Негласная заповедь всех, кто занимается поиском красноармейцев, погибших на фронтах Великой Отечественной, гласит: война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат. При этом сами поисковики понимают, что эта сверхзадача на самом деле невыполнима. И тем дороже каждая новая победа над забвением – установление имени или возвращение из числа пропавших без вести. И нередко в ходе поиска открываются поразительные факты. Так, оказалось, что среди работников Динасового завода есть кавалер ордена Александра Невского, довольно редкой воинской награды.
КАПИТАН КОВАЛЕВ
Негласная заповедь всех, кто занимается поиском красноармейцев, погибших на фронтах Великой Отечественной, гласит: война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат. При этом сами поисковики понимают, что эта сверхзадача на самом деле невыполнима. И тем дороже каждая новая победа над забвением – установление имени или возвращение из числа пропавших без вести. И нередко в ходе поиска открываются поразительные факты. Так, оказалось, что среди работников Динасового завода есть кавалер ордена Александра Невского, довольно редкой воинской награды.
Были только фотография и знак вопроса
История Егора Ивановича Ковалева, кавалера ордена Александра Невского, примечательна еще и в плане собственно поисковой работы, она показывает, что в этой «картине боя» открываются все новые факты. Лет восемь назад на городской краеведческой конференции прозвучало, что в нашем городе был только один кавалер ордена Александра Невского. Напомним, что им награждались исключительно командиры Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость. Однако после стали открываться данные, что кавалеров ордена Александра Невского больше. В этом почетном списке должно быть пять фамилий, и то не исключаем, что это еще не итог.
О судьбе четырех красноармейцев «Вечерка» уже писала, и было бы несправедливо не рассказать и о Егоре Ивановиче Ковалеве, вахтере военизированной охраны Первоуральского динасового завода. До сих пор он числится пропавшим без вести.
Ольга Долгих, которая долгие годы занималась поисковой работой, будучи хранителем музея АО «ДИНУР», добавляет:
– Всего награжденных орденом Александра Невского было почти сорок тысяч человек, но до Победы дожили не все, среди них и Егор Иванович Ковалев. И это открылось только в ходе поиска. В фонде заводского музея хранилась его фотография, довольно хорошего качества, что бывает нечасто. Но в учетных карточках данных не было, только фамилия и знак вопроса. А знак вопроса всегда побуждает к тому, чтобы найти ответы. Данных о Егоре Ивановиче сохранилось немного. В архиве завода есть его трудовая книжка. Так удалось установить, что он родился в 1918 году в селе Кабаново Омской области. Потом, по видимости, приехал работать на Динас. На заводе устроился в 1937 году в механический цех. Затем ушел в армию, в 1940 году вернулся вновь на завод – уже в военизированную охрану. А 19 июля 1941 года ушел добровольцем на фронт. Семьи у него не было. Известно, что жил на улице Дзержинского, дом восемь, квартира двенадцать. Этого дома теперь нет.
Как воевал Егор Иванович, продолжила Ольга Алексеевна, открыли наградные листы. Егор Ковалев был не раз отмечен за свою боевую доблесть. Так, он награжден медалью «За оборону Сталинграда», орденами Отечественной войны II степени и Александра Невского. Капитан Ковалев в сорок пятом был представлен к награждению вторым орденом Отечественной войны. Но он его так и не получил – пропал без вести.
В окопах Сталинграда
Что же нам говорят приказы о награждении?
С сорок первого до февраля сорок второго года Егор Ковалев воевал на Западном фронте. Он командовал 3 батальоном 1290 стрелкового полка 113 стрелковой Нижнеднестровской Краснознаменной дивизии. Был ранен в правую ногу, а после госпиталя обучался в школе младших лейтенантов. Затем его перебросили на Степной фронт: за Сталинградскую битву он и был награжден 22 декабря 1942 года медалью «За оборону Сталинграда». В августе сорок третьего дивизия, в которой воевал Ковалев, освобождала Смоленск. В период наступления с 16 по 18 августа он организовывал и обеспечивал взаимодействие с пехотой и способствовал успеху батальона. Егор Ковалев метким пулеметным огнем уничтожил две огневые точки противника (станковый пулемет и миномет), а расчеты истребил. Рискуя жизнью, первым из роты ворвался в блиндажи противника и из своего личного оружия убил двух немцев. В бою 18 августа того же сорок третьего старший лейтенант Ковалев был ранен и эвакуирован на излечение. 12 сентября вышел приказ о награждении его орденом Отечественной войны II степени.
Потери – только 3 убитых и 8 раненых
С октября 1943 по апрель 1945 года командир 1-й роты автоматчиков 10 отдельного батальона автоматчиков Егор Ковалев воевал на 3-м Украинском фронте. Его роте часто приходилось производить разведку боем. Из указа о награждении: «За двое суток капитан Ковалев отбил 10 контратак противника, уничтожив при этом 5 станковых пулеметов. Захватил 2 станковых пулемета и 6 ручных, одного пленного. При каждой контратаке численное превосходство у противника было от двух рот до батальона. Благодаря умелому руководству ротой, на поле боя после отбития контратак противника оказалось до 200 трупов гитлеровцев, а рота автоматчиков имела потери только 3 убитыми и 8 ранеными». За эти бои и был вручен орден Александра Невского.
В марте-апреле 1945 года капитан Ковалев воевал в Венгрии. Вот строчки последнего указа о его награждении орденом Отечественной войны II степени: «В бою за населенный пункт Уюдвар противник готовился отойти влево по проселочной дороге. Капитан Ковалев, предугадав намерения противника, выслал 1 взвод в обход села Уюдвар на дорогу. Под натиском наших подразделений противник начал отход. На дороге появились 2 вражеские автомашины с пехотой, их встретил дружный залп взвода. Огнем из ПТР обе машины были подбиты, а 2 взвода пехоты противника рассеяны и уничтожены. В этом бою батальон уничтожил более 50 и взял в плен 40 гитлеровцев, захватил 2 станковых и 4 ручных пулемета противника».
К сожалению, дальше следы Евгения Ивановича теряются в Венгрии…
Имя капитана Ковалева выбито на обелиске погибших заводчан…
В музее АО «ДИНУР» наряду с орденом Александром Невского хранятся еще две редкие награды, учрежденные Польской Народной Республикой в сорок пятом году. Речь идет о медали «Победы и Свободы» и медали «За Одру, Ниссу, Балтик».
Медаль «Победы и Свободы» принадлежит Константину Афанасьевичу Кузнецову, старшему сержанту 339 Бомбардировочного полка. Этой же награды удостоены первый президент Польши Болеслав Берут и маршал Константин Рокоссовский.
Медаль «За Одру, Ниссу и Балтик» – с орденской планки Николая Степановича Репина. Он прошел путь от политрука-военного комиссара батареи 76-мм пушек 1249 стрелкового полка 377 стрелковой дивизии 59 армии, капитана-замкомандира дивизиона по политической части 428 ЛАП 4 танковой армии на Волховском, Ленинградском, 3 Прибалтийском фронтах до заместителя командира 2-го дивизиона по политчасти 428 легкого артиллерийского полка 4 Танковой армии 1 Украинского фронта. К слову, перед войной Николай Степанович работал на Старотрубном заводе, был секретарем ВЛКСМ Хромпика, СУМЗа. На Динас устроился в тридцать пятом году. Но это уже другая история.
Интересный факт, что медалью «Победы и Свободы», как и медалью «За Одру, Ниссу, Балтик» удостоен политрук Леонид Брежнев – в сорок пятом и сорок шестом году соответственно.
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова