Вечерний Первоуральск
» » » Своя чужая жизнь
» » » Своя чужая жизнь

    Своя чужая жизнь


    Театр «Вариант» провел открытую репетицию четвертой части «Сказаний о земле Уральской» «Своя чужая судьба». Премьера осени еще в работе, но коллектив рискнул вынести черновой проект на суд первых зрителей. Можно даже сказать, народного худсовета. Что из этого получилось и как смотрится история Первоуральска без дыма труб, сегодня представим на суд читателя.

    В черно-красных тонах

    Сначала небольшое пояснение, о чем четвертая глава театрального проекта. Мы увидим историю Первоуральска с 1919 по 1954 год. То есть после Октябрьской революции и до начала индустриализации. Первые три истории «Сказаний» уже приучили зрителей к тому, что «Вариант» умеет мыслить масштабно, сменяя эпохи на протяжении одного спектакля. Но с четвертой главой немного иначе. «Своя чужая судьба» охватывает события, о которых сохранились воспоминания очевидцев, не настолько удаленные.

    Своя чужая жизнь

    О том, что ждет на открытой репетиции, народный худсовет узнал за десять минут до того, как пригласили в зал, на пресс-конференции. Надо же было морально настроить потенциальных критиков. В рядах спрашивающих были СМИ и друзья театра. В рядах отвечающих – артисты, художественный руководитель театра и главный режиссер. Почти все – знакомые лица, включая главрежа. Четвертую часть доверили Левану Допуа, несмотря на то, что его контракт с муниципальным учреждением истек и Леван Леванович уехал в Тюмень. По словам Юрия Крылова, художественного руководителя учреждения культуры, когда решался вопрос, кому доверить детище, ответ был очевидным: никому, кроме Допуа! Ведь именно он ставил первые три части «Сказаний».
    Решение показать материал, который еще в процессе, объяснили просто: коллектив уходит в отпуск. Режиссер уезжает к себе, оставляя актеров без опеки. Первое мнение со стороны будет стимулом включиться в работу со свежими силами.

    Народный худсовет закидывать вопросами не стал, ибо сложно спрашивать, о чем пока не знаешь. К тому же было неясно, как именно пройдет открытая репетиция, это все же новый жанр в подготовке премьеры, не генеральный прогон.

    Сотрудник НКВД мог быть пожестче

    «Вариант» сумел поразить с первых нот. Да, костюмы, реквизит, свет, мультимедиа еще не доведены до ума, но это не сбивало восприятие. Чтобы актерам поверили, хватило первой сцены. Красный свет, черные фигуры, подчеркнутая условность происходящего – это уже создавало настроение. В целом можно сказать, что получился полноценный показ.

    Своя чужая жизнь

    Действо заняло часа два, и о том, что мы следим все же за репетицией, напоминали лишь реплики режиссера. Повторять ни один из фрагментов не пришлось. С текстом сбоев не было. Приятным открытием, и это звучало в обсуждении, было увидеть среди актеров друзей театра – чету Львовых, они тоже не сбили ритм. Создавалось чувство связной истории, при том, что показали где-то треть всей постановки. Эта треть вместила революцию, время после разрухи, репрессии, войну, послевоенное время, в том числе немцев, строящих город. Что там, на сцену попала и городская газета. События вплелись в историю семьи.

    После того, как раздались финальные реплики, художественный руководитель попросил зал высказаться. Первый отзыв: артистам спасибо, вы уже сейчас заслужили аплодисменты! Мнения, в основном, звучали доброжелательные. Без дискуссий не обошлось, это все же худсовет. Так, к примеру, первые зрители посчитали, что сотрудник НКВД в сцене у Чусовой мог быть и пожестче. Хотя, может, это уже срабатывает стереотип? Еще обсуждалось, что в развернутой истории Первоуральск явно не главный герой. Его можно заменить на любой другой город. Хорошо или плохо, или города потом в полной версии станет больше – узнаем позже.

    Своя чужая жизнь

    Главное – сошлись в едином мнении, что Первоуральск показан не как город-завод. По-новому оценить привычные факты – это уже здорово. Что же в итоге? Ждем премьеры! Как заверил Юрий Крылов, о ней город говорить будет. Что же касается того, станут ли открытые репетиции практикой, то, по мнению художественного руководителя, «Вариант» не против. Только, уважаемые зрители, дайте знать!

    Зацепили!

    А что же скажут сами первые зрители? Как такой опыт – показать рабочий материал? По мнению журналиста Александра Мосунова, это было интересно и необходимо:

    – Понимаете, в той ситуации, в которой находится театр, то есть работает с приглашенными авторами, режиссерами и прочими служителями Мельпомены, прогон готовых сцен очередного спектакля необходим в любом случае, когда все на месте. Но «Вариант» сделал не просто рабочий прогон, а совершенно сознательно подогрел интерес первоуральцев к будущей премьере четвертой части «Сказаний», организовав так называемый народный худсовет с участием журналистов и ряда истинных поклонников муниципального театра.

    Своя чужая жизнь

    Кроме того, важно уже в процессе работы над новым спектаклем узнать мнение не только специалистов, но и дилетантов, которые во время любого представления живут не разумом, а эмоциями.

    – Ведь можно сделать с профессиональной точки зрения совершенно правильный спектакль, но на него не пойдет зритель, так как не получит со сцены нужных эмоций. Я, например, в целом ряде мест на данном прогоне получил очень сильные эмоции. И, разумеется, увидел замечательные профессионально выстроенные сцены, которые хотел бы видеть по ходу всего спектакля неким рефреном… Мне кажется, это было бы интересно и свежо, так как в прошлых частях «Сказаний» ничего подобного не было, – размышляет собеседник.

    Одним словом, эксперимент удался!

    Своя чужая жизнь


    Наталья Подбуртная
    Фото Анны Неволиной


    Похожие новости
  • КУЛЬТУРНЫЙ ВИРУС ПО ВСЕМУ ФРОНТУ
  • «ВАРИАНТ» ОТКРЫЛ ГОД ТЕАТРА
  • «СКАЗАНИЯ» ПОКОРЯЮТ НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА
  • КОЛЕЯ ИСТОРИИ

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ
Как "Вечерка" мышь лепила

ЕЛКУ НА ПОТОЛКЕ БАБУШКЕ НЕ ПОДАРИШЬ

ШЕДЕВР, СОБРАННЫЙ В ЛЕСУ