Такую разномастную компанию больше нигде не увидишь. Круглорыбы и мухоморы, причем их столько, что хватило бы на полянку. Табунчик лошадей разных цветов. И еще котобок. Все – обаятельные и привлекательные. А живут они в «Стране мастеров», как называется студия декоративно-прикладного искусства ЦКС, где занимаются особенные люди.
ГДЕ ЖИВЕТ КОТОБОК
Такую разномастную компанию больше нигде не увидишь. Круглорыбы и мухоморы, причем их столько, что хватило бы на полянку. Табунчик лошадей разных цветов. И еще котобок. Все – обаятельные и привлекательные. А живут они в «Стране мастеров», как называется студия декоративно-прикладного искусства ЦКС, где занимаются особенные люди.
А тут добавим чаинок
«Страна мастеров» открылась относительно недавно: в середине декабря ушедшего года прошел набор, а в январе уже началось полноценное обучение. Руководит студией Вера Вишнякова, человек, известный в мире рукоделия. Количество техник, которыми она владеет, даже не возьмемся подсчитать – от лепки из соленого теста до росписи по стеклу. Но самое главное, что Вера может научить других. Двух месяцев вполне хватило, чтобы появились первые результаты. Работы составили экспозицию, расположившуюся в кинотеатре «Восход». Чтобы их оценить, нужен непредвзятый взгляд. Творения разные – по качеству исполнения и по конечному результату. Но у всех есть некое обаяние.
Это такие наброски мастера. Первые шаги. Именно поэтому здесь так много мухоморов.
– В студии мы берем два направления – соленое тесто и папье-маше. Папье-маше – двух видов, классическое, из бумаги и из ваты. Можно лепить что угодно, хоть декорации и реквизит. Знакомство с материалом начинается с мухоморов, потому что здесь нет каркасов, они достаточно просто делаются. Хотя у нас и другие грибы были – синявочки, лисички, – поясняет главный мастер.
Мухоморы, с точки зрения рукоделия, интересны тем, что яркие. Вообще, если не знать, из чего они сделаны, и не подумаешь, что «родились» из ваты. Вера Вишнякова продолжает раскрывать секреты мастерства. Покрашены акрилом, стойкость придает «кисель» – картофельный крахмал. И последний штрих: мелкие чаинки, которые профессионально изображают землю. После грибов студийцы берутся за лошадок, это уже более сложная, каркасная конструкция. Собеседница добавляет, что ватная игрушка сейчас переживает период возрождения.
Сама Вера этой технике обучалась, когда еще занималась в детской художественной школе. Но после ни разу за вату не бралась. Вспомнить навыки помогло онлайн-обучение в уникальной «Мануфактуре ватной игрушки», открывшейся в Москве в Николо-Перервинском монастыре, это большой социальный проект, выигравшей грант Фонда президентских грантов на обучение. А сейчас Вера передает знания своим мастерам. Для них занятия в студии – это арт-терапия. Собственно, именно поэтому Вера Вишнякова и согласилась вести студию – с искренним желанием помочь тем, кто в этом нуждается.
– В «Стране мастеров» занимаются и дети, и взрослые. Всего – две группы. Дети – из многодетных семей, с ограничениями здоровья. Есть люди старшего поколения, которые перенесли инсульт, им нужно отрабатывать мелкую моторику, руки плохо слушаются, но они не сдаются. Только в самых трудных случаях просят меня помочь, – говорит Вера с гордостью за своих подопечных.
Самое главное, что студия стала своего рода клубом, местом общения. Порой бывает – выполняет социальную нагрузку и такого рода: бабушка приводит на занятие внука, а сама идет заниматься пением – в культурно-досуговом центре Централизованной клубной системы, где располагается «Страна», жизнь очень насыщенная.
Такое вот волшебство
В экспозиции есть работы, которые иначе как личной победой и не назовешь. Это мы сейчас как раз говорим про загадочного котобока и рыбок. Их создали Алена Божко с девятилетним сыном Ромой. Мама хотела сделать колобка, а в итоге получилось создание, которое чем-то напоминает кота. Ответственно заявляем, что тело и хвост остались в параллельном измерении (подобный случай описан в приключениях Алис – Селезневой и той, что побывала в Зазеркалье). Рыбок же делали на занятиях, это была одна из первых тем. Лепить их помогала мама.
У Ромы – аутизм в достаточно серьезной форме. Для него трудно было найти занятие по душе. Он практически не говорит. И, по словам Алены, занятия в «Стране мастеров» стали спасением.
– Мы сюда пришли еще и потому, что хотим освоить язык жестов. Для этого нужна хорошо развитая моторика рук, а у Ромы она очень низкая. Когда Вера мне предложила прийти в студию, у меня, честно говоря, были сомнения. Но рискнули. На первом занятии работали с соленым тестом. При ребенке замесили тесто, он увидел, из чего оно состоит, потрогал – какое оно. Это его успокоило. Для меня важно было, что это – безопасно, в тесте нет красителей, как в составе теста для лепки, – делится Алена Божко. – Вера подобрала уникальную технику для плохой моторики. Это простые формы: круг, квадрат, из них формируется игрушка. Когда я увидела первый результат, у меня был шок. Я сказала: «Вера, не верю, что мой «особнячок» может такое сделать!» Конечно, мы работаем рука в руке, я как бы тьютор. Но с каждым разом мое воздействие все меньше и меньше. Я все больше отпускаю руки.
Мама принесла в школу, где учится Рома, его работы. И учителя ахнули: где занимается?
Осенью, добавляет Вера Вишнякова, пройдет всероссийский детский конкурс декоративно-прикладного творчества «Осенний калейдоскоп». К этому времени Рома наверняка еще лучше освоится в мире творчества и сможет подготовить работу для конкурса. А мама и руководитель студии, конечно, помогут лучше воплотить творческий замысел.
Еще один, несомненный, плюс студии, что здесь сразу учат создавать красоту. Ученики рисуют эскиз (сами или с помощью наставника) – то, к чему хотят прийти. Эту по-настоящему масштабную работу начинающие мастера должны выполнить к концу учебного года. Одна девочка, к примеру, захотела создать дракона. Так что нас ждут новые открытия! Отчетная выставка должна пройти в мае.
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова