«У нас в этом году даты идут чередой. В январе – 35 лет со дня крушения Ту-134, а в ноябре будет 35 лет, как мы с Сашей поженились», – делится Галина Лукьянова. Александр Николаевич Лукьянов был бортмехаником судна, совершившего жесткую посадку в окрестностях Первоуральска 13 января 1990 года. И вот уже который год на месте катастрофы собираются вместе люди, которым довелось стать участниками тех событий.
Собираются, чтобы не просто вспомнить, но и поблагодарить тех, кто пришел на помощь в трудную минуту.
13 января 2025-го у памятного знака, установленного на месте ЧП, снова появились цветы. В память о погибших звучали слова молитвы. В списке – 27 имен (три человека скончались в больнице): 23 пассажира и 4 члена экипажа. Из команды спаслись только бортмеханик Александр Лукьянов и бортпроводник Наталья Бобровских. Благочинный Первоуральского церковного округа иерей отец Константин, который провел службу, подчеркнул, что молиться о погибших будут и в храмах округа. Очень важно помнить о случившемся.
И это стало лейтмотивом всех выступлений. Николай Минькин в 90-е годы был заместителем главы города по социальной политике. Входил в состав городского штаба, созданного сразу, как только поступило сообщение о ЧП. Надо было решить множество вопросов, позаботиться о выживших, оповестить родственников погибших. И с каждым из них пережить то радость, то горе.
Первыми, кто пришел на помощь пострадавшим, были активисты Красного Креста. Людмила Лень в те годы была заместителем первоуральского комитета РКК, председателем которого была Любовь Рыбакова.
– За два дня по станции переливания крови прошло 467 человек. Сдавали все – учителя, рабочие, служащие, ИТРовские работники Новотрубного завода, Хромпика, Динаса, других предприятий. Это было проявление такой доброты, свидетельство того, что чужого горя, как говорится, не бывает, – подчеркнула Людмила Андреевна.
Сандружинники дежурили в больнице, порой помогали медикам. И это лишь один пример.
На встрече звучали и фамилии медиков, которые подарили пострадавшим второй день рождения.
Неравнодушие первоуральцев, проявленное тогда, заслуживает наивысшей оценки, подчеркнул заместитель главы города Виталий Тамман.
На памятном мероприятии были и пассажиры, летевшие на борту самолета, Николай Кубрин и Ринат Каримов, они не первый раз приезжают в Первоуральск. Причем Николая обнаружили, когда спасатели, разрубив эвакуационную дверь, вытаскивали Рината. Правда, Николая Кубрина поначалу отнесли к погибшим, он был без сознания. Спасло то, что местная жительница обратила внимание, что у него на лице тает снег. К слову, в случившемся немало историй, которые не назовешь иначе, как чудом.
Как говорит Александр Лукьянов, его спасло то, что его при посадке выкинуло из кабины. Согласно инструкции, при аварийном приземлении дело бортмеханика – открыть кабину и зафиксировать дверь, потому что ее может заклинить.
– Я тогда подумал, что надо будет и после приземления что-то делать, и надел техническую куртку, шапку. От меня там было мало толка: никакая техника, аппаратура не работала, я ничем управлять не мог. Только пилоты управляли рулями, штурман давал направление, и все. Меня нашли под обломками, без шапки, без одного сапога. Нашли нас быстро. Первыми прибежали покупатели, которые в магазин пришли талоны отоварить: они увидели, как над ними пролетел самолет, очень низко, без звука, а потом в поле взлетел столб снега. Вот они и побежали сюда, на поле, – делится собеседник.
Сам Александр Николаевич этих часов не помнит – у него была амнезия. Пока проходил лечение, познакомился со своей будущей супругой. Галину Викторовну – она была сандружинницей – позвали дежурить в штаб, открытый в гостинице. А утром она настряпала пирожков и пошла в больницу. Там и встретила Александра.
– Идет, рука одна висит – она так и не восстановилась. И говорит: «А почему ко мне не зашла?» – вспоминает Галина Викторовна. – Во время «прогулок» по больнице Александр при виде красных кнопок сразу принимался их выключать по профессиональной привычке. А может, «возвращался» на борт самолета…
Ту-134а волгоградского авиаотряда 13 января 1990 года летел по маршруту Тюмень-Уфа-Волгоград. Полет шел стандартно. Набрали высоту 10600 метров. И вдруг загорелось табло «Дым в заднем багажнике». Выяснять, что случилось, отправился бортмеханик. Взял кислородный баллон, маску. Открыл дверь багажного отсека, а там стоял едкий, ядреный запах гари. Александр Николаевич доложил о случившемся. К сожалению, произошедшее стало словно спусковым крючком, и ситуация началаразвиваться как снежный ком. Хроника произошедшего озвучивалась не раз, и детально. Если говорить в целом, аварию вызвали отказ техники и нестандартные причины. Техника, вспоминает бортмеханик, заявила о пожаре левого и правого двигателей, у экипажа на принятие решение было всего 20 секунд… на скорости 400 километров в час… Собирались дотянуть до аэропорта Кольцово, но не вышло, пришлось искать свободный участок вблизи города. Им и оказалось поле совхоза «Первоуральский». Посадка получилась жесткой, судно еще трижды перевернулось, прежде чем затормозило… Километр с небольшим в общей сложности проехало по земле…
В выводах комиссии указано: «исследованиями установлено, что оба двигателя и ВСУ до момента приземления находились в исправном состоянии и следов пожара не имеют. Полное обесточивание самолета произошло непосредственно перед приземлением. Следы пожара обнаружены в подпольном пространстве заднего багажного отсека в районе 48-50 шпангоутов левого борта». Пожар прекратился сразу же после обесточивания бортовой электросети. Его причиной явилось короткое замыкание электропроводки из-за нарушения изоляции электропроводов.
Те события, трагические и героические одновременно, стали главой книги, рассказывающей о деятельности первоуральских краснокрестовцев. Издание сейчас готовится к печати. Оно станет своего рода отчетом: в этом году местному отделению всероссийской общественной организации «Российский Красный крест» исполняется 100 лет. Вековой юбилей отметят осенью. Автором книги стала Почетный гражданин города Альбина Филатова. Экземпляры книги вручат и пассажирам Ту-134, и их спасителям.
Наталья Подбуртная
Фото предоставлены пресс-службой администрации