logo

Инструктор по физической культуре в первую очередь – педагог

21.06.2019

Сегодня о своем пути в педагогику будут рассказывать два собеседника, коллеги – инструкторы по физкультуре Борис Галактионов и Василий Лагунов. Такой тандем не случаен, их истории отлично дополняют друг друга. Борис Михайлович в прошлом году победил в конкурсе среди молодых специалистов сферы образования «Педагогический дебют». Василий Витальевич недавно отметил юбилей, он с гордостью говорит, что стал первым инструктором в детских садах. Что интересно, супруги у них тоже педагоги – и тоже по физической культуре.

Инструктор по физической культуре в первую очередь – педагог


Сегодня о своем пути в педагогику будут рассказывать два собеседника, коллеги – инструкторы по физкультуре Борис Галактионов и Василий Лагунов. Такой тандем не случаен, их истории отлично дополняют друг друга. Борис Михайлович в прошлом году победил в конкурсе среди молодых специалистов сферы образования «Педагогический дебют». Василий Витальевич недавно отметил юбилей, он с гордостью говорит, что стал первым инструктором в детских садах. Что интересно, супруги у них тоже педагоги – и тоже по физической культуре.

Хочу передать свою любовь к спорту

Инструктор по физической культуре в первую очередь – педагогИтак, сначала познакомимся с Борисом Галактионовым. Представителем славной спортивной династии, в прошлом – профессиональным легкоатлетом, кандидатом в мастера спорта. Поэтому первый вопрос очевиден.

– Борис Михайлович, как вы вообще пришли в педагогику?
– Я окончил училище Олимпийского резерва по специальности «педагогика». Решил уйти из спорта высших достижений. Пришел в школу устраиваться, мне сказали: «Мы перезвоним». А через дорогу находился детский сад. Я подумал, почему бы и туда не зайти? Когда представился, сразу услышал: «Берем».

– Уточню: это был осознанный выбор или же надо было где-то работать?
– Не скажу, что стать учителем было моей самой заветной мечтой, но и такого, чтобы плыть по течению, тоже не было. Интересно же попробовать себя в новом качестве. Как педагог я поставил цель, чтобы детям нравилось заниматься физкультурой, и потом, после детского сада, у них было желание заниматься спортом в секциях – и прийти ко мне тренироваться (улыбается), даже для себя. А вот такого, чтобы воспитанник прыгнул дальше всех или бегал дальше всех, такого нет. Главное – сохранить им здоровье, преумножить его.

– Свой первый рабочий день помните? Как вас встретили ваши подопечные?
– Я пришел летом, так что первую неделю смотрел на них из окна. Мои первые рабочие дни состояли из написания программы. Коллектив очень дружный, приняли очень хорошо. Когда начались занятия, сложностей не возникло. Детям хочется веселиться и играть в этом, детсадовском возрасте. Мне надо было только это стремление направить в верное русло. Да, детям оказалось непривычно увидеть мужчину-педагога, нас немного. Что даже плюс: первое время они старались вести себя очень хорошо. А потом… Потом они втянулись, занимаются с удовольствием, и это главное. Был такой случай. На профосмотре пришел к врачу, он берет карточку и говорит: «О, двадцать пятый! У меня туда сын ходит, самое любимое занятие – по физкультуре». Раз дети тебя приняли, значит профессию выбрал свою. С родителями тоже нашли контакт. Они подходят за консультацией, в какую секцию стоит отдать ребенка, над чем поработать.

– Вы как профессиональный спортсмен привыкли жить в режиме, по подсказке тренера. А здесь же вы – командир. И теперь к вам обращаются по имени-отчеству. Как перестроились?
– По-моему, кардинальных отличий нет. С утра физические упражнения, днем – физические упражнения. Я еще работаю тренером в ДЮСШ.

