logo

Евгений Братцев: «Авторская песня – это как костюм»

10.02.2022

Музыкально-поэтический клуб «Территория души» снова порадовал встречей еще с одним автором-исполнителем – Евгением Братцевым. Как говорит сам Евгений Владимирович, Первоуральску он широко не известен, больше – в других городах, за что спасибо Интернету. Да и к тому же вообще много не выступает – песенки, как называет автор свои творения, не прокормят. В отличие от сада-огорода, где с весны по осень трудится Евгений. Но, замечает, улыбаясь, побывать на его концерте лишним не будет. Ведь это же – разговор родственных душ.

Евгений Братцев: «Авторская песня – это как костюм»


Музыкально-поэтический клуб «Территория души» снова порадовал встречей еще с одним автором-исполнителем – Евгением Братцевым. Как говорит сам Евгений Владимирович, Первоуральску он широко не известен, больше – в других городах, за что спасибо Интернету. Да и к тому же вообще много не выступает – песенки, как называет автор свои творения, не прокормят. В отличие от сада-огорода, где с весны по осень трудится Евгений. Но, замечает, улыбаясь, побывать на его концерте лишним не будет. Ведь это же – разговор родственных душ.

Евгений Братцев – коренной первоуралец, относится к тому поколению, которое выросло под песни бардов. По профессии – инженер-электрик. Долгое время исполнял других авторов. Свою первую песню написал в 20 лет, но это было, скорее, эпизодом. А вот в 40 словно пришло время стихов, они в широком доступе – выложены в Интернете.

Из всей этой россыпи для начала выберем «Тишину». Это о том, что нередко людям, близким друг другу, однажды не о чем друг с другом говорить. Перебивает суетное.

– Там есть такой момент: недопонимание, которое бывает в семье, оно во главе угла, – рассказывает Евгений Владимирович. – Один из первых отзывов в Интернете был такой: «твои песни странным образом сближают семью». Почему странным образом, было понятно, у меня то бабы-стервы, то любовь-паскуда. Почему же сближает, долго думал. После моих песен женщины начинают смотреть на своих мужчин немного по-другому. У нас ведь как в семье? Жена такая разнесчастная, он ей все лучшие годы жизни испортил. А после моих песенок она понимает, что мужик тоже живой, и душа у него болит. И то, что там, в «Тишине», девочка хохочет, или тишина как девочка хохочет – это посыл к тому, что поначалу она хохотала, как девочка. А потом вдруг все исчезло.

– У вас еще и клип снят на эту песню.
– Это был 2010 год. Я в то время занимался электромонтажом, мы строили в Оренбуржье цементный завод. И там, в городе Орск, оказались хорошие знакомые. Они и предложили снять клип на эту песню. Долго искал главную героиню: выбирал среди актрис местного драмтеатра – все не то. Тут знакомый вспомнил, что в ресторане на свадьбе видел певицу. И девушка оказалась той самой. Для песни. С того времени клипы не снимал, это удовольствие дорогое, и, к тому же тогда у меня еще, как говорят, глаза горели.

– Если говорить о взаимопонимании в семье. Как супруга относится к вашему творчеству?
– Она к моим песням дышит ровно. Иной раз хвалит. А как-то сказала, что после «Тишины» Ваенга – в пору ее популярности – отдыхает, а вот после «Исповеди» – даже работать не начинала. Песенки же писать стал, когда была черная полоса в жизни. Взял гитару, которая много лет пылилась на антресолях, написал песню «Раз-два-три-четыре-пять». Исполнил на дне рождения – и жена с гордостью сказала гостям, что это написал я сам. И меня как прорвало. Чуть ли не два года писал и писал. Когда все дела отодвинуты, изначально да, это интересно. Потом это семью напрягает – доход нужен. Песенки же доход не приносят. А первую свою книжечку подписал жене:

«Пусть у меня стихов немного,
Но эту книжку теребя,
Все говорят, что дар – от Бога,
А я-то знаю – от тебя.
И уведет меня дорога
Назад, где счастье встретив я,
Не ведал, что любовь – от Бога.
А я-то думал – от тебя».

