logo

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

05.02.2022

Сегодня мы отступим от хроники событий в жизни Васильево-Шайтанского завода. И расскажем о такой важной составляющей в развитии города, как образование, неотъемлемой части культуры общества. Тем более, эта глава неразрывно связана с поистине легендарной личностью для Первоуральска – Александром Топорковым, священнослужителем, оставившим бесценное свидетельство о жизни поселения. Сейчас, когда открываются «Точки Роста», успешно развивается «Уральская инженерная школа», в образовании используются современные технологии, трудно представить, что когда-то безграмотность была скорее правилом. А учеников могли забрать из училища только потому, что там «не дерут».

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ


Сегодня мы отступим от хроники событий в жизни Васильево-Шайтанского завода. И расскажем о такой важной составляющей в развитии города, как образование, неотъемлемой части культуры общества. Тем более, эта глава неразрывно связана с поистине легендарной личностью для Первоуральска – Александром Топорковым, священнослужителем, оставившим бесценное свидетельство о жизни поселения. Сейчас, когда открываются «Точки Роста», успешно развивается «Уральская инженерная школа», в образовании используются современные технологии, трудно представить, что когда-то безграмотность была скорее правилом. А учеников могли забрать из училища только потому, что там «не дерут».

Вместо Autocad – перо и чернила

Первая горнозаводская школа на Урале была открыта в 1709 году Никитой Демидовым по велению Петра I в Невьянске – «цифирная». Однако подлинным основоположником горнозаводского образования все же считают Василия Никитича Татищева, выдающегося русского мыслителя, крупного администратора. Еще в 1721 году он писал, что «я же рад крестьян иметь и умных, и ученых». Им был подготовлен ряд документов, в частности, указ «Об устройстве заводских школ», который можно считать точкой отсчета народного образования на Урале, а также инструкция для учителей.

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

Непростую задачу поставил Татищев. Владельцы заводов в грамотных работниках не были особо заинтересованы, обстановка того времени хорошо описана в сказах Бажова. Как обстояли дела в Васильево-Шайтанском заводе? Открываем «Город на границе», книгу краеведа Юрия Дунаева, коренного шайтанина. В XVIII веке в Шайтанском заводе общий уровень культуры был низок. «Некоторые любознательные малолетки обучались у псаломщиков». В 1789 году принимается школьный устав, который предписывал открытие разных типов школ. Уральские заводские конторы его не восприняли как обязательный – за исключением Шайтанского завода, где в начале XIX века существовало училище, где обучалось 17 учеников. Владельцем завода тогда был Сергей Александрович Ширяев. «Конечно, в первую очередь заводовладелец преследовал цель обеспечить контору грамотными людьми, потому упор делался на техническое образование», – пишет Юрий Дунаев. В первую очередь обучали черчению и рисованию – автокадов не было в помине. Такая постановка подготовки кадров, отмечает краевед, оправдала себя: «в частности, плотинный мастер Егор Плохов, владевший навыками черчения, проявил патриотические чувства в суровый 1812 год, сконструировал оригинальную машину для полировки артиллерийских снарядов». До того приемщики браковали одну партию за другой.

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

Так, в буквальном смысле на пальцах, учили счету.
Страница из «Наглядной азбуки для обучения и самообучения грамоте»


Добавим, что в училище принимали не всякого, а ребят посмекалистей из среды конторских служащих и приказчиков. Дети мастеровых и горнорабочих в основном были неграмотными. Вообще тогда практиковалось домашнее обучение у «мастеров грамоты» – писцов и священнослужителей, еще у местных грамотеев, среди них самым известным был К.Д. Кормильцев, обучавший чтению по-славянски.

За народный счет

Идем дальше. В 1820 во время большого пожара училище сгорело. Новое, мужское, построят в 1837 году – по желанию нового владельца завода московского купца Ивана Матвеевича Ярцева. Училище находилось в заводском двухэтажном здании на верхнем этаже. Рядом стояли заводские фабрики, их шум заглушал слова преподавателей и учеников, вдобавок проникал удушливый запах фабричных печей. Еще не было двора, где учащиеся могли бы играть во время перемены. В 1860 году в училище было 50 учеников.

