logo

«Мне нравится, когда меня называют Зульфия апа»

29.06.2019

С Зульфией Ахтариевой, руководителем народного коллектива татарской культуры «Тургай», мы живем в одном микрорайоне. Поэтому то и дело пересекаемся. Обычно на остановке. Зульфия чаще всего едет выполнять общественное поручение. Вот в начале июня в Билимбай ездила искать петуха. Красивого, такого, что как посмотришь на него, так сразу видно: главный приз!

«Мне нравится, когда меня называют Зульфия апа»


С Зульфией Ахтариевой, руководителем народного коллектива татарской культуры «Тургай», мы живем в одном микрорайоне. Поэтому то и дело пересекаемся. Обычно на остановке. Зульфия чаще всего едет выполнять общественное поручение. Вот в начале июня в Билимбай ездила искать петуха. Красивого, такого, что как посмотришь на него, так сразу видно: главный приз!

Не праздник, а жизнь

Петух, напомним, полагается победителю одного из состязаний Сабантуя, тому, кто сможет пройтись по горизонтальному буму. Баран на празднике плуга тоже есть, он достается тому, кто окажется сильнейшим в национальной борьбе курэш. Долгое время за этот живой приз тоже отвечали Ахтариевы, но потом мужчины зароптали, мол, возить барана – то еще удовольствие, уж очень нервный пассажир. Да и потом за ним глаз да глаз нужен – все норовит удрать. Вот так и живут герои нашего проекта: не праздник, а жизнь. Не жизнь, а праздник.

«Мне нравится, когда меня называют Зульфия апа»Как так получилось и какое место занимают традиции сегодня, не стали ли декоративным искусством – эти непраздные вопросы задали мы Зульфие Митхатовне. Разговаривали уже в более подходящей обстановке – апартаментах коллектива Централизованной клубной системы, в Центре досуга. Окружение оказалось очень даже говорящее. Время выбрали в выходной – в субботу, когда выдалось окошко. В воскресенье первоуральский коллектив ждали в Сабике, на праздновании Сабантуя.

– Это сейчас праздник плуга широко отмечается, спонсоров привлекают. Красиво все проходит, организованно, на уровне правительства. А было время, когда мы сами все проводили. Выбирали полянку, шишки сметали. В народ ходили, подарки собирали. По поселкам ездили. Как в старину. Это же целый обряд. Чтобы люди видели, что не просто так просим угощение, брали с собой шесты – шиты, – собеседница показывает на эти шесты, которые сейчас стоят в углу. – К палке привязывали ткань или платок. Брали с собой ведра – я их расписывала, чтобы ярко было. И – в Новоуткинск, Новоалексеевку… Стучимся, нам открывают. Хозяев славим. А они нам в ответ подарки. Помню, одна бабушка в Ельничном кусок хозяйственного мыла дала. Лимон как-то вручили. Люди помнят, как в детстве Сабантуй отмечали, поэтому к нам хорошо относились.

С той поры воды много утекло. Сабантуй уже стал официальным праздником областного масштаба, территории открывают свои подворья. Первоуральск – в том числе. Наш городской округ представляют «Урал моннары» и «Тургай». Областной праздник, завершающий череду празднований, пройдет в конце июня.

Как верно кусать ногыш

Костюмы вообще хорошая отправная точка для разговора. Как известно, у всех народов одежда – это зашифрованное послание, где все имеет значение: техника вышивки, расположение узоров, выбор цветов… У «Тургая» хранятся образцы и татарского костюма, и марийского, и современные варианты. Это золотой фонд. Чаще всего наряды приносят люди, которые хотят, чтобы старые вещи обрели вторую жизнь, а не лежали грузом. Зульфия Митхатовна тут же демонстрирует образцы, поясняя различие. Марийский костюм явно праздничный, тут и монисто, и вышивка, и кружево. Татарский не такой вычурный.

– У нас женщина обычно носит камзол, платье и фартук. Зеленый – повседневный цвет, красный – праздничный. А я сама люблю сиреневый, – просвещает собеседница.

А потом Зульфия Митхатовна открывает… сундук. Да-да, самый что ни на есть настоящий. От привычного русского окованного его отличает то, что украшен он цветами. Такие в старину повсеместно стояли в деревнях, заменяя шкафы. Сегодня же раритет. Но не везде. Этот сундук делали на свадьбу сестры Зульфии Митхатовны.

– У меня такой же был, когда замуж выдавали. В него невеста приданое складывает, которое сама шьет и вышивает: две наволочки, подушку, простыни, одеяло. Потом на свадьбе младшая сестренка или братишка его продают жениху. А тот со своими дружками хитрят, стараются подешевле купить, – отвлекается собеседница, пока ищет сокровище, которое хотела показать, и вот находит. – Тут у нас есть передник, его еще в 1947 году сшили. Нам его в деревне Аракеево подарили. Он выцвел чуть, но все равно сохранился хорошо.

Действительно, передник хоть сейчас надевай. Он не парадный, будничный. Но украшен вышивкой – и непростой: вязальным крючком по ткани. Это очень сложная техника, считается отличительным признаком деревни Аракеево, что находится в Нижнесергинском районе. Аракеево сегодня является культурным центром в Свердловской области, где сохранили традиции татар и башкир.

Кстати, в Нижнесергинском районе в середине прошлого века девушки, собираясь на летние гуляния, использовали листья подорожника – ногыш для того, чтобы на платке появилась яркая полоса по всему периметру ситцевого платка. Раскрываем секрет: молодые женщины и девушки собирались вместе, помещали сорванные листья между слоями ткани, прикусывали ее зубами в разных направлениях, чтобы по краю получалась дугообразная кайма. И это не Интернет-придумка, а данные из энциклопедии по истории народного костюма, которая есть в библиотеке ансамбля «Тургай».

Жаворонок над пашней

Костюмы и литература – не единственный капитал народного коллектива. Стену украшает выставка из благодарностей и дипломов. На столе – галерея статуэток, свидетельства наград на различных конкурсах. Недавно она пополнилась: с областного конкурса национальных культур «Национальная мозаика», проходившего в Арамиле, «Тургай» привез два «золота». Первое место присудили Ильнару Ахтариеву в номинации «Вокал», так же высоко оценили и дуэт Ильнара и Вадима Ахтариевых. Тут же расписной самовар – подарок артистам, чтобы чай был вкуснее. Это мы сейчас подходим к той мысли, что самая ценная награда – признание зрителей. Чувство, что занимаешься своим делом. Без этого коллектив давно бы распался.

Официально днем рождения коллектива считается 2001 год, но это, скорее, дата, когда «птенец» окреп, подрос и был готов встать на крыло.

– Ой, долго рассказывать, как ансамбль создавался. Я окончила культпросветучилище, потом Тюменский институт культуры и искусств. В районе всего семь человек с высшим образованием было. Специальность у меня такая – культурой заниматься, – улыбнулась Зульфия Митхатовна. – Это были девяностые годы, когда мы приехали сюда. Первые шесть с половиной лет в Вересовке жили, потом мужу квартиру в городе дали. Я устроилась в организацию «Сабр», потом меня директор ДК имени Ленина Флюра Хасанова к себе пригласила. В стране и в городе в ту пору интерес к народной культуре проснулся. В Первоуральске для ее развития много сделал Мусавир Хусаенов. Так вот, в клубе имени Ленина я мероприятия вела, сценки ставила, людей искала, чтобы ансамбль появился. Учила их тому, что нам в институте показывали, что сама в старых спектаклях увидела.

Так пришло время, когда стало ясно, что создалась полноценная творческая единица. Коллектив не только исполняет народные и эстрадные песни, но еще ставит сценки: при ансамбле есть театр эстрадных миниатюр «Чаян». В 2008 году получил звание народного. Словом, соответствуют своему названию.

– Я сама родом из деревни. Родительский дом стоял на окраине. Помню, выйдешь утром, а над полем жаворонки поют, высоко-высоко в небе. Они долго могут на одном месте порхать. Звонкие голоса у них. Птичка трудолюбивая. И мы такие – звонкие да работящие, – улыбнулась Зульфия.

Семейная песня

Коллектив стал еще и очень семейным. Так, в первом составе были три сестры. За годы, что выступает ансамбль, стало традицией, что артисты взрослеют, создают семьи и приводят своих детей. Что там говорить, Зульфия Митхатовна – сама тому пример. Вадим и Ильнар Ахтариевы вообще очень разносторонние люди. Они занимались в знаменитом ансамбле «Шайтане», так что Юрий Погромский учил их петь и танцевать по-русски, а мама учила петь и танцевать по-татарски. Добавим, что Вадим Ахтариев был в том составе «Шайтан», который участвовал в телевизионном проекте «Минута славы». И не представляют, что могло бы быть по-другому.

«Тургай», если говорить высоким штилем, помогает сохранить культуру. Сделать ее близкой и понятной подрастающему поколению. В ансамбле занимаются с детьми, знакомят с основами татарского языка. Наглядные пособия – листы с основными словами на татарском языке с русским переводом размещены на шкафу. Освоить татарский не проще, чем английский. Как замечает руководитель, на занятиях нередко обсуждают самые насущные вопросы: политику, кем быть, когда вырастешь. Получается такой клуб по интересам.

– Честно говоря, Зульфией Митхатовной меня коллеги называют. А дети – Зульфия апа, как старшую сестру или тетю, то есть женщину, старшую по возрасту. И мне так больше нравится, – улыбка снова появилась на лице собеседницы.

И я тоже с удовольствием Зульфию Ахтариеву теперь буду называть Зульфия апа.

Наталья Подбуртная
Фото Анны Неволиной

Похожие новости
  • Красочно, весело и вкусно!
  • Сабантуй-2019: что, где, когда
  • Приходи на праздник плуга!
  • ВСЕГДА СОЛНЕЧНЫЙ САБАНТУЙ