Сегодня мы отступим от хроники событий в жизни Васильево-Шайтанского завода. И расскажем о такой важной составляющей в развитии города, как образование, неотъемлемой части культуры общества. Тем более, эта глава неразрывно связана с поистине легендарной личностью для Первоуральска – Александром Топорковым, священнослужителем, оставившим бесценное свидетельство о жизни поселения. Сейчас, когда открываются «Точки Роста», успешно развивается «Уральская инженерная школа», в образовании используются современные технологии, трудно представить, что когда-то безграмотность была скорее правилом. А учеников могли забрать из училища только потому, что там «не дерут».

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ
Сегодня мы отступим от хроники событий в жизни Васильево-Шайтанского завода. И расскажем о такой важной составляющей в развитии города, как образование, неотъемлемой части культуры общества. Тем более, эта глава неразрывно связана с поистине легендарной личностью для Первоуральска – Александром Топорковым, священнослужителем, оставившим бесценное свидетельство о жизни поселения. Сейчас, когда открываются «Точки Роста», успешно развивается «Уральская инженерная школа», в образовании используются современные технологии, трудно представить, что когда-то безграмотность была скорее правилом. А учеников могли забрать из училища только потому, что там «не дерут».
Вместо Autocad – перо и чернила
Первая горнозаводская школа на Урале была открыта в 1709 году Никитой Демидовым по велению Петра I в Невьянске – «цифирная». Однако подлинным основоположником горнозаводского образования все же считают Василия Никитича Татищева, выдающегося русского мыслителя, крупного администратора. Еще в 1721 году он писал, что «я же рад крестьян иметь и умных, и ученых». Им был подготовлен ряд документов, в частности, указ «Об устройстве заводских школ», который можно считать точкой отсчета народного образования на Урале, а также инструкция для учителей.
Непростую задачу поставил Татищев. Владельцы заводов в грамотных работниках не были особо заинтересованы, обстановка того времени хорошо описана в сказах Бажова. Как обстояли дела в Васильево-Шайтанском заводе? Открываем «Город на границе», книгу краеведа Юрия Дунаева, коренного шайтанина. В XVIII веке в Шайтанском заводе общий уровень культуры был низок. «Некоторые любознательные малолетки обучались у псаломщиков». В 1789 году принимается школьный устав, который предписывал открытие разных типов школ. Уральские заводские конторы его не восприняли как обязательный – за исключением Шайтанского завода, где в начале XIX века существовало училище, где обучалось 17 учеников. Владельцем завода тогда был Сергей Александрович Ширяев. «Конечно, в первую очередь заводовладелец преследовал цель обеспечить контору грамотными людьми, потому упор делался на техническое образование», – пишет Юрий Дунаев. В первую очередь обучали черчению и рисованию – автокадов не было в помине. Такая постановка подготовки кадров, отмечает краевед, оправдала себя: «в частности, плотинный мастер Егор Плохов, владевший навыками черчения, проявил патриотические чувства в суровый 1812 год, сконструировал оригинальную машину для полировки артиллерийских снарядов». До того приемщики браковали одну партию за другой.
Страница из «Наглядной азбуки для обучения и самообучения грамоте»
Добавим, что в училище принимали не всякого, а ребят посмекалистей из среды конторских служащих и приказчиков. Дети мастеровых и горнорабочих в основном были неграмотными. Вообще тогда практиковалось домашнее обучение у «мастеров грамоты» – писцов и священнослужителей, еще у местных грамотеев, среди них самым известным был К.Д. Кормильцев, обучавший чтению по-славянски.
За народный счет
Идем дальше. В 1820 во время большого пожара училище сгорело. Новое, мужское, построят в 1837 году – по желанию нового владельца завода московского купца Ивана Матвеевича Ярцева. Училище находилось в заводском двухэтажном здании на верхнем этаже. Рядом стояли заводские фабрики, их шум заглушал слова преподавателей и учеников, вдобавок проникал удушливый запах фабричных печей. Еще не было двора, где учащиеся могли бы играть во время перемены. В 1860 году в училище было 50 учеников.
После отмены крепостного права школы, как и церкви, содержались за народный счет: из заработка мастеровых с каждого рубля вычитали по одной копейке. В 1885 году при мужском училище открывается земская библиотека, книгами которой бесплатно пользуются все жители завода.
Женскому образованию стали уделять внимание только в 1858 году – по высочайшей воле императора Александра II. В Шайтанском заводе женское училище появится почти на 25 лет позже – в 1882 году, его открыло земство по ходатайству управляющего заводом. Преподавателем Закона Божьего здесь был отец Александр Александрович Топорков, священнослужитель Петропавловской церкви Шайтанского завода. Поясним, что Александр Александрович получил назначение в 1875 году. В Шайтанку он приехал из Верхнего Тагила, откуда родом. Вообще Александр Александрович – воплощение человека Просвещения. Он – автор известного очерка «О Васильевско-Шайтанском заводе», где проявил себя как инженер, знаток заводских дел и жизни рабочих.
Добавим, что еще до начала священнического служения Александр Топорков учил детей в Березовском заводе. На ниве просвещения отец Александр добился успехов. В отчете епархиального наблюдателя церковных школ за 1888-1889 годы отмечено, что Александр Топорков является «образцовым законоучителем».
К слову, кто еще преподавал в женском училище, тоже известно. Во всяком случае, имя одной из преподавательниц. Есть ее фото – в музее народного образования Первоуральска, которое располагается в школе №5. Речь идет о Марии Васильевне Пильщиковой. Она получила эту должность после сдачи экзамена на звание учителя в Екатеринбургской мужской гимназии.
За успехи в учебе – Евангелие
Итак, идем дальше. В 1893 23 сентября в Шайтанке открывается церковно-приходская школа – по инициативе отца Александра. Программа обучения была рассчитана на один год. В уставе было прописано: «обучать прежде десятисловию, чтобы они смогли сначала знать, отчего им уберечься. И отчего в житии христианском поступать, а потом и другие книги и письму».
Кроме означенных двух училищ, указано в очерке «О Васильево-Шайтанском заводе», существует несколько частных школ, в которых детей обучают старики и преимущественно старые девы. «Способ обучения в этих школах самый стародавний», по мнению Александра Топоркова: «учитель иногда руководит учениками, лежа на печи, где случается и уснет, а ученики зубрят в это время заданный урок или шалят. В избе производятся обычные крестьянские работы, а иногда уход за птицей и скотиной. чтению ребят вторят кудахтанье кур, гоготание гусей, блеяние овец, мычание телят. После таких школ дети поступают в земскую, где приучить их к новым порядкам стоит немалого труда». Более того, есть случаи, когда учеников родители забирают из училищ, мол, там «не дерут».
Если же говорить в целом об уровне грамотности, в это время в поселке было всего 14% грамотного населения. К тому же начальные школы не готовили к поступлению в гимназию. В подготовительных классах брали высокую цену – 40 рублей в год, неподъемную для рабочих…
Но пройдет меньше чем полвека, и все изменится. И это будет другая история…
Нам же остается сказать, что мы знаем, какой экспонат стоит передать в музей народного образования. И это – удивительная история. Наша читательница Валентина Сергеевна Тюлькина как-то увидела, что кто-то выбросил… Евангелие 1885 года издания. Причем с дарственной надписью. Издание в бумажном переплете, поскольку было рассчитано не на состоятельных читателей. Из текста на титульном листе следует, что книга подарена «ученику Шайтанской мужской школы Федору Онуфриеву Лакшину» как успешно окончившему курс. Дата – 23 сентября 1888 года. И подпись председателя Екатеринбургской земской управы, довольно экономная, без вензелей.
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова и из Музея истории народного образования городского округа Первоуральск