– Есть такое мнение, что, к сожалению, стихи в сытости не рождаются.
– Я всегда говорил, когда сочинял: поэт должен быть злой и голодный. Причем злой в переносном смысле. А голодный в самом что ни на есть прямом. Пишется шикарно, вы не поверите. На раз. Я как-то рассказал об этом одному знакомому. И он написал обо мне:

«Он голоден был и нищ. Просил, где стол, а где кров.
Но в тесных стенах жилищ порою просил перо.
Писал он наверх, молил, чтоб средствами бог помог.
А тот лишь стихи дарил. И ноты к ним, между строк.
А утром скрипела дверь, и снова судьбой гоним,
Голодный, как дикий зверь, но с песней, как херувим».

– Вам интересно то, что звучит сегодня? Александр Градский как-то сказал, что время Цоя пройдет. И не только. Просто у каждого времени есть свой язык, мироощущение, которое следующим героям уже не будет так близко и понятно.
– Была авторская песня. Это песня личностная. Не важно, о ком или о чем поет автор – он поет о себе. Чем еще была хороша авторская песня? Это как костюм: о, немножко велик, давай ушью – будет как раз по мне. В молодости песня хорошая, поем, а кто автор – никто не знает, интернетов не было. В институте проходило так же. Потом уже оказалось, что «Перекаты» Городницкого пели на куплет меньше, а «Бабье лето» Кохановского – на куплет больше. Люди на каком-то этапе переделали маленько под себя. Она была демократична. Сейчас в моде рэп. Да, и авторская песня, и рэп – это не музыкальный шедевр, и там, и там – стихи. Но вы стихи дайте, чтобы зацепило.

– Отдельная культура – дворовая песня. Что слушал Женя, пока еще не стал Евгением Владимировичем?
– Высоцкого. Я жил на улице Ватутина, дом №56-а, в хрущевке. Потом, когда стал постарше, мы переехали на площадь, тоже улица Ватутина, но дом №42. Тогда же было принято, у кого есть колонки, открывать окошки и врубать на всю громкость записи. Этот хриплый голос цеплял. По многим моментам. Первое – экспрессия. Второе – мне дико нравилось, когда он от имени женщины разговаривал. Я тоже попробовал от имени женщины песенку написать.
У Окуджавы было много интеллигентности, а я был дворового воспитания. Мне он стал интереснее потом, в институте, в другом исполнении.

– Дворовое воспитание – отдельная история. Каким оно было у вас?
– Нас воспитывает семья и школа, у меня ни с тем, ни с другим не задалось. Жил я с бабушкой. Какое тут воспитание? Тут только любовь. В школе – учился хорошо, поведение достаточно примерное, занимался бальными танцами, что меня воспитывать? Но кто-то же это делал. Это двор – друзья и взрослые. Первый взрослый коллектив сидел за столиком, а мы подслушивали, о чем они говорят: об этом мой цикл «Дворовые песни». Второй взрослый коллектив на скамеечках у подъезда сидел, такой фейс-контроль, который знал, правильно ли живем. У меня есть песенка «Монастырь» – как раз о бабках у подъезда.

– В советском прошлом переписывали стихи в тетрадь, собирали открытки с портретами любимых актеров. Отвечали на анкеты. Итак, из опросника писателя Пруста: какое качество цените в мужчине? Какое – в женщине?
– Мужчина должен быть, наверное, добрым. Все остальное – прилагательное. Женщина… женщина должна быть разной.

Наталья Подбуртная
Фото предоставлено Еленой Тишковой

Похожие новости
  • Евгений Куйвашев проведет прямую линию с жителями области
  • В РЕГИОНЕ НАЧАЛИ СТРОИТЬ АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ
  • В Первоуральске растет число работающих детсадов
  • «РОЖДАЕТСЯ СЛОВО – БЕГУ ЗА ГИТАРОЙ»