Новый уникальный символ города категория: Проекты / Призвание творить,27-09-2019, 11:30, Ротонды не редкость в уральских городах. Но из тех, что имеются, подавляющее большинство выполнены из бетона, дерева или кирпича. Они хоть и представляют особой в разной степени архитектурную ценность, но, по большому счету, в художественном плане не уникальны. Неповторимых, отлитых в металле по индивидуальным эскизам […]
Новый уникальный символ города
Ротонды не редкость в уральских городах. Но из тех, что имеются, подавляющее большинство выполнены из бетона, дерева или кирпича. Они хоть и представляют особой в разной степени архитектурную ценность, но, по большому счету, в художественном плане не уникальны. Неповторимых, отлитых в металле по индивидуальным эскизам ротонд в Свердловской области всего три: две находятся в Екатеринбурге, а одна установлена в прошлом году в Первоуральске на берегу Нижнего пруда.
Эскиз. Глина. Гипс.
Установленная на набережной Нижнего пруда ротонда сейчас – это молодой символ города наряду с ДК ПНТЗ, ИКЦ, стелой «Европа-Азия». Фото ротонды уже появляется на календарях. В данное время ротонда на набережной – это место притяжения для молодоженов, гостей города, гуляющих первоуральцев. Примечательно, что рождение первоуральской ротонды началось в той же литейной мастерской «Брезгин и Ко» в Новоалексеевке, где были изготовлены ротонды для Екатеринбурга. Ранее в этой мастерской уже отливали заказы для Первоуральска, например, в конце 90-х-начале-нулевых изготовили одну из памятных досок, украшающих Дворец спорта. И вот в 2017 году приступили к большой форме.
– Автором эскиза, по которому отливались художественные элементы ротонды, был скульптор из Каслей Александр Рябов, – говорит хозяин мастерской Дмитрий Брезгин.
Рябов – свободный художник, выпускник Свердловского художественного училища имени И.Д.Шадра. Но сразу надо сказать, что для того, чтобы сделать эскиз такого масштабного изделия, как ротонда, одного художественного таланта недостаточно. Нужно обладать опытом литейщика, представлять технологию изготовления: способ и место крепления деталей, сложности их отливки и много другое. Иначе то, что родится на бумаге, будет трудно выполнимо в мастерской. Конечно, в теории можно сделать любой элемент. Технологий много, например, ту же вилку можно отштамповать, отлить, выковать или выточить из цельного куска металла. Но сколько это будет стоить и сколько займет времени? Делая эскиз, нужно учесть масштаб изделия, то, как оно впишется в общую панораму. И самое главное – сделать ротонду произведением искусства, знаковым местом для Первоуральска, при этом функциональным – удобным для отдыха горожан.
– Сразу была договоренность с администрацией города, что на ротонде в Первоуральске обязательно должны быть соболя, так как соболь присутствует на гербе вашего городского округа, – говорит Дмитрий Брезгин.
Александр Рябов со всеми этими задачами успешно справился. Как говорится, не впервой: эскизы к ротондам в уральской столице тоже делал он. Первоуральская ротонда появилась сначала на бумаге, потом воплотилась… нет, не в металле, а в гипсе.
– Эскиз был готов, и мы по нему разработали конструктивную часть: узлы крепления, опоры, фундаменты и прочее, после чего стали изготавливать гипсовые прототипы частей, тех же ныне существующих решеток, – рассказывает Дмитрий Александрович. – Сначала вылепили их из глины, потом перевели в гипс. И затем уже гипсовые слепки поступили на формовку, где с помощью них мы должны были сделать литейные формы, в которые непосредственно и заливают металл.
Соболей и некоторые элементы узорных решеток Александр Рябов вылепил собственными руками. Сначала – разовые формы из пластилина, потом – гипсовые. Формы для остальных деталей, а их в ротонде около двух десятков, изготовили литейщики «Брезгин и Ко».
Три пути
Вес ротонды – 2,5 тонны. Ее высота – пять метров, диаметр – четыре. Ротонду можно было отлить из чугуна, бронзы или алюминия. Каждый металл имеет свои плюсы и минусы.
– Чугун твердый, но хрупкий, более подвержен коррозии, – говорит Дмитрий Брезгин. – Чтобы он не ржавел, чугун ежегодно красят, иначе он будет рыжий от ржавчины. Увы, несмотря на покраску, влага все равно просачивается через поры и накапливается. При регулярной покраске, когда слой краски ложится на слой, через 10–15 лет от изящества литья ничего не остается, грани оплывают, формы сглаживаются. Нужно счищать старую краску и красить вновь. Бронза – долговечна, но с годами меняет цвет с красноватого на коричневый, а потом, если ничем не покрывать и не чистить – до зеленого. Алюминий – металл молодой, легкий, но с высокой теплопроводностью.
Ротонда алюминиевая. Из этого металла стали отливать сравнительно недавно. Одна из самых старых алюминиевых скульптур – статуя «Эрос» – находится в Лондоне. Она установлена в 1893 году. И несмотря на то, что находится в агрессивной промышленно-морской атмосфере, прекрасно сохранилась.
Впору рисовать картину «Литейщик на распутье»: из чугуна ротонду отольешь – грани потеряешь, из бронзы – потеряешь цвет, из алюминия – сварочные швы могут лопнуть при нагреве конструкции в июльскую жару. В итоге мастера «Брезгин и Ко» выбрали алюминий. Чтобы при расширении металла в морозы и солнцепек не возникло проблем, большинство частей ротонды решили соединить не сварными швами, а болтами и гайками.
Литейные формы были готовы, нужно было заливать в них металл. Звучит просто, а на деле?
– Нюансов много, потому что ротонда не поточное изделие, где можно, однажды сделав, потом просто копировать. Индивидуальный характер изделия требует индивидуального подхода к каждому его узлу, – отмечает Дмитрий Александрович. – Бывает, идет отливка узла, а он не получается, и нужно возвращаться, начинать все сначала. Иногда только на этой стадии становится ясно, что выполненная из гипса решетка должна быть либо увеличена, либо уменьшена.
За отливку ротонды взялся ведущий мастер «Брезгин и Ко» с 20-летним стажем работы Денис Окулов. Именно он отливал скульптуру Владимира Высоцкого и Марины Влади, установленную на площадке перед небоскребом «Высоцкий».
– Алюминий, особенно специальный, литейный – текучий, льется хорошо, что позволяет воспроизводить мельчайшие формы, тонкие детали и фактуры поверхности, – говорит Денис Окулов. – Отливки из алюминия почти не требуют механической обработки, или эта обработка сводится к отделочным операциям — шлифованию, полированию. Отливали все, кроме колонн, при изготовлении которых использовали стальную трубу, и кроме стального несущего верхнего каркаса, его вырезали лазером. Для меня самым сложным моментом была не отливка, а этап конечной сборки ротонды, когда все элементы уже были готовы. Все получилось отлично.
В итоге работа над ротондой от момента появления эскиза до конечной сборки заняла около года. В ее создании принимало участие два десятка мастеров: сварщики, литейщики, шлифовщики, чеканщики, слесари и маляры. Причем здесь маляры? Последний штрих: готовую ротонду покрасили под бронзу, придали более благородный оттенок. В своем естественном цвете она была серебристой.
Готовое изделие собрали, с помощью крана поместили в грузовик и повезли для установки в Первоуральск.
Другой не будет
Первоуральская ротонда уникальна, второй такой не будет.
– Подобные изделия мы не повторяем, чтобы каждое сохранило свою уникальность, – говорит Дмитрий Брезгин. – Мы можем, продав изделие заказчику, потом по его требованию заменить или отремонтировать какой-либо элемент. Но чтобы мы сделали вторую ротонду или применили некоторые ее элементы при изготовлении другой, исключено. Мы сделали три ротонды: в Екатеринбурге и в Первоуральске, если кто-то захочет сравнить, то не найдет в них ни одной одинаковой детали.
Примечательно, что уникальна не только сама ротонда, стоящая сейчас в Первоуральске, но и торшеры для свадебных замочков рядом с ней.
– Это была наша идея – сделать отдельную конструкцию для замков, – говорит Дмитрий Брезгин. – Если бы ее не было, молодожены, которые приходят на берег пруда, обязательно стали бы оставлять символы на счастье на самой ротонде. И она через довольно короткое время превратилась бы в замочную кладовую. Уже проверено. Взять перила того же моста через Исеть: работникам соответствующих служб даже приходится висящие на них замки срезать. Ведь на самом деле они представляют опасность: сама решетка имеет большой вес, и на нее еще навешивается добрых сто килограммов, может и рухнуть на кого-нибудь. Потому мы сразу и предложили изготовить два так называемых торшера, чтобы процесс проходил цивилизованно и ротонда осталась ротондой.
Ротонду установили в рамках второго этапа реконструкции набережной. Во время первого этапа там обустроили пешеходные дорожки и площадки для массовых гуляний, реконструировали систему наружного освещения. Этот и другие масштабные проекты в Первоуральске начали реализовывать благодаря президентской программе «Формирование современной городской среды».
Андрей Попков
Фото Анны Неволиной и Максима Кравчука