logo

Сергей Портнов: «Без Верхнего пруда Первоуральску жизни нет»

19.10.2023

Волевой, жесткий, вспыльчивый, решительный, но в то же время надежный и справедливый – бывший мэр Первоуральска, Почетный гражданин города в мае этого года принимал поздравления. Почтенный возраст – 88 лет, а характер у Сергея Федоровича тот же. Таишевский. По Таишевке (она же – Шайтанка, запрудная ее часть) мы и идем.

Сергей Портнов прошел путь от помощника слесаря до главы города. Руководить цехом N7 на Первоуральском новотрубном заводе его назначил сам Федор Данилов – за упорство, терпение и стремление достигать поставленных целей. Обладатель нескольких государственных наград – орденов и медалей, Почетный новотрубник и Почетный гражданин Первоуральска.

Сергей Федорович вздыхает:

– Ребятишек мало. Раньше идешь – детей на улице много, шумно, носятся, а сейчас – тишина.

– Может, по домам сидят просто? Да и день на дворе – учеба, кто в школе, кто в садике.

– В поселковой школе 300 учеников. Мало. Я хоть и старик, но знаю, мало молодежи в Первоуральске сейчас остается, уезжают, ищут другой жизни. Недавно довелось поговорить с молодым человеком – школу оканчивает. Интересно мне стало, кем планирует быть. Начал я было про вальцовщика говорить – раньше почетно было такую специальность иметь. И что я вижу? Промахнулся я, другие ориентиры у молодежи, совсем другие.

– Скажем так, это не проблема только Первоуральска. У нас и с врачами проблема, и с учителями, и с техническими специалистами в принципе. Время такое – красивой жизни и легких денег.

– Я вообще только две специальности уважаю – врач и учитель. А потом уже мы, все остальные – кто пишет, пашет и жнет (смеется). А с молодежью да, печально. Я по городу иду, вижу: меняется Первоуральск. Все современное становится. Как там у вас говорится? Комфорт? Вот, комфортный город. Но этого мало.

Сергей Портнов был первым мэром Первоуральска в переломные 90-е.

– Денег тогда не было совсем. Помню, заходит Михаил Палыч Попов в кабинет каждый день в одно и то же время, в 8.45. Я уже по лицу вижу, что у нас со счетом. У него особенное выражение лица было, когда денег на муниципальном счете совсем не было. Сейчас времена другие, жирные, я бы сказал. Нынешняя власть в других условиях находится. Время больших проектов, амбициозных идей.

– Как вы считаете, грамотно ли распоряжаются возможностями сегодняшние руководители?

– Сегодня власть должна уметь лавировать. Я не про политику сейчас говорю, мне, кстати, с моим характером это всегда тяжело давалось, кому, чего и как сказать. Я всегда по делу говорил, а оно, как говорится, не всем по нраву. Лавировать, значит, с одной стороны, крепко вести хозяйство, с другой – не отставать в развитии от других городов, чтобы не снискать славу депрессивной территории. Что я вижу сегодня? Первоуральск становится другим – современным, ярким. Но и вижу, что мэр проходит проверку на прочность – подошло время решать вопрос, от которого отмахивались десятилетиями.

– Вы про воду сейчас говорите?

– Именно. В 90-е годы я говорил: без Верхнего пруда Первоуральску жизни нет. В 70-х годах, если правильно помню, был тяжелый период, засушливый, я хорошо запомнил то время. Хоть и расход воды был в разы меньше. Но давайте по порядку. Пруд нужно чистить. Придя на мэрство, с этой идеей я поехал к Трушникову – тогдашнему председателю правительства Свердловской области. Тот от меня отмахнулся, сказав: «Занимайся». Наверное, подумал, что я побарахтаюсь и брошу это дело. Но нет. Мы с Германом Еловских съездили в Златоуст – посмотрели, как там производят чистку пруда. Ходила по водоему драга, выбрасывала ил. Потом этот ил сушили на отвалах, анализы делали, и, если все в норме, отправляли на поля в качестве удобрения. Узнал, что в Германии большой опыт очистки воды из открытых питьевых водоемов. Ну что делать – съездил и туда в командировку, привез с собой бутыли с нашей водой и илом. Его тогда вблизи оголовков водозабора приличный слой был – около полутора метров. Не думаю, что сейчас меньше стало. Так вот. Немцы выставили счет – 2 миллиона 250 тысяч немецких марок. Вернулся домой – снова в правительство. Там меня «завтраками» кормить начали: мол, перезвоните, приезжайте позже. Потом уже один мужик из правительства мне и говорит: что ты ездишь? Не дадут тебе денег, сам ищи, кредит возьми. Я за голову схватился: кредит взять – его отдавать нужно, город разорю. Потом уж в кабинете сейф открыл, договор с немцами достал и порвал его в клочья.