– В детском саду с 2017 года. И чуть ли не со старта приняли участие в конкурсе. Как решились?
– Я вышел из отпуска, мне и говорят, что есть такой конкурс для молодых специалистов. И я участвую. Сопротивляться не стал, посчитал, что это будет хороший опыт. (тут подключился Василий Витальевич: «А что отказываться? Пришел, заявился, победил!»). Предоставил проект. Прошел заочный этап и попал в финал. Помимо проекта надо было провести занятие и мастер-класс для инструкторов по физкультуре. Моя программа строилась на упражнениях с мячом: инвентарь несложный, развивает всесторонне – и «физику», и интеллект с памятью. Не скрою, был удивлен, когда назвали победителем. Считаю это авансом.

– Есть желание расти дальше? По примеру старших товарищей, как Василий Витальевич?
– Да. Не исключаю, что и в «Учителе года». Лет так через пять, когда стажа будет больше. Мое портфолио пока – треть от папки Василия Витальевича.

– То, что у вас с женой – общая профессия, мешает или помогает?
– Все же небольшое различие есть: Наталья – тренер в школе. Поэтому в чем-то профессиональные подходы разные. тем интереснее обсуждать, как ты поступил, когда кто-то себя плохо вел на занятии или добился победы. Делимся смешными случаями.

– У вас как у инструктора по физической культуре есть какие-то пожелания?
– Хочется, чтобы проводилось еще больше массовых спортивных мероприятий для детей, когда юные спортсмены выступают на глазах у всего города (Василий Витальевич подтверждающе кивает). Жалко, что в этом году легкоатлетическую эстафету на призы администрации города и «Вечерки» перенесли в зал, и ребята не почувствовали вот этой соревновательной атмосферы.

– У вас в копилке титул чемпиона Свердловской области среди старшего возраста и юниоров, «золото» УрФО в помещении на три километра. Хочется вернуться на беговую дорожку?
– Нет. Мне интереснее уже, чтобы дети чего-то добились. Хочу передать им свою любовь к спорту. Чтобы они прочувствовали те же эмоции, что и я, когда поднимался на пьедестал. Знакомились с новыми людьми. Я вот встретился с женой в училище. Может, и они найдут – друзей, свою вторую половинку.

Самый спортивный дедушка

Инструктор по физической культуре в первую очередь – педагогА теперь время передать эстафетную палочку инструктору по физкультуре филиала МАДОУ «Детский сад №9» – «Детский сад №14» Василию Лагунову.

– Василий Витальевич, ваш педагогический стаж – 42 года. По основной профессии вы – учитель физкультуры. В детский сад пришли в 2014 году. Что заставило вернуться?
– Я в профессии с того момента, как окончил Челябинский институт физической культуры, это конец семидесятых годов. Уйти из педагогики пришлось в годы перестройки: родился третий ребенок, зарплата была низкой. За эти 15 лет кем только не пришлось поработать, было и свое дело. И все годы снилась школа, коллеги. И вот моя мечта – вернуться к детям – осуществилась. Я благодарен заведующей детским садом Светлане Николаевне Куренных, что она не побоялась стать первопроходцем – принять на работу инструктором по физкультуре мужчину. Я рад, что сейчас нас, мужчин, уже более десяти. Светлана Николаевна оказывает методическую помощь, помогает в приобретении спортинвентаря. Все-таки перерыв был серьезный, и очень многое изменилось.

– Что же осталось неизменным?
– Призвание педагога – а я считаю инструктора прежде всего педагогом – это уметь и хотеть прожить детство с ребенком, видеть мир их глазами, удивляться и познавать вместе с ними. Дети для нас (думаю, коллеги со мной согласятся) – друзья и младшие коллеги. Да, если надо, и мяукаю, и хожу на четвереньках.

