданин, подавший заявление на содействие в поиске подходящей работы, должен будет пройти комплексную оценку профессиональных навыков (анкетирование и профилирование). На основе профилирования с учетом потребностей и обстоятельств жизненной ситуации гражданина сотрудники службы занятости разработают индивидуальный план содействия занятости. В индивидуальный план войдет информация: о подходящей для гражданина работе, его профильной группе, перечне доступных мер поддержки и датах реализации, датах личной явки в центр занятости, правах и обязанностях гражданина; сроках выплаты пособия; обязанностях куратора. Исполнение мероприятий индивидуального плана будет способствовать скорейшему трудоустройству гражданина.

Введены новые критерии подходящей работы для соискателя. Для определения подходящей для гражданина работы будут учитываться не только уровень образования, профессия, специальность, направление подготовки, квалификация и опыт работы, но и форма занятости, местонахождение рабочего места, размер заработной платы, обстоятельства жизненной ситуации гражданина.

Зарегистрироваться в качестве безработного гражданина можно будет по месту жительства или месту пребывания. Сегодня получить статус безработного гражданина можно только по прописке. Если человек прописан, например, в Нижнем Тагиле, а живет в Первоуральске, где имеет временную регистрацию, статус безработного гражданина он может получить только в Нижем Тагиле. Это препятствует трудовой мобильности соискателей. В новой версии закона гражданин вправе выбрать, где ему удобно получить статус безработного: по месту регистрации или и по месту пребывания. Использование цифровой платформы «Работа в России» исключит ситуации, когда гражданин сможет одновременно регистрироваться в разных территориях.

Новые правила установления максимального и минимального размера пособия по безработице. От первоначального замысла поднять максимальное пособие по безработице до уровня минимального размера оплаты труда (в 2024 г. – 19,2 тысяч рублей) законодатели отказались. Пособие по безработице сохраняется в прежнем размере: максимальное – 12 792 рубля – в первые 3 месяца, 5 000 рублей – в последующие 3 месяца, минимальное пособие – 1500 рублей. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента. Пособие по безработице по новым правилам будет ежегодно индексироваться с учетом динамики роста потребительских цен.

Особое значение – профессиональной ориентации. Рынок труда должен получить специалистов, которые будут востребованы. Поэтому знакомство с огромным миром профессий следует начинать со школьной скамьи. В новом законе особая роль отведена взаимодействию службы занятости населения с органами государственной власти в регионах, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с другими организациями – с целью осуществления мероприятий по профессиональной ориентации граждан.

Для предотвращения дисбаланса спроса и предложения предполагается участие службы занятости в установлении и распределении контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств.

На постоянной основе закрепляются меры, направленные на содействие занятости молодежи. Предусмотрено финансовое стимулирование работодателей, которые трудоустраивают молодых людей.

Отдельная глава в законе отведена противодействию нелегальной занятости

К сожалению, неформальная занятость – тренд современного рынка труда. Законодатель признал этот факт. Борьбу с теневым сектором планируется осуществлять силами органов государственной власти разных уровней, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, профессиональных союзов, работодателей, граждан. Будет сформирован реестр работодателей, у которых выявят факты нелегальной занятости.

Вводится дифференцированный подход к установлению квоты для приема на работу инвалидов. Квотированию будут подлежать работодатели, у которых численность работников превышает 35 человек. Размер квоты – от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Регион вправе устанавливать размер квоты для приема на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты РФ.

Закон Российской Федерации от 12 декабря 2023 года №565 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения с учётом современного состояния рынка труда и сложившейся к настоящему времени системы мер государственной поддержки граждан, ищущих работу. При этом положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» признаются утратившими силу (за исключением отдельных положений, которые поэтапно утратят силу в период до 1 января 2025 года).