– Сейчас станция по очистке воды построена. Но пришла другая беда – пруд мелеет, череда маловодных лет сделала свое дело. Город меньше потреблять воды не стал. Что бы вы сделали сейчас?

– Да, город разросся, новые здания, больше людей. Экономить мы не привыкли – мы ж не в Европе, где даже дождевую воду на крышах собирают. Вода всегда была чем-то обычным и доступным. Я вижу, какие решения принимают сейчас: берут больше воды из Нижних Серег, подключили Ревду. Не видел в газетах – а с Верхне-Шайтанским-то что делать будут?

– Сейчас работает оперативный штаб. По последним данным, должны работать водолазы, чтобы решить, на каком радиусе от оголовков водозабора произвести расчистку ила. А пока – 2,5 метра ниже нормального уровня в Верхне-Шайтанском. Дождей нет, снега тоже обещают мало.

– С водолазами – это правильное решение. Ил нужно чистить, это добавит глубины, позволит не консервировать станцию, можно перезимовать и выиграть время, чтобы понять, откуда перебросить воду. Я бы обратил внимание на Доломитовый карьер – помню, были изыскания, там большая линза подземных вод. Но что-то было не так с пробами воды. Присутствие шестивалентного хрома было. Но нужны новые анализы – давненько об этом молва говорила. Так что на сегодня спасение Верхне-Шайтанского пруда – в Билимбае. Дожди дождями, но на бога надейся, а сам не плошай. Но это первая часть задачки. Вторая – трубы. Водовод требует капитальных ремонтов, новых веток. Сейчас текущие ремонты – считайте, как мертвому припарка. Не располагаю цифрами, к сожалению, что и где ремонтируют, но Первоуральск подошел к тому моменту, когда надо скелет укреплять. Реконструкция водовода, капитальные ремонты сетей водоотведения и решение вопроса с очистными сооружениями – вот грандиозный план на следующую пятилетку, больше тянуть нельзя. Ну и предвосхитить транспортный кризис. Плотина уже собирает пробки в часы пик, а машин меньше не становится. Вон, у соседей было две машины на семью, уже три. Нужна объездная дорога, плотину не расширить – некуда, да и раздавят ее, не была она рассчитана на такой транспортный поток.

Мероприятия по стабилизации водоснабжения Первоуральска:

  • мониторинг Верхне-Шайтанского водохранилища для последующей очистки оголовков водозабора от иловых отложений;
  • контроль за уровнем водоема, очистка русел питающих рек;
  • разработка комплексного плана мер для увеличения запаса воды в резервных водоемах;
  • администрация и Роспотребнадзор продолжают работы по контролю качества водоснабжения, а именно выезды по каждому обращению первоуральцев, взятие проб воды для лабораторных исследований, при необходимости принимаются оперативные меры, промывка сетей водоснабжения.

– Что бы вы сказали человеку, которого депутаты изберут главой?

– Работать по уму, жить по совести. Это раз. Второе: если нужны решительные меры, то надо их принимать. Третье: людей нужно слышать. Не слушать – каждому мил не будешь, каждого не осчастливишь, но слышать запросы горожан и уважать их – без этого никак. Закрываться нельзя. Ко мне до сих пор обращаются: «Федорыч, что делать-то?» Хоть я и давно от дел отошел. Но душа за город болит. Как там седьмой цех? Стоит?

– Стоит.

– Побывать бы, походить. Я там каждый стан знаю, много, наверное, поменялось. А вы знаете, что мы делали трубку не толще человеческого волоса?

Но это совсем другая история, о которой Сергей Федорович, надеемся, еще расскажет.

Надежда Спицина

Фото из личного архива Сергея Портнова