Подростковый алкоголизм развивается гораздо быстрее, чем взрослый. И лечится сложнее. Так что лучше до этого не доводить и не знакомить детей с алкоголем. В том числе своим примером. Об этом мы говорим с врачом-психотерапевтом Детской городской клинической больницы №9 Екатеринбурга Антоном Машковым.
– Антон Витальевич, словосочетание «алкоголь и дети» звучит по меньшей мере противоестественно…
– Тем не менее, такая проблема существует. Дети употребляют алкоголь и совершают под его воздействием неблаговидные деяния. Но самое печальное, что зачастую это происходит не без помощи взрослых. Обратите внимание, как у алкомаркетов «дежурят» подростки и просят взрослых купить им, например, пиво, и некоторые взрослые на это идут.
Между тем токсическое влияние алкоголя на несформировавшийся мозг ребенка однозначно приводит к печальным последствиям. Реакции могут выражаться в веселье, агрессии или депрессии. Результаты будут разными, но в любом случае плачевными. Веселье, как правило, зашкаливает, и подросток перестает себя контролировать. Раз он веселый, он смелый, раз смелый, то ему море по колено, и он совершает «подвиги». Пример – руферы, которые бегают по крышам или заскакивают на капот проезжающего автомобиля. К чему это приведет? Как минимум к тяжелым травмам, а зачастую и к гибели. В состоянии агрессии, понятно, подросток начинает нападать на окружающих – он же самый крутой. В этом случае могут пострадать как другие люди, так и он сам. А депрессивная реакция нередко приводит к самоубийствам.
– Мы понимаем, что патологическое опьянение у взрослых вызывает превышение условно допустимой дозы алкоголя. А у детей?
– Это может быть любая доза, но, безусловно, имеет значение крепость алкогольного напитка, индивидуальные особенности организма, его толерантность к алкоголю, возраст ребенка и так далее. К слову, чаще всего дети впервые пробуют алкоголь в 13-14 лет. Это возраст любопытства, познания мира, познания того, что нельзя, – запретный плод сладок. Ну и опять же взрослые подают пример. Раз они употребляют алкоголь, значит, это правильно, допустимо, хорошо, значит, это «вкусняшка», которую «нам почему-то запрещают». Причем «вкусняшка», которая делает их раскрепощенными. Последнее для подростков очень важно, поскольку им свойственен повышенный уровень тревожности, который накладывает определенные ограничения и запреты. Алкоголь же в их понимании снимает тревожность и отменяет запреты. И если во время или после употребления алкоголя не произошло ничего, за что потом стало стыдно, подросток и дальше будет прибегать к такому методу снятия тревожности для достижения мнимого ощущения раскрепощенности.
– Вы сторонник того, чтобы при детях вообще не употреблять алкоголь или все-таки можно с определенными оговорками?
– Любые оговорки – от лукавого. При детях лучше вообще не употреблять алкоголь.
С другой стороны, есть такое понятие, как культура употребления алкоголя, – определенные напитки присутствуют в гастрономических культурах некоторых народов. И если мы не можем бороться с системой (а мы пока, к сожалению, не можем), необходимо прививать детям, да не покажется это странным, культуру пития. Иными словами, ребенок должен понимать, что есть определенный напиток, сопутствующий определенному обряду, дате, событию, который в очень ограниченных количествах может себе позволить взрослый человек. Но одними разговорами здесь не обойдешься, крайне важно, чтобы взрослый человек, являющийся авторитетом для ребенка, показывал своим примером эту самую культуру и, конечно, не демонстрировал бы эти практики ежедневно.
Совершенно неприемлемо, если ребенок во время какого-то праздника видит употребление определенного напитка «по правилам», а между праздниками обнаруживает, что у взрослых то и дело или вообще регулярно появляются другие напитки. О каком доверии и авторитете тут может идти речь?
– Знаю, что некоторые родители считают, пусть лучше подросток впервые попробует алкоголь дома, чем в компании ровесников. Как вы к этому относитесь?
– Если из двух зол выбирать меньшее, то, конечно, лучше пусть дома, под присмотром взрослых. Но в минимальной дозе, в старшем подростковом возрасте и до того, как он попробует алкоголь самостоятельно. Но, повторюсь, это выбор из двух зол. Идеальный вариант – вообще не допускать прием алкоголя ребенком и не пить самим взрослым. Тем более, исключение алкогольных напитков из рациона не меняет качество жизни в худшую сторону, напротив, существенно повышает это качество.
– Ситуация: подросток впервые пришел домой в состоянии опьянения. Как действовать родителям?
– Прежде всего, уложить его спать. В таком состоянии бесполезно вести какие-то разговоры. Побеседовать лучше всего на следующий день, и не с раннего утра, а ближе к полудню, когда он уже придет в чувство. Универсального совета, как строить беседу, здесь быть не может. Многое зависит от отношений в семье, от степени доверия ребенка к родителям, от его психоэмоциональных особенностей и так далее. Но в любом случае не стоит занимать позицию нападения. Лучше начать разговор с себя, со своих чувств, эмоций: «Когда я увидел тебя вчера в таком состоянии, мне стало так нехорошо…»
– Детский алкоголизм – это реальность?
– Да, неспроста же существуют детские, подростковые наркологи. Причем у подростков алкоголизм развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, потому что детский мозг находится в стадии развития и интенсивно впитывает в себя все токсины. В плане формирования алкоголизма у детей речь идет не о годах, как у взрослых, а о месяцах.
– Когда родителям пора бить тревогу? В чем проявляется подростковый алкоголизм?
– Точно так же, как у взрослых – в неискоренимой тяге к алкоголю. Тревожный звоночек, свидетельствующий о том, что одними беседами проблему уже не решить, – регулярность употребления алкоголя. То есть не раз в год ребенок попробовал алкоголь «за компанию», а употребляет его как минимум раз в месяц, раз в две недели. И тут уже надо не просто задуматься о том, что пора обращаться к специалисту, а бегом к нему бежать! Подростковый алкоголизм лечится сложнее, чем взрослый, но все же лечится, так что шанс есть. Но лучше до этого не доводить.
Материал предоставлен пресс-службой ДГБ