Новости Первоуральска
[location-weather id="12010"]
logo

«Мой дед в войну ремонтировал танки, я собираю модели»

28.06.2019

В библиотеке «Корабельная роща» обосновался парк мощной техники – немецкий танковый «зверинец», «тридцатьчетверки» и их товарищи по оружию, которые были в ходу в годы Великой Отечественной. Вернее, на ходу.

«Мой дед в войну ремонтировал танки, я собираю модели»


В библиотеке «Корабельная роща» обосновался парк мощной техники – немецкий танковый «зверинец», «тридцатьчетверки» и их товарищи по оружию, которые были в ходу в годы Великой Отечественной. Вернее, на ходу.

Поле боя в библиотеке

Разумеется, в учреждении культуры представлены макеты, но смотрятся они не менее впечатляюще, чем оригиналы. Натуральность усиливают размещенные здесь же фигуры – солдат советской пехоты, пулеметчиков и затесавшегося диверсанта. Все поражающе точно следует оригиналу. За каждым образцом стоит История. Без этого любая модель – всего лишь детали, уверен Олег Десятов, который и предоставил часть своей обширной коллекции моделей военной техники. Неудивительно, что Олег в библиотеке бывает часто, и его формуляр теснится от записей выданной литературы – от журналов по моделированию до исторической литературы.

«Мой дед в войну ремонтировал танки, я собираю модели»

Выставка моделей – первый опыт представить свое увлечение широкому кругу. Он оказался удачным, судя по реакции зрителей. Поэтому в библиотеке думают оставить «поле боя» до конца лета. Конечно, самые благодарные зрители, как говорит библиотекарь Светлана Васильева, это мальчишки. Они готовы изучить каждую модель. Олег Иванович этот интерес понимает. Сам был таким.

– У меня отец – механик. Я всю жизнь вожусь с «железками», в детстве – это автомобили, еще какие-то игрушки. Мне было интересно знать, как они устроены. Однажды отец на день рождения принес модель крейсера «Аврора». Вот это был подарок! У каждого ведь свое: кому-то спорт, кому-то зайчиков шить. А я вот с моделями вожусь. Тут главное усидчивость нужна и уметь вникнуть, что к чему, – поясняет моделист.

Деталь модели – деталь истории

После крейсера революции был «технический перерыв» – модели техники в советские годы приобрести было трудно, не то, что сейчас. Пока несколько лет назад сын не подарил «Катюшу», она же боевая машина ракетной артиллерии. Она-то и стала той «искрой», что разбудила мальчишеское увлечение. Дальше – больше. Сколько же к настоящему моменту единиц оружия «на вооружении», Олег не считал. Не план же выполняет, а для себя делает. Не скажет, и сколько занимает сборка одной модели: всегда по-разному, какие-то образцы приходится собирать заново. Подобные детали ему неинтересны: создание модели – больше, чем механическая сборка фрагментов по схеме за определенное время.

«Мой дед в войну ремонтировал танки, я собираю модели»

– Мне важно для себя понять исторические моменты: где производилась техника, ее боевой опыт. Модель может быть одна, а модификаций – много, – проводит ликбез Олег Иванович. – Взять, к примеру, легендарную «тридцатьчетверку», символ Победы. До сорок четвертого года выпускали Т-34-76 – по калибру орудия. А потом ее модернизированную версию – Т-34-85. Эта версия, как правило, на мемориалах стоит. Но тут история не заканчивается. У Т-34 есть особенности, которые зависят от того, на каком заводе они выпускались. У всех же условия и возможности были разные. Танк постоянно модернизировали, важно было обеспечить массовое производство. К примеру, у уральских танков башни, они же гайки, выпускались монолитные.

Только представьте, подтверждает слова собеседника Интернет: к январю 1942-го были внесены изменения в чертежи 770 наименований деталей, а 1265 наименований деталей просто изъяты из конструкции. К концу того же года количество упраздненных деталей достигло 6237, а номенклатура крепежа сократилась на 21%. Были упрощены такие детали и узлы, как люк водителя, картер бортовой передачи, траки, щиток контрольных приборов, погон по конфигурации и местам обработки. А в сорок третьем в конструкцию Т-34 было внесено еще 638 изменений, чтобы снизить трудоемкость. Это же рай и головная боль для коллекционеров, вникать, что к чему.

«Мой дед в войну ремонтировал танки, я собираю модели»

Нюансов много. И это не просто технические особенности. Как-то довелось пообщаться по поводу техники Великой Отечественной с Владимиром Костицыным, руководителем дайвинг-клуба «Капер» и моделистом со стажем. Так вот, вражеские модели намного выигрывали по комфортности и в начинке. У нашей страны подход был иной, и потому вызывает уважение мужество красноармейцев, которые в трудных условиях добивались того, что заставляли считаться с собой противника.

О танках мы заговорили не случайно. Дед Олега Десятова в годы Великой Отечественной их ремонтировал. Да, жаль, что деда нет. А то наверняка было бы что обсудить двум «товарищам по оружию».

Есть мнение, что моделизм начался с моделей кораблей. Первые копии судов той эпохи, из раскрашенной глины и дерева, нашли еще в Древнем Египте. Следующим шагом стали так называемые «построечные» модели. При помощи подобных строились настоящие корабли: деталь в модели увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть корабля. Таким образом строился весь корабль.
Моделизм развивался вместе с техническим прогрессом. В конце XVIII века появилась первая модель паровой машины – паровоза. В XIX веке появились первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолетов.
Первую же сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании «Skybird», выпустившей такую модель в масштабе 1/72. Этот размер и по сей день считается эталоном для многих производителей сборных моделей. Первый модельный набор для сборки представлял собой бумажный пакет, в котором находились инструкция, выпиленные по контуру детали, стойки из проволоки, детали из жести и наждачная бумага. Увлечение оказалось настолько популярным, что уже к концу Второй мировой войны каталог моделей фирмы «Skybird» составил свыше 120 единиц. Пригодились они и во время войны: стендовые модели использовались при обучении личного состава королевских войск для распознавания вражеской техники.

Наталья Подбуртная
фото Анны Неволиной

Похожие новости
  • Удивляемся до 31 января
  • ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ПОБЕДУ
  • «Так писем не ждут, так ждут – письма»
  • Роботраффик: на права сдали!