– В чем же, на ваш взгляд, специфика именно физического воспитания?
– Занятия физкультурой следует начинать с раннего возраста. Научить детей правильно двигаться, преодолевать разнообразные препятствия, не бояться трудностей. Это же так здорово – воспитывать чемпионов, необязательно в спорте, жизнерадостных личностей. Доказано же, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

– А ваш возраст юного аксакала – это плюс или минус?
– Я себя позиционирую как дедушку – дедушку двадцать первого века. Подтянутого, который может и в поход, и подтянуться. Он не жалуется. С ним интересно общаться. И у него широкий кругозор. Моя профессия вообще держит в тонусе по определению. Это же не просто физра, а физическая культура. Культура – вот ключевое слово.

– Подтверждаю ваши слова. Вы участвуете в различных конкурсах, проводите мастер-классы. Неизменный участник областного фестиваля «Техноквест». На одном из них были ведущим, представ в образе Демидова. А в этом году, на котором осваивались профессии будущего, «переквалифицировались» в профессора Селезнева. Детский сад №14 знакомил с основами специальности «разработчик систем микрогенерации». И вы очень компетентно объясняли, что к чему.
– Мне интересно было разобраться в конструкторах лего. Добавлю: когда готовился к перевоплощению в Демидова, перечитал литературу, чтобы быть убедительным. Замечу, чем дальше идет технический прогресс, тем больше возрастает значение физической подготовки как защиты от перегрузок и гиподинамии.

– Хорошо, как дедушке удается быть строгим?
– Дети любят соревноваться и играть. Это и учитываем. Когда у них включается Капризка, можно же по-разному отреагировать: рявкнуть, перейти на строгий тон. Я же говорю спокойно и доброжелательно: «Места в зрительном зале свободны. Проходим и смотрим фильм, как себя ведут послушные дети». Этого достаточно.

– В педагогической профессии большая роль отводится родителям. Как к ним находите подход?
– Бывает по-разному. Редко, но есть случаи, когда ребенка с пяти лет отдают в балет или на фигурное катание и пропускают занятия по физкультуре. Что получается в итоге? Ребенок не показывает там, в секции, результатов, потому что нет общего физического развития. И как приятно, что скрывать, слышать от родителей, что их дети любят заниматься физкультурой и даже играть в «Василия Витальевича». Видеть, с каким азартом мамы и папы принимают участие в спортивных праздниках, наравне с детьми выполняют упражнения – в «Веселых стартах», «Малых олимпийских играх», в «Лыжне России» и так далее. Тогда и создается единая здоровьеформирующая среда дошкольного образовательного учреждения и семьи.

– Развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» вам помогает в решении этой задачи?
– Да, это такой ориентир. У детей возрастная ступень «ГТО» начинается с шести лет, но ведь быть готовым все же лучше, чем начинать с нуля. Два раза в год в объединении проводим соревнования по ОФП для воспитанников – осенью и весной. Четыре вида сдают: пресс, метание мяча, челночный бег и прыжок в длину с места. По результатам определяем победителей.

– Василий Витальевич, вы сами – лучшая пропаганда пользы «ГТО».
– Я бы поправил: и другие ветераны спорта нашего города. В мае прошли состязания по многоборью ВФСК «Готов к труду и обороне» среди лиц пенсионного возраста (IX-XI ступени). Первоуральск представляли Валентина Федоровна Чупкина, Рушания Давлиттнуровна Ситдикова, Флюра Нуртдиновна Назырова и я. Три инструктора по физкультуре и ветеран спорта. Флюра заняла второе место…

– …а у вас – «золото». И еще вы заняли первое место на областном фестивале «ГТО», который проходил в горнолыжном комплексе «Гора Белая». Поздравляем!
– Спасибо! Да, я же говорил, что воспитываю чемпионов, и нет ничего лучше, чем быть примером.

Наталья Подбуртная
Фото предоставлены Василием Лагуновым и Борисом Галактионовым, а также с сайта politonline.ruм

Похожие новости
  • В ДЕТСКОМ САДУ ЕСТЬ СВОЙ ЭВЕРЕСТ
  • Учиться быть учителем
  • Семьдесят наград 
для педагогов
  • ГТО. Знак престижа