logo

НА ТЕЛЕФОНЫ В КЛАССЕ – ТАБУ

29.12.2018

– По условиям конкурса вас должен был вести наставник. Кто им стал?

НА ТЕЛЕФОНЫ В КЛАССЕ – ТАБУ


Учитель начальных классов Мария Боярских в этом году пришла «первый раз в первый класс». Но малоопытность начинающего специалиста не значит, что в своей профессии Мария совсем дитя: она заняла второе место в областном конкурсе работников образования Свердловской области «Молодой учитель».

Как уже сообщала «Вечерка», на областном этапе Первоуральск представляли два педагога. Всего же 30 человек со всей области, проявивших себя в муниципальном конкурсе, претендовали на первенство. В финал же прошли только восемь человек, в том числе учитель школы №5 Мария Боярских. Марию Андреевну мы пригласили в редакцию, чтобы за чашкой кофе поговорить и о конкурсе, и о том, как удается не «стоять у доски» дома.

– По условиям конкурса вас должен был вести наставник. Кто им стал?
– Это учитель начальных классов Марина Викторовна Кузнецова. Когда я училась, а моя школа – это пятая, Марина Викторовна вела параллельный класс. Потом, когда сама после магистратуры пришла работать, встретились снова. Такое интересное чувство: человек, которого привык воспринимать как педагога, стал твоим коллегой. У наставника на конкурсе ответственная роль. Как указано в положении, он должен готовить к каждому заданию. Я что-то предлагала, а Марина Викторовна доводила до ума. Например, для «визитки» я написала сказку о девочке Маше, а наставник предложила взять в руки толстую книгу сказок, придумала наряд – сарафан, кокошник. Получилась девушка Машенька, умная и разумная.

– И что она о себе говорила?
– Что когда после школы хотела поступать в педагогический, то многие ее отговаривали. Кроме трех человек: мамы, классного руководителя Натальи Георгиевны Денюшиной и учителя физики Григория Григорьевича Жилина. Они советовали поступить так, как считаю нужным сама. Еще я рассказывала, как училась сначала на специалитете в УГПУ, потом вышла замуж, поступила в магистратуру, где за учебу, научную и общественную работу получала стипендию правительства РФ.

– А чему учила девушка Машенька, когда надо было показать фрагмент урока на другом туре, «Педагогические мгновения»?
– Грамоте! Учила составлять слово из кубиков, буквы шила сама.Детям с закрытыми глазами нужно было определить, какая это буква, потом открыть глаза, визуализировать, как она выглядит. И сложить слово. В качестве учеников были другие конкурсанты. Я общалась с ними, как с детьми: «Сядем ровно, спинку держим прямо». Многие мои соперники предпочли предмет «Окружающий мир», с точки зрения конкурса там легче найти, что показать: и опыты можно провести, и картинки показать.

– У вас есть дочка. Как вы ее воспитываете? Кто в вас сильнее – мама или педагог?
– Хотелось бы быть мамой. Но никуда не спрячешь учителя. Ловлю себя на том, что бывает, когда прихожу с работы, начинаю говорить строгим тоном, указывать. Потом вздрагиваю и напоминаю себе: «Стоп, я дома!». У меня есть негласное правило: если Ника просит «Пойдем играть!», отодвину в сторону уборку и сяду играть. Домашняя работа была и будет, а ребенок маленьким – совсем чуть-чуть. Нет, это не значит, что я совсем не занимаюсь домом или все ходят голодными, но для меня дочка – на первом месте. Когда мы пришли в детский сад, то воспитатели сказали, что Ника – избалованный ребенок, избалованный вниманием. Может, это и неправильно, но нет единой модели в воспитании. Вот у меня так. Ника рано начала говорить – в полтора года, и мамочки во дворе говорили, мол, это я с дочкой занимаюсь по секретной методике. А секрет был в том, что никаких спецтехнологий по развитию речи не было.

– А как воспитывали вас в детстве?
– Моя мама была и остается лучшей подругой. Она жестко не контролировала, не опекала на каждом шагу. Может, поэтому и не возникало желание пойти против правил, бунтовать. Отец – это свет в окошке. Мои родители – надежный тыл. Наверное, я и для Ники хочу быть такой подругой, чтобы она делилась своими переживаниями.

– Для своего класса кем хотите стать – другом или все же наставником?
– У дружбы много граней. Где-то я для них и вторая мама, но должна быть черта в отношениях, определяющая, кто все же старший. Это то, к чему стремлюсь. Быть в чем-то примером. Поэтому участие и второе место в конкурсе для меня важно и в профессиональном плане. Это в копилку авторитета. Я ученикам говорила: не только вы участвуете в конкурсах, но и я, мне тоже это интересно. Когда делала буквы на продленке, дети порывались мне помочь. Понимаю, что оказаться в числе лучших молодых педагогов области – это ответственность. Когда родители моих учеников стали мне в чат писать поздравления, даже стало неловко: не хотела такой огласки!

– Ребята вам доверяют?
– Конечно, это же начальная школа, они же не умеют фильтровать информацию, что можно сказать, что – нет. Честно могут сказать: «А мама не придет на родительское собрание, потому что мы едем сегодня покупать мне диван». Они пока не умеют секретики держать. Кто вздыхает, что папа часто в командировку уезжает, а я его утешаю, что у папы такая работа, что он все равно любит своего сына. Эта открытость детей повлияла на то, что я пошла в учителя начальных классов, а не в предметники. Хочу, чтобы мои ученики стали лучше меня: сначала, конечно, сравнялись, а потом превзошли. Есть такое выражение у Леонардо да Винчи: плох тот ученик, который не превзошел своего учителя. Хочу дать им старт, запал. Говорю родителям: «Да, я должна научить читать, писать, но главное – чтобы сформировались личностные качества, навыки социального общения. Чтобы ребята были интересными людьми, хотели развиваться. Отлипли от телефонов и планшетов, это бич нашего времени.»

– Что есть, то есть!
– Когда я 1 сентября спросила своих учеников, чем они любят заниматься, только пятеро сказали, что любят гулять. А остальные… в телефоне! Мне стало страшно. Поэтому на телефоны у нас табу. Мальчишки любят подойти на перемене и «пошантажировать»: «Хотите, чтобы мы не бегали на перемене? Разрешите поиграть в телефоне». Отвечаю: «Нет, нельзя. Но и носиться не дам». Хотя… Это же дилемма: гаджеты стали уже нормой, но где грань между разумным их использованием и привычкой полагаться только на них? Пока не знаю. Ищу ответ опытным путем. У современных детей клиповое мышление. У нас – нет. Вот и учимся друг у друга.

Похожие новости
  • Семьдесят наград 
для педагогов
  • ТРЕХ ЯЗЫКОВ СОЗВУЧЬЕ
  • Лагерь ЕГЭ: полная версия
  • Итог Квеста – премия губернатора