К «профессионалитету» «Вечернего Первоуральска» присоединяется учитель истории и обществознания школы N7 Сергей Крючев. Сергей Борисович в седьмой работает почти что четверть века. Только преподаванием не ограничивается.

Он – соавтор учебника по истории Первоуральска. А о его педагогическом принципе можно сказать так – наука затем дана, чтобы голову и мысли в порядок приводить. И для нашего собеседника между историей и патриотизмом стоит знак равенства.
– Сергей Борисович, начался Год защитника Отечества – с двух памятных дат, ключевых в истории Великой Отечественной войны. Это годовщина со дня снятия блокады Ленинграда и начало разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Представим, что мы сейчас на уроке, допустим, посвященном освобождению города на Неве.
– Мы бы с вами пошли в школьный музей. Здесь среди экспонатов есть и работа Марии Бузалевой, выпускницы школы. Я был научным руководителем. Написан проект несколько лет назад, был представлен на научно-практической конференции, где получил высокую оценку. Теперь он стал моим помощником, когда провожу экскурсии. Подчеркну, что брали исторический аспект, не краеведческий, как, к примеру, в работе об участии первоуральцев в Сталинградской битве. В работе мы рассказываем о детях Ленинграда, какой вклад они внесли в защиту осажденного города. К примеру, освещаем такие темы, как эвакуация детей в тыл, продовольственная проблема города, борьба с детской безнадзорностью, работа ленинградских школ, помощь учеников в обороне города.
Представляете, в таких жутких условиях учебный процесс не прекращался. Мы ссылаемся на постановление бюро горкома ВКПБ от 25 октября 1941, решение Ленгорсовета от 26 октября того же года о начале учебного года в школах Ленинграда. Если были артобстрелы города, ребята спускались в бомбоубежище, и уроки продолжались там. В журналах вместе с темами уроков, например, царизм и буржуазия, можно увидеть и такие пометки: «Обстрел. Спустились в бомбоубежище, уроки прекращены» (здесь Сергей Борисович показывает на копию журнала, где перечислено 40(!) фамилий, и, к сожалению, некоторые имена вычеркнуты, а по какой причине – догадаться нетрудно). Ученики школ, которые оказались под первым прицелом гитлеровцев и были разрушены, перенаправлялись в другие. Ребятам в таких случаях приходилось по три часа тратить на дорогу. Была итоговая аттестация, если использовать современную терминологию: экзамены сдавали весной, чтобы потом ученики могли помочь городу в посадке капусты, картофеля. Подобные моменты подчеркивают, насколько было тяжело учиться в этих условиях, с одной стороны, с другой, у ребят была цель – получить образование. Более того, после окончания уроков школьники вместе с учителями обходили квартиры, собирали гильзы, металлолом – Ленинград требовал металл. Опекали раненых в госпиталях. Ребята помогали взрослым. Так что пионеры и октябрята внесли огромный вклад в приближение Победы.
– Самое сложное, пожалуй, это эмоциональная вовлеченность. Не могу не привести известную цитату из книги «Обратной дороги нет»: «Вот пройдет лет сто, уйдут поколения, для которых война – это боль, и станет эта война историей. (…) Нет, знаешь, самое главное, чтобы каждый делал свое дело, не думая о памяти. Это – забота других. Уж как получится».
– Мы как-то проводили историко-литературно-музыкальную гостиную, где воссоздали атмосферу осажденного города. Создали комнату поэтессы. Обозначили, что эта сторона опасна при обстрелах, помните, на стенах домов были такие надписи? У наших зрителей, в том числе и взрослых, в глазах стояли слезы… История – это и в самом деле больше, чем строчки из дат и описание событий. Моя задача сделать так – через работу над проектами, мероприятия, экскурсии в музей и так далее, – чтобы ребята погрузились в атмосферу прошлого. Прежде всего это касается истории нашего государства и событий Великой Отечественной войны. Чтобы ученики понимали, что путь к победе лежит через то, насколько каждый человек, каждый ребенок, если мы говорим о детстве блокадного Ленинграда, смог приблизить ее через свое умение, стремление, желание, веру.
– То есть вас можно тоже назвать в своем роде защитником Отечества?
– Я говорю ученикам: запомните, надо любить свою страну, надо любить наш народ. Надо всегда стоять на защите нашего Отечества. И эта защита проявляется в уважении, знании и принятии истории своей страны, ее трагических страниц. А история у нас великая. Великий народ. Ребята хотят все больше узнавать о прошлом, что проявляется и в выборе тем проектов. А это тоже патриотизм. Когда ребенок замотивирован, он начинает анализировать свои действия: а, может, на 9 Мая стоит подойти к памятнику, школьному и к мемориалу Славы, и склонить голову перед теми, кто отдал свою жизнь во имя Победы, положить цветы? больше узнать об истории своей семьи?
– …а потом принять участие в субботнике на кладбище, где захоронены погибшие от ран в госпиталях.
– Совершенно верно. И ученики нашей школы выходят на субботники к 9 Мая, возлагают цветы, и не по указке, а по велению души.
– Сергей Борисович, можно сказать, что историком вы стали по велению души?
– Все сложилось, одно к одному. В моей семье по материнской линии много ученых, учителей, врачей. И у меня не было сомнений, что я стану педагогом. В 1998 году после окончания Кунгурского педагогического училища работал в Шале учителем истории, затем поступил на заочное отделение исторического факультета УрГУ, после окончания которого поступил в аспирантуру. И на каждом этапе учеба шла с работой. Так, в училище после лекций шел в школу села Моховое. Там вел уроки музыки, притом что до поступления в педагогическое не знал, что нот всего семь. Серьезной своей школой считаю именно истфак. Там же была заложена база научности, которую укрепило мое обучение в аспирантуре. Продолжением этой работы стал элективный курс «Научно-исследовательская деятельность», который я вел в рамках учебного процесса. И знания, которые ребята получают в школе, пригождаются им в вузе, например, при написании курсовых работ. Также я провел мастер-класс областного уровня для учителей. Это не говоря уже о выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня. Словом, профессия учителя требует постоянного роста и саморазвития.
– Может, были книги, которые тоже повлияли на ваш выбор?
– Знаете, да. Это повесть «Четвертая высота», посвященная жизни и подвигу Гули Королевой. Ее я прочитал в детстве. Это вообще в жизни важно – ставить себе цель, высоту. А потом идти к следующей. Как бы ни было трудно.
– Какую бы вы высоту себе сейчас поставили?
– Мне бы очень хотелось принять участие в Вахте Памяти. Выехать в экспедицию с поисковиками.
Наталья Подбуртная
Фото Максима Кравчука