В этом году исполнилось 30 лет, как произошла одна из последних и крупных авиакатастроф в Советском Союзе: самолет Ту-134, летевший по маршруту Тюмень-Уфа-Волгоград, рухнул на заснеженное поле рядом с Первоуральском. Спасали выживших всем городом: чужого горя не бывает. Это был, без преувеличения, народный подвиг.
НАЗВАТЬ ГЕРОЕВ ГЕРОЯМИ, А ПОДВИГ – ПОДВИГОМ
В этом году исполнилось 30 лет, как произошла одна из последних и крупных авиакатастроф в Советском Союзе: самолет Ту-134, летевший по маршруту Тюмень-Уфа-Волгоград, рухнул на заснеженное поле рядом с Первоуральском. Спасали выживших всем городом: чужого горя не бывает. Это был, без преувеличения, народный подвиг.
Как это было
Воздушный лайнер потерпел крушение 13 января 1990 года. На борту было 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Погибли 27 человек, в том числе командир судна Владимир Дунаев. Из экипажа выжили только двое – бортмеханик Александр Лукьянов и бортпроводник Наталья Бобровских. Как известно, волгоградец Александр Лукьянов женился на выхаживавшей его первоуралочке.
Причинами катастрофы стал отказ техники и нестандартные причины. Хронику того страшного полета вспоминает Владимир Шапиро, из того же летного отряда, в который входил и Ту-134 Владимира Дунаева, опытнейшего летчика. Изначально самолет должен был лететь из Харькова в Минск, но у рейса поменяли маршрут. Обычное дело в ту пору, говорят ветераны авиации.
– Мы попрощались, и они полетели. Согласно хронике, в 12.45 по московскому времени в кабине Ту-134 вдруг сработала сигнализация «Пожар в багажном отделении». До источника возгорания добраться не удалось, поскольку все было плотно заставлено багажом. Вскоре после этого все системы авиасудна стали отказывать одна за другой. Ядовитый дым идет в салон, пассажиры начинают задыхаться, – Владимир Романович словно переносится в тот день. – Сигнализация начинает совершенно произвольно включаться. Сообщает о пожаре в двигателе, о пожаре во вспомогательной силовой установке, которая вообще в тот момент не могла работать, так как она только на земле для запуска двигателя используется. Потом выключилось абсолютно все. Лишь связь у них частично сохранялась, так как аккумулятор был цел. .
В этот момент Ту-134 пролетал над Свердловской областью. Нужно было совершать экстренную посадку. Хотели приземлиться в аэропорту Кольцово, однако с погодой в тот день не повезло – был самый холодный день в году. Но самолет горел и в любую секунду мог взорваться прямо в воздухе. Поэтому экипаж начал снижение. Оно длилось восемь минут. И, как говорит Виктор Щепакин, для экипажа это были восемь минут ада… Потом искали место для приземления… При посадке на крошечном пятачке экипаж сделал все возможное, чтобы сохранить большую часть жизней тех, которые там были. В любую секунду мог произойти взрыв и отказ управления. К сожалению, на выбранном поле была система для полива. Поэтому посадка вышла более чем жесткой…
Приехавших на место репортера Виктора Губачева и фотокора «Подзнаменки» Владимира Зотова попросили засветить пленку, один кадр уцелел чудом. Газета, в первую очередь, рассказывала о людях, помогавших пассажирам злополучного рейса.
За проявленное мужество и профессионализм экипаж судна так и не наградили. Время такое, не до героев, к тому же Ту-134 был самым массовым самолетом, и излишнее внимание было ни к чему. Виктор Щепакин, как и все очевидцы произошедшего, уверены, что справедливость надо восстановить: героев назвать героями, а подвиг – подвигом. Уже составлено ходатайство губернатору Волгоградской области на представление экипажа к ордену Мужества. Инициативную группу поддержал депутат ГосДумы РФ Зелимхан Муцоев.
На месте трагедии установлен памятный знак. 13 января здесь прошел траурный митинг. Прилетел из города Волжский Николай Кубрин, один из пассажиров того рейса, он постоянно приезжает в годовщину катастрофы. Конечно, были супруги Лукьяновы. И те, кто 13 января 1990 года не оставил в беде пассажиров рокового рейса…
Участники тех событий рассказывают, как все было.
От крови шел пар
Александр Кашин оказался на месте трагедии буквально через несколько минут. Однако на встрече-памяти он оказался только сейчас, 30 лет спустя. Как говорит, то в командировках, то промахивался со временем, когда все собираются у памятного знака в годовщину, и приходил туда, когда никого уже не было, и лишь возложенные цветы говорили, что помнят, что не забыли.
– Мне тогда было 17 лет. Я жил в Талице, на окраине, и то поле хорошо было видно. Собирался на репетицию – занимался в фольклорном ансамбле «Шайтане». Слышу, самолет летит, но звук не такой, и понимаю, что это не просто посадка. Вышел, сосед подошел. Он на меня смотрит, я – на него. Мы оба с ним провожаем взглядом самолет, он скрывается за лесом. И белый дым пошел. Сосед и говорит: «Садись в машину, поехали». У него «Нива» была. Приехали. Идем. Хвост от самолета лежит. Пошли дальше. Заметили двух мужчин. Это были выжившие пассажиры. Люди явно не понимали, что с ними и где они. Сосед окликнул их. И мы направились к самолету…
На снегу лежали люди. Поднимался легкий пар – от крови… Поднялись с соседом в самолет. И стали вытаскивать людей, кто жив. Складывали их на крыло. Первым я вытащил мальчика. Спросил его, как зовут. Он ответил, что Женя. Ему тогда было шесть лет. Минут через тридцать подъехали «скорые», военные, милиция… Нам сказали, что гражданским здесь не место. Но мне же 17 лет, уйти не мог – надо же помогать. Выручил случай. Медик со «скорой» дала мне медицинский халат: у меня куртка, серая, была вся в крови. Так и остался. С этим врачом потом людей в больницу везли. Я помогал их вытаскивать. Все потом думал, а может, этого медика встречу…
Потом вернулся домой. Вечером с девушкой пошел на спектакль в ДК «Строитель». Но ничего не запомнил. А на следующий день меня как накрыло. Неделю такой ходил. Юрий Федорович Погромский даже от участия в концертах на время отстранил.
Приехали 11 «скорых»
Стаж опытнейшего врача Михаила Каликина – почти сорок лет. Как говорит Михаил Яковлевич, тот день, 13 января, перед глазами как сейчас. Убежден, что для медиков, помогавших спасать пассажиров, это был день и час Х – экзамен на мужество, человечность и профессионализм. Михаил Яковлевич гордится, что этот экзамен выдержали с честью:
– В выходной на весь Первоуральский район осталось четыре дежурных врача, я дежурил в приемном отделении. Коллеги были в операционной – там кто-то поступил с прободной язвой. Морозный хороший день. Старый Новый год намечается. И тут звонит диспетчер со «Скорой помощи»: «Докладываю вам, что все «скорые» отправила на поле за совхозом, там упал самолет»… Я сначала даже не осознал, что случилось. Самолет падает на наш Первоуральск… да никогда… Через некоторое время 11 «скорых» мне привезли в приемный покой 43 человека. Одновременно.
Ситуация была не из легких. У всех пациентов – травмы, очень тяжелые, это черепно-мозговые, когда люди без сознания или в спутанном сознании. Очень много травматических ампутаций: когда самолет ударяется о землю, то отрываются сиденья и происходит ампутация нижних конечностей. У меня до сих пор перед глазами пациент: замотан в красную дорожку, которую стелют в самолете, наполовину в снегу… Тупые травмы живота… Мгновенно пришли врачи из других отделений – гинекологии, терапии…
Говоря военным языком, самое главное было в этой ситуации – провести сортировку раненых по степени тяжести состояния. Быстро распределил, кто будет разрезать одежду, кто описывать документы и деньги. Там ехали нефтяники отмечать Старый Новый год… К слову, потом ко мне у сотрудников из органов никаких вопросов на этот счет не было. Вскоре в больницу пришли все врачи, услышав по радио сообщение. Областная станция крови мгновенно сориентировалась, снабдила нас препаратами крови. Горжусь, что сделали все возможное и невозможное в этой ситуации.
Ни капли не подействовало
Председатель Общественного совета Николай Минькин в 90-е годы был заместителем главы города по социальной политике. Входил в состав штаба, руководил которым Александр Бунаков, председатель исполкома городского Совета народных депутатов. Как убежден Николай Павлович, то, что воздушный лайнер упал в окрестностях Первоуральска, можно считать счастливым совпадением. Город отреагировал незамедлительно, без раскачки. Людям помогали все. Бескорыстно.
– Было тяжелое время, со всем трудно было, Советский Союз уже на боку… Мы были готовы к любому развитию ситуации… Так вот, мимо поля 13 января проезжал начальник ГАИ Леонид Водовозов, он-то и увидел падающий самолет. Сразу передал в штаб. Всех подняли по тревоге… Помню, шесть пассажиров остались целыми, без единой царапины. Мы их привезли в общежитие Новотрубного завода, где сейчас полиция. Люди в шоке. Надо приводить их в чувство. Врачи посоветовали известный народный способ. А спиртное только по талонам. Прибегаю в магазин, объясняю ситуацию. Мне без разговоров дают ящик… Налили пострадавшим по стакану. А на них ни капли не подействовало…
Вопросов пришлось много решать. Одеть людей. Накормить. Разместить. Встретить родственников. Все сделали. И с каждым пережить то радость, то горе… И так полмесяца… Со всей страны шла масса телеграмм… Низкий поклон всем первоуральцам, кто пришел тогда на помощь!
Двести доноров за день
Почетный гражданин города Любовь Рыбакова в ту пору возглавляла городскую организацию Красного Креста и Полумесяца. По общему мнению, такого активного Красного Креста больше нет ни в одном городе:
– Низкий поклон всем председателям первичных организаций, сандружинницам, донорам… В первый же день кровь сдали двести доноров, всего же – четыреста человек. Помню, был мальчик Саша Курбатских, он летел с мамой, она погибла. Его уже хотели усыновить, как приехала за ним бабушка… Вопросов решать пришлось много, тогда же сложности были, и с медикаментами тоже. Доставали йод, искали зеленку для тех, у кого была аллергия на йод, нашли ее на Хромпике. Встречали родственников. Дежурили в больнице. Выдавали материальную помощь пострадавшим. Сопровождали трупы… Мы приходили больные домой, сразу падали.
Наталья Подбуртная
Фото Анны Неволиной