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

Так выглядела Шайтанская (заводская) церковно-приходская школа


После отмены крепостного права школы, как и церкви, содержались за народный счет: из заработка мастеровых с каждого рубля вычитали по одной копейке. В 1885 году при мужском училище открывается земская библиотека, книгами которой бесплатно пользуются все жители завода.

Женскому образованию стали уделять внимание только в 1858 году – по высочайшей воле императора Александра II. В Шайтанском заводе женское училище появится почти на 25 лет позже – в 1882 году, его открыло земство по ходатайству управляющего заводом. Преподавателем Закона Божьего здесь был отец Александр Александрович Топорков, священнослужитель Петропавловской церкви Шайтанского завода. Поясним, что Александр Александрович получил назначение в 1875 году. В Шайтанку он приехал из Верхнего Тагила, откуда родом. Вообще Александр Александрович – воплощение человека Просвещения. Он – автор известного очерка «О Васильевско-Шайтанском заводе», где проявил себя как инженер, знаток заводских дел и жизни рабочих.
Добавим, что еще до начала священнического служения Александр Топорков учил детей в Березовском заводе. На ниве просвещения отец Александр добился успехов. В отчете епархиального наблюдателя церковных школ за 1888-1889 годы отмечено, что Александр Топорков является «образцовым законоучителем».

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

«Образцовый законоучитель» – священнослужитель Петропавловской церкви Шайтанского завода Александр Топорков


К слову, кто еще преподавал в женском училище, тоже известно. Во всяком случае, имя одной из преподавательниц. Есть ее фото – в музее народного образования Первоуральска, которое располагается в школе №5. Речь идет о Марии Васильевне Пильщиковой. Она получила эту должность после сдачи экзамена на звание учителя в Екатеринбургской мужской гимназии.

За успехи в учебе – Евангелие

Итак, идем дальше. В 1893 23 сентября в Шайтанке открывается церковно-приходская школа – по инициативе отца Александра. Программа обучения была рассчитана на один год. В уставе было прописано: «обучать прежде десятисловию, чтобы они смогли сначала знать, отчего им уберечься. И отчего в житии христианском поступать, а потом и другие книги и письму».

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

В уставе было прописано: «обучать прежде десятисловию»


Кроме означенных двух училищ, указано в очерке «О Васильево-Шайтанском заводе», существует несколько частных школ, в которых детей обучают старики и преимущественно старые девы. «Способ обучения в этих школах самый стародавний», по мнению Александра Топоркова: «учитель иногда руководит учениками, лежа на печи, где случается и уснет, а ученики зубрят в это время заданный урок или шалят. В избе производятся обычные крестьянские работы, а иногда уход за птицей и скотиной. чтению ребят вторят кудахтанье кур, гоготание гусей, блеяние овец, мычание телят. После таких школ дети поступают в земскую, где приучить их к новым порядкам стоит немалого труда». Более того, есть случаи, когда учеников родители забирают из училищ, мол, там «не дерут».

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

Похвальный лист, подписанный священником Александром Топорковым


Если же говорить в целом об уровне грамотности, в это время в поселке было всего 14% грамотного населения. К тому же начальные школы не готовили к поступлению в гимназию. В подготовительных классах брали высокую цену – 40 рублей в год, неподъемную для рабочих…

Но пройдет меньше чем полвека, и все изменится. И это будет другая история…

КАК ШАЙТАНЕ ГРАМОТЕ УЧИЛИСЬ

В качестве поощрения за учебу дарили вот такие книги


Нам же остается сказать, что мы знаем, какой экспонат стоит передать в музей народного образования. И это – удивительная история. Наша читательница Валентина Сергеевна Тюлькина как-то увидела, что кто-то выбросил… Евангелие 1885 года издания. Причем с дарственной надписью. Издание в бумажном переплете, поскольку было рассчитано не на состоятельных читателей. Из текста на титульном листе следует, что книга подарена «ученику Шайтанской мужской школы Федору Онуфриеву Лакшину» как успешно окончившему курс. Дата – 23 сентября 1888 года. И подпись председателя Екатеринбургской земской управы, довольно экономная, без вензелей.

Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова и из Музея истории народного образования городского округа Первоуральск

Похожие новости
  • В школе №28 открылись современные кабинеты технологии
  • Новый учебный – под новой крышей
  • Педагоги учатся
  • Дмитрий Медведев привел Первоуральск в пример