logo

МЫСЛИТЬ – ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

23.04.2018

– Ольга Николаевна, насколько представительным было мероприятие?

МЫСЛИТЬ – ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ


Экранизации литературных произведений вернут ученика читающего – вот один из ключей к преподаванию литературы в школе сегодня. Об этом шла речь на межрегиональной конференции «Обновление современного филологического образования», в работе которой участвовали и первоуральцы.

В числе докладчиков Свердловскую область представляла учитель школы №4 Ольга Николаевна Обеднина, «Учитель года-2017», победитель всероссийского конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций региона. Ольга Николаевна провела мастер-класс на тему: «Стратегии смыслового чтения: оптимальные приемы работы с текстом». Чем еще была интересна конференция, сегодня и расскажем.

– Ольга Николаевна, насколько представительным было мероприятие?
– В Екатеринбург приехали более ста человек со всей страны – из Саратовской, Кировской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края, Санкт-Петербурга, Москвы. Это и педагоги, и представители издательств: организатором является Уральский региональный центр подготовки кадров и корпорация «Российский учебник».

– И такой диалог понятен, ведь цель одна – поддержать интерес к чтению.
– Как подчеркнул ведущий методист корпорации по русскому языку и литературе Олег Николаевич Бойцов, кандидат филологических наук, конференция предоставляет уникальную возможность издателям услышать проблемы и идеи учителей и поможет совершенствовать и улучшать издаваемые учебники и методические пособия. Также обсуждались новые подходы к изучению русского языка и литературы.

– По мнению Олега Николаевича, эмоциональный интеллект влияет на коммуникативную компетенцию. И чтение здесь – первый помощник. Чтобы изучение текста не превратилось в просмотр букв, а стало осознанным процессом, призвана помочь визуализация. Вы уже не первый год используете на уроках в своей практике такой подход, показывая на уроках фрагменты фильмов, особенно в изучении произведений многоплановых. Словом, вам было чем поделиться с коллегами, я говорю сейчас о теме мастер-класса.
– Организация на уроках русского языка и литературы работы с текстом на основе смыслового чтения, система работы с текстом в целом позволяют добиться хороших результатов, успешно работать в рамках курса «Исследовательская деятельность (смысловое чтение и работа с текстом)» в 5-8 классах. Учитель стремится методически обосновать выбор форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (самая оптимальная – групповая) и выбор методических приемов работы с текстом. Работать в этом направлении следует целенаправленно и системно. В моей практике сложилась определенная система работы с текстом, для которой я подбираю специальные тексты – источники информации, представляющие три вида ситуаций: учебную, общественную и личностную. Замечу, что готовые тексты для уроков находить достаточно трудно, но учебники литературы Бориса Александровича Ланина, доктора филологических наук, профессора Института стратегии развития образования РАО, автора УМК по литературе – с ним сообщество учителей русского языка и литературы познакомилось в рамках повышения квалификации – располагают таким потенциалом.

– Какое задание вы дали коллегам?
– Я предложила филологам стать учениками: разобрать тексты и поработать с оптимальными приемами, такими, как кластер, инсерт, «корзина идей», перепутанные логические цепочки… Учились задавать «тонкие» и «толстые» вопросы: к «толстым» относятся вопросы, предлагающие дать пояснение, выразить свое мнение. «Тонкие» более конкретны. Все приемы изложены в брошюре «Методические приемы работы с текстом». Ведь умеющие мыслить умеют задавать вопросы. И это касается и педагога, и ученика. И автора.

Похожие новости
  • Десятки призов за сотни фотографий
  • Лагерь ЕГЭ: полная версия
  • Итог Квеста – премия губернатора
  • В подарок к празднику – награды