Учитель ОБЖ из школы N7 Евгения Петрякова стала победительницей всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». За свой лучший урок, представленный на суд авторитетного жюри, Евгения Александровна была удостоена не только 1 места, но и медали «За службу образованию».
Конкурс «Мой лучший урок» проводит редакция журнала «Вестник образования России» совместно с некоммерческим благотворительным фондом наследия
Д. Менделеева при поддержке Министерства Просвещения РФ. Такое профессиональное соревнование проходит по 4 направлениям: дополнительное образование, начальная школа, гуманитарное и естественнонаучное направления. Длится конкурс на протяжении года, его старт был объявлен еще в 2022 году.
Как рассказывает Евгения Петрякова, сначала ей предстояло пройти дистанционный этап. А именно отправить на экспертизу технологическую карту урока, или, проще говоря, конспект. Если жюри предложенным проектом заинтересовано – добро пожаловать в Москву, на финальный этап и очную защиту. И у Евгении Александровны все получилось.
– От своих знакомых, коллег я ранее слышала, что конкурс очень полезный. А у меня есть что показать и рассказать, поэтому решила попробовать. К тому же у нас помимо конкурсной защиты была такая насыщенная программа: в рамках конкурса мы проходили курсы повышения квалификации, слушали лекции по преподаванию, по культуре оценки урока, по проектам. Плюс интересные люди, экскурсии по Москве, посещение театров, а еще – московских школ, – делится Евгения Петрякова.
Поиск нестандартных решений и подходов к образовательному процессу Евгения Петрякова начала более 10 лет назад. Тогда учитель ОБЖ увлеклась непривычными уху обывателя темами – ноосферным образованием и биадекватной методикой.
– Суть биадекватной методики в том, чтобы в балансе развивать оба полушария мозга ребенка. Если брать классическую методику, в основном упор идет на левое полушарие, так как это интеллект, логика и так далее. Правое же полушарие отвечает за творчество, креативное мышление. И нужно, чтобы они работали в совокупности. Это и раскрывается в биадекватной методике. Приведу пример. Когда мы говорим о лимоне, мы сразу столько всего представляем: что он кислый, желтый, имеет определенную текстуру… Здесь принцип точно такой же, – рассказывает учительница.
Дальше – больше. Спустя еще какое-то время профессиональное любопытство вылилось в конкретный проект – цикл из 10 уроков по составляющим здорового образа жизни, разработкой которого Евгения Петрякова стала заниматься несколько лет назад и продолжает до сих пор. Учитель ОБЖ успешно демонстрирует свои наработки как местному педагогическому сообществу, так и столичному.
О чем уроки ЗОЖ? К примеру, о гигиене, правильном питании, режиме дня или вот о двигательной активности. Именно о ней Евгения Александровна решила презентовать урок для пятиклассников на конкурсе педагогического мастерства в Москве. Если точнее, тема звучала как «Двигательная активность – необходимое условие укрепления здоровья».
– Здесь мы не просто, как на классическом уроке, говорили об определении, записывали в тетради и все. Особенность урока в том, что ребенок сразу мыслит в рамках предложенной темы с помощью образа. За основу мы взяли колесо обозрения в нашем парке – образ того, что находится в движении. Его кабинки – это виды двигательной активности: ходьба, бег, игры во дворе, путешествия, походы. На уроке дети рисовали каждый свое колесо обозрения, что не успели – стало домашним заданием. И это все – работа с правым полушарием, его развитие. Плюс каждое полученное знание мы актуализировали через разные тесты или виды активности непосредственно на уроке. Например, обсуждая понятие выносливости в двигательной активности, мы приседали. По моим наблюдениям, работая в таком формате, дети еще на уроке запоминают 70-80% информации, – рассказывает Евгения Петрякова.
Помимо всего прочего, в уроке Евгении Александровны также заложена мысль, что переключение с интеллектуальной активности на двигательную помогает хорошо усваивать информацию в целом – и на других предметах. Так что от таких уроков ОБЖ одна польза: и учеба, и отдых, и хорошее настроение.
Такой синтез преимуществ, представленных первоуральским педагогом, жюри – это профессора, кандидаты и доктора педагогических наук, заслуженные учителя и работники образования РФ – оценило по достоинству. Евгения Петрякова удостоилась 1 места и медали «За службу образованию», учрежденной некоммерческим благотворительным фондом наследия Менделеева. Одним из условий ее получения также был педагогический стаж не менее 20 лет. Евгения Александровна же преподает в школе более 23 лет.
Евгения Петрякова – о посещении Химкинского лицея и Классического пансиона при МГУ, а также о «фишках» коллег:
– Вот в Химкинском лицее – жидкий мел. Вы знали, что есть жидкий мел? Вот и я тоже не знала. Он выглядит как маркер, но при написании на обычной зеленой доске превращается в мел. Стирается водой и не пачкается. Взяла себе на заметку и еще кое-что. На уроках учителя выставляют таймер с помощью голосового помощника «Алисы». Это так организует. И у детей дополнительные эмоции, и реакция уже другая – если время вышло, значит вышло: Алиса сообщила!
Мария Злобина
Фото предоставлены Евгенией Петряковой