Однако не спешите верить названию. Зрители, побывавшие на спектакле, подтвердят, что при всех комедийных нотах это непростая история двух одиночеств. Которую герои постановки рассказали 8 Марта.
Этот спектакль, напомним, в репертуаре театра появился в середине прошлого года. Основой стала классика – пьеса известного советского драматурга Алексея Арбузова. «Старомодная комедия» – 1975 года рождения, то есть сейчас, почти полвека спустя, и в самом деле в почтенном возрасте. Не раз экранизировалась – главных героев играли известнейшие актеры Лидия Сухаревская и Борис Тенин, Алиса Фрейн-длих и Игорь Владимиров; с успехом шла и на зарубежных подмостках. На первоуральской сцене же мы ее видим в воплощении актерского дуэта Ольга Саввиди-Андрей Казин, постановка режиссера Владислава Борисенко.
– Сам выбор пьесы происходил оригинальным способом, – поясняет Андрей Алексеевич. – Когда мы обсуждали, что будем ставить, Владислав Владимирович озвучил несколько вариантов, среди них – и произведение Арбузова. Режиссер не стал настаивать на каком-то конкретном варианте, предложил самим актерам определиться. Не сговариваясь, мы одновременно с Ольгой Юрьевной сказали: «Старомодная комедия». По нашему мнению, эта история созвучна современности. Сейчас тоже живем в эпоху потерь, как и главные герои, которые прошли через потерю близких, через войну.
Эти люди, продолжил Андрей Казин, интересны тем, что они с уважением относятся к своему прошлому, к тому, что им пришлось пережить. И находят смелость построить свое настоящее.
Да, в ходе работы в текст внесли коррективы, сделав его понятнее современному зрителю. Действие перенесли на берег юга. При этом биографию Родиона Николаевича оставили без изменения: он прошел две войны – Гражданскую, как говорит, защищал Питер от Юденича, и Великую Отечественную. В чем здесь нюанс? Андрей Казин по своему типажу не совпадает с представлениями о том, как мог выглядеть Родион Николаевич, тот, настоящий. Однако важнее этой разности внешней внутренняя схожесть актера и его героя, что, кстати, отмечают и зрители. И война – не главное, главное – жизнь, которую надо прожить достойно и наполненно.
Каков же сюжет? Санаторий на берегу моря, на посту главврача как раз Родион Николаевич. Он приглашает на прием к 10 утра отдыхающую, Лидию Васильевну Жербер, интеллигентную даму бальзаковского возраста. Но она появляется у него только к обеду, потому что по утрам любит петь и кормить чаек у моря. У нее свой распорядок. Первое впечатление – взбалмошная особа… Но в том и дело, что на поверку она оказывается обаятельной и остроумной собеседницей. Им так много надо сказать друг другу.
– Персонаж Ольги Юрьевны интересен своим жизнелюбием. Родион Николаевич живет в скорлупе своих переживаний, а она помогает эту скорлупу разбить, – добавляет Андрей Алексеевич.
Для зрителей «Варианта» «разбивание скорлупы» разворачивается на глазах в прямом смысле слова. Спектакль идет не в зале, а в пространстве перед ним. Как знаем, эта площадка нередко трансформируется, в том числе и для таких камерных постановок, где зритель становится участником происходящих событий.
Лидия Васильевна появляется в шлейфе духов. Здоровается с мужчиной, который сидит на первом ряду – не он ли, случаем, Родион Николаевич? Эпатажная, яркая, на первый взгляд, но так ли это на самом деле? По мере того, как открытый конфликт перерастает в диалог, меняются и наряды Лидии Васильевны, становятся более элегантными. Это «переодевание» – говорящее для зрителя, как и музыка, которая вторит переживаниям героев, их внутреннему диалогу.
Сюжет «Старомодной комедии» далеко не старомоден, убеждена и известная певица Наталья Новодворская. По словам Натальи Владимировны, ей давно хотелось побывать на этом спектакле «Варианта».
– В этот раз твердо решила, надо сходить, сделать себе подарок на праздник. Получила удовольствие и слезы «очищения». Сюжет актуален всегда: тема одиночества, человек нуждается в поддержке близких, в понимании, а главное – в любви, – делится собеседник. – На мой взгляд, роли подобраны хорошо: Андрею Казину очень подходит роль, а Ольге и подавно, она очень мощная и глубокая актриса, своему партнеру она помогала и ни в коем случае не «давила». Конечно, она «главнее» в этом спектакле и, может быть, в некоторых моментах могло показаться, что присутствует некая монологичность. Но тем ярче подчеркивалась линия одиночества. Могу сказать только «браво» постановщику и актерам!
И снова о простых истинах. На спектакле 8 марта свободных мест не было. Что, впрочем, для первоуральского театра не редкость.
Наталья Подбуртная
Фото предоставлено театром «Вариант»