Перевал Дятлова рад не всем категория: Проекты / По Уралу с любовью,29-03-2018, 15:36, Почти 60 лет назад, 2 февраля 1959 года, на безымянном перевале между вершиной Холатчахль – еще ее называют Холат-Сяхыл – и безымянной высотой погибла туристическая группа УПИ под руководством Игоря Дятлова. Что случилось, не ясно до сих пор. В 1963 году перевалу, […]
Перевал Дятлова рад не всем
Почти 60 лет назад, 2 февраля 1959 года, на безымянном перевале между вершиной Холатчахль – еще ее называют Холат-Сяхыл – и безымянной высотой погибла туристическая группа УПИ под руководством Игоря Дятлова. Что случилось, не ясно до сих пор. В 1963 году перевалу, где и произошла трагедия, присвоили название «Перевал группы Дятлова». С тех пор это место притягивает многих. Но туда не стоит идти ради невиданных красот или же мистики. Сам поход на перевал – это Испытание.
Наш сегодняшний экскурсовод — Людвика Караваева. Она путешествует вот уже девять лет: сплавы, походы, пещеры и горы. Опытным туристом себя не считает, скорее, опытным любителем, готовым к трудностям и понимающим, что в лесу перин не бывает.
В группе было не девять человек
Места, названные Уральскими Альпами, находятся между Свердловской областью и республикой Коми. Красивейший уголок по праву можно назвать природным чудом. У подножья вершины расположился живописный карликовый лес, а с ее высоты открывается изумительный вид на играющую красками долину реки Лозьва. Здесь находится каменный хребет, склон которого ведет к прозрачному озеру Лунтхусаптур.
Путь проходит через ставший печально известным перевал Дятлова. Туристов манят отголоски трагедии и фантастически прекрасные виды, которыми славится Отортен. «Гора мертвецов» – Холатчахль – находится севернее. Эти две вершины, которые хотели покорить туристы из группы Дятлова.
О том, что случилось со студентами, Людвика много читала, даже американский фильм посмотрела. В губительное влияние НЛО, проклятие манси, роковую встречу со снежным человеком она не верит. Да, то, что топоним Холатчахль переводится с мансийского как «Гора мертвецов», а Отортен – «Не ходи сюда», знает. Существует легенда, что на этой вершине некогда погибло девять манси. Иногда добавляют, что это случилось во время всемирного потопа. Но топоним можно объяснить по-разному. Места труднопроходимые, и в пути может случиться всякое. Вот и не ходи сюда, раз не уверен в своих силах. А если решился, то на перевал группы Дятлова советуют отправляться по осени. Пока не наступили холода. Да и мошки, которая процветает на Северном Урале, уже нет.
– Мне предложили пойти, и я согласилась, потому что это был реальный шанс попасть туда, где давно хотела побывать. Потому что знала человека, который собирал группу. Это Дмитрий Панов. Он – опытный турист, с ним не пропадешь, – Людвика напоминает основу основ безопасности.
В группе было не девять человек, а тридцать. И, к сожалению, говорит наш путешественник, команда разделилась на тех, кто готов был идти и кто раскис. Кое-кого хотелось бы и в снег закопать. Да, в снег: зима началась внезапно, это же Северный Урал!
– Вообще, по словам нашего руководителя, поход несложный, с чем мы в некоторые моменты были совершенно не согласны. Все путешествие заняло у нас шесть дней. Я опишу наш путь, как его прошли мы, хотя немного отклонились от изначального плана, – продолжила Людвика.
А мох словно новогодняя мишура
Чтобы попасть на перевал, сначала надо доехать до Ивделя. Группа добиралась туда на поезде, из Екатеринбурга. По пути полюбовались мелькавшими рыжей красотой осенними красками. Путешественники приехали под утро. И так начался второй день похода: смельчаков ждали две машины «повышенной проходимости», ЗиЛ и Газ, на которых предстояло преодолеть двести километров, прежде чем пешочком отправиться к цели. Пешочком, с рюкзаком весом почти 20 килограммов, где на 13 кг тянули свои вещи, и еще 5 весил общественный груз.
– Найти транспорт в Ивделе несложно: в городе нет работы, поэтому местные не упускают возможности пополнить семейный бюджет за счет сумасшедших туристов. Аренда «машин сопровождения», к слову, обошлась нам в 120 тысяч рублей, – предупредила наш путешественник.
Итак, в путь! Дорога местами очень даже неплохая, кажется, что справится и легковушка. Но как только она подходит к броду, тут и начинается самое интересное. С каждым километром лужи становятся все шире и глубже, а пересекающих путь ручьев и ручейков все больше.
Комфортной поездку не назовешь. Поспать, говорит Людвика, удавалось кое-как. Хоть и стояла ночь, но постоянная тряска, «прыжки» на каждой кочке – и так восемь часов – изматывают.
– С машинами мы расстались в классическом месте заброски туристов. А если проехать еще пять километров на северо-восток, то можно свой маршрут начать от так называемой «базы Ильича». Эта стоянка обычно пользуется популярностью у тех, кто едет на квадроциклах и снегокатах. Но, как говорят, тропы там нормальной нет, – поясняет наша собеседница.
Поскольку места не нахожены, продолжила Людвика, то путь порой бывало очень сложно разглядеть. Там, где летом можно было пройти вброд, приходилось обходить вокруг, наматывая лишние метры. Лес преимущественно еловый, а деревья с верхушек до земли усыпаны мхом. Как поэтично добавила Лика, этот мох напоминает новогоднюю мишуру, с бусинками-каплями на ней. Вид впечатляет. Подъема на данном этапе нет. Сложности возникли только с постоянными притоками – ну а раз тропа проходит параллельно с рекой Ауспия, по которой и поднималась группа Дятлова, их не избежать. В итоге из запланированных восьми километров удалось пройти только половину. Для лагеря есть отличная живописная, с большой сосной поляна – на расстоянии восьми километров от места заброски.
На вершину не пустили
А на другой, третий день похода, группу и встретила зима. В путевом дневнике читаем: «Осеннюю листву стало постепенно скрывать под белой паутинкой. Ели незаметно уступили свое место сибирским соснам. Очень много поваленных сухар». Горных ручьев становилось все больше, их не обойдешь, и все «наелись» воды и грязи. В итоге за восемь с половиной часов удалось пройти 20 километров. Все, привал! И вот наступил день четвертый. От лагеря до перевала Дятлова оставалось пройти 5 километров. Налегке этот путь показался прогулкой. На подъеме ручьев практически не встречается. От сосен не осталось и следа – очень редкие карликовые березы и кустарники полосой растут перед вершиной. Казалось бы, цель близка…
– Перед самим восхождением поднялся очень сильный ветер, словно перешел границу и оказался в другом мире. Если при подъеме мы еще видели соседнюю вершину, отделявшую нас от Ивделя, то на самом перевале границы неба и гор стерлись напрочь. Мы дошли только до памятника с табличкой в память о группе Дятлова. До горы Холатчахль оставалось три километра, как погода вовсе резко испортилась. От тропы не осталось ни следа, ее замело в минуту. Палатка студентов УПИ стояла всего в 700 метрах на северо-запад от памятника. Может, нас и не пустили. Кто знает, – пожимает плечами Людвика.
Пришлось возвращаться в лагерь. Все были притихшие: кто – от усталости, кто расстроился, что не хватило всего ничего… Что же, пора было собираться в обратный путь. По дороге на перекус остановились на стоянке «Ложка», где красуется чье-то творение в виде гигантской ложки, вилки и штопора.
– Еще мы отыскали «аптечку»: медикаментов там не было, а лежали блокнот, куда можно написать свои пожелания тем, кто придет после тебя, спички и зажигалка. Послание последователям оставили, «позвонили маме» – там установлен как бы телефон, ну и, конечно, сфотографировались с той самой ложкой, – улыбнулась девушка.
Ура, баня! Цивилизация!
Ну а самым тяжелым стал предпоследний, пятый день. Вещи так и не успели до конца высохнуть. А это лишние килограммы за плечами. Шатер, который намок и заледенел непонятной конструкцией, по весу напоминал отдельный рюкзак. Плюс к этому снегу навалило за эти дни по колено. С одной стороны, идти легче – дорога уже проложена в «навигаторе», плюс снег завалил мелкие сучки и ручьи, на которые уже не отвлекаешься. Из минусов – ты не знаешь, что там, под сугробом – поваленное дерево, о которое можно запнуться, или очередная лужа, которая засосет, словно болото.
Ну и главный минус – тропу надо протоптать. Прокладывать дорогу взялись мужчины, поочередно сменяя друг друга. Чтобы дать им передышку, Людвика их подменила. Она по сей день вспоминает и вздрагивает, как была «снегоходом». Вместе с остановкой на обед весь обратный путь занял 17 часов.
Зато сколько было радости, когда, наконец, группа выбралась из леса, к машинам. «С печкой!» – добавляет путешественница. Что же, пора было возвращаться в Ивдель. По заведенной русской традиции путешественники отправились восстанавливать силы в общественную баню.
– А потом – снова на поезд, и домой! Для меня этот поход на перевал Дятлова запомнится именно как проверка своих сил. И я еще раз убедилась, насколько велика власть природы. Да, мы – люди цивилизации, и порой надо устраивать себе экзамен.
Расстояние от Екатеринбурга 540 км. До Ивделя можно добраться на электропоезде сообщением Екатеринбург-Приобье.
Координаты классического места заброски туристов – 61°42’32″N 59°47’47″E.
Тем, кто предпочитает покорять пространство на квадроциклах: доезжаете своим ходом до поселка Северный, расположенного в 35 км от Ивделя.
Там пересаживаетесь на квадры – и в путь. Чтобы добраться из Первоуральска, потребуется часов восемь.