Вечерний Первоуральск
» » » СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»
» » » СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»

    СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»


    Осенью сорок первого года в Свердловск прибывает первый эшелон с экспонатами Эрмитажа. Операция была архисекретная: о месте назначения сотрудники крупнейшего музея страны узнали только по факту. Так началась культурная эвакуация на Урал. Большое видится на расстоянии: годы спустя будет отмечено, что война и эвакуация музеев, театров и вузов привели к серьезной социокультурной трансформации Урала.

    Каждый десятый – эвакуированный

    Приказ от 21 июля 1941 года о создании Свердловского филиала Эрмитажа сейчас можно увидеть – в ИКЦ, где открылась уникальная выставка документов «Культура Урала в годы Великой Отечественной войны». Материалы предоставили Эрмитаж, Государственный архив Свердловской области, областная библиотека имени Белинского и другие учреждения. Первую экскурсию провела Ольга Никоян, заведующая отделом публикации и использования архивных документов ГКУСО «Государственный архив Свердловской области». Как пояснила Ольга Сергеевна, экспозиция знакомит с деятельностью театров и музеев, работой писательской организации, включает и художественную самодеятельность.

    СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»

    Свердловская область существенно пополнилась специалистами из самых разных областей. По оценкам историков, к февралю 1942 года только в Свердловске было почти 150 тысяч приезжих инженеров, рабочих, врачей, художников, писателей, композиторов, других людей, бежавших от войны; к началу 1943 года эвакуированным был уже каждый десятый житель города. Многие из них остались и после окончания войны.

    Ольга Никоян прежде оговорила, что в экспозиции до обидного мало фотографий именно военных лет: в условиях военного времени было не до «фотосессий», к тому же Урал вообще был закрытой территорией. Фоторепортажи делали только корреспонденты ТАСС. Поэтому пробелы восполняли снимками послевоенного времени. Так, нет портрета Павла Бажова сороковых годов, возглавлявшего писательскую организацию. Но есть фото Павла Петровича, сделанное в 50-е годы.

    Народные университеты московской профессуры

    Собственно, первый раздел выставки посвящен как раз работе писателей Свердловской области, курировал эту работу Павел Петрович Бажов, многие из писателей были его знакомыми и друзьями. В Свердловск вынужденно, подальше от войны, перебиралась интеллигенция, в том числе писатели Вениамин Каверин, Агния Барто, Алексей Новиков-Прибой и другие. Они не только продолжили творческую работу, но и вели большую общественную работу. В 1944 году сам Павел Бажов получил Сталинскую премию за цикл сказов «Малахитовая шкатулка».

    СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»

    О том, как жил Свердловск тыловой, рассказывают и афиши – о проведении концертов и лекций московских и питерских профессоров. Народные университеты начинались не раньше девяти вечера, после – танцы до пяти часов утра. Так, в одной из афиш мы видим, что в программу включено исполнение антифашистских куплетов. Кроме того, в военные годы стали популярными карикатуры, их тоже можно увидеть. На экспозиции представлен рисунок известного немецкого и советского художника-антифашиста, ученика Василия Кандинского Эриха Борхерта (к сожалению, был репрессирован). Продолжают работу и театры, как местные, так и приехавшие из европейской части страны.

    – В Свердловск был эвакуирован, к примеру, симфонический оркестр Радиокомитета, театр Красной Армии, МХАТ. МХАТ пробыл относительно недолго, всего полгода, но за это время дал 79 спектаклей, – