Новости Первоуральска
[location-weather id="12010"]
logo

«Зеркало Снежной королевы» – новый спектакль «Варианта»

11.01.2024

«Снежная королева» неожиданно стала трендом новогодних представлений: сразу несколько коллективов выбрали этот сюжет для постановки. В том числе и театр драмы «Вариант». Но здесь пошли своим путем, и замысел автора, Ханса Кристиана Андерсена, представили в современных реалиях. Так что наш Кай не пытался сложить слово «вечность». Он, олицетворение разума, создавал зеркало, особенное – оптическую систему, искусственный интеллект. Ну что, заглянем за кулисы? Занавес!

Две королевы

Копилка новогодних историй «Варианта» на этот раз пополнилась «Зеркалом Снежной королевы». Ее предложили поставить сами актеры. Как подчеркивает художественный руководитель «Варианта» и режиссер постановки Юрий Крылов, точкой отсчета стала история Ханса Кристиана Андерсена, а не вариант советского драматурга Евгения Шварца. Да, в нашей стране у Снежной королевы сложилась своя мифология, два прочтения, и пьеса Шварца как-то подзатмила оригинал. Напомним, что философская поэма для детей и взрослых, состоящая из семи историй, впервые увидела свет 21 декабря 1844 года. А почти через сто лет, в 1938 году, появилась пьеса-сказка в четырех действиях советского драматурга.

– История, написанная в тридцатые годы, это, скажем так, более идеологический вариант. Более того, Шварц объявил Снежную королеву врагом народа. У Андерсена же другая история. При изучении библиографических материалов мне запал в душу один факт: последними словами Андерсена были «Вот идет Ледяная дева». Он всю жизнь исследовал этот феномен. У него также была сказка «Ледяная дева». Поэтому если мы хотим изучить, глубже понять, о чем же написал автор, гениальный датский сказочник, то стоит читать эти две сказки, – Юрий Анатольевич поясняет, как популярной версии вернули первоначальный замысел.

Собеседник «Вечерки» в подтверждение своих слов тут же проводит экспресс-экзамен: а сколько лет длятся странствия Герды в поисках владений Снежной королевы? Сколько потребовалось ей, чтобы обойти полсвета? Сразу признаемся, этот тест не сдали…

– Семь лет, – сжалился Юрий Анатольевич. – Когда Герда находит Кая, ей исполняется 13 лет. По меркам тех лет, она уже достаточно взрослая.

Герда взрослеет на глазах зрителей, ее облик меняется. Так что у актрисы Светланы Юровских оказалась непростая задача. Тем более, это была для нее первая большая и серьезная роль.

– Да, мне нужно было «вырасти» на сцене, заново переродиться. Изначально было тяжело и страшно – играть положительного героя, да еще и чистую душу, – делится Светлана. – Но в процессе поняла, что с Гердой мы очень близки: я – эмоциональный человек, руководствуюсь душой и сердцем, а не разумом. И детская наивность, несмотря на мой возраст, до сих пор со мной. Думаю, что желание видеть в людях хорошее, верить в людей, это и есть то общее, что помогло мне сыграть Герду.

Некоторые знакомые, добавила собеседник, узнавали сразу, а кто-то только к концу спектакля понимал, кто на сцене. А некоторые зрители думали, что Герду играют две актрисы.

Текст вообще насыщен символами. Не все, что скрывать, современный читатель и зритель считывает сразу. Однако во времена Андерсена эти шифры были вполне понятными. Так, к примеру, неслучайно писатель выбрал именно розы, и двух цветов: алую – олицетворение Христа, белую – Девы Марии. Не говоря о том, что зеркало – само по себе предмет мистический. Далее, в ткань повествования вплетены и другие отсылки, уже по сценарию «Варианта»: Каю посланник королевы дарит криптекс – поклонники Дэна Брауна и загадок Леонардо да Винчи оценят этот ход. И Кай по заказу Снежной королевы, жаждущей захватить мир, собирает оптическую систему – и осколками здесь служат … сотовые телефоны. Зеркальце, настоящее, тоже будет – его хранит Герда. К слову, оно в виде сердца. И именно оно станет ключевым элементом.

Игры разума

Следует подчеркнуть принципиальный момент. Герда – воплощение души, Кай – разума, интеллекта, который не приемлет эмоций, чувств.

– Имя Герды, в одном из толкований, означает связь между небом и землей, Кая – рожденный в земле, – продолжает Юрий Крылов.

То есть, по сути, перед нами – история паломничества, не просто путешествие – путь взросления, преодоления. И финал истории – это единство разума и души, природного и придуманного.

В постановке Герда странствует, переходя по странам-царствам, владениям сестер Снежной королевы. В каждом – свое испытание. Так, в царстве Весны – Персии – отважная душа рискует забыться. В гостях у Лета – Японии – проходит проверку богатством. А что с разбойниками? В версии «Варианта» они воплощают Осень и перенесены волей постановщика в Шервудский лес.

Не будем пересказывать все перипетии сюжета и другие находки постановки. Скажем, что Снежная королева не оставила без внимания посягательства на свою вотчину. И тоже решила испытать актеров. Так, перед премьерным показом заболел исполнитель роли Кая. Срочная замена! Эту миссию выполнил Павел Рыжаков. Причем для актера это был дебют на первоуральской сцене. И дебют в сказке. Да, первые спектакли дались, по признанию Павла, непросто, но, уверены, зритель этого не заметил.

– Я служил в Рыбинском драматическом театре, вообще сам из Омска. Так вот, в декабре мы только сыграли премьеру – спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Островского. И потом приехал сюда, в Первоуральск. Мой типаж – это социальные роли. Никак не мальчика. Тем интереснее оказалась задача. Меня приятно поразило, что в спектакле костюмы соответствуют своему времени: сегодня на сцене нередкостью стало, что герои носят современные костюмы. Был впечатлен, как работает с пространством Юрий Анатольевич Крылов: сцена, в отличие от тех, к которым я привык, значительно меньше. При этом зритель этого не ощущает, – делится Павел Рыжаков.

Так что, Кай все же победит? Все же нет, отвечает актер: в нем нет души и сердца.

Насколько же зрители оказались готовы принять сказку-притчу? Знаете, этот экзамен выдержали. При том, что были родители, которые приводили малявок лет трех. Взрослые явно исходили из того, что увидят привычную милую сказку про Герду, Кая и их приключения. Так вот, из зала никто не сбежал. А в группе театра в социальной сети «ВКонтакте» потом были отзывы-благодарности.

19 вариантов сценария было создано для «Зеркала Снежной королевы»

Наталья Подбуртная

Фото Андрея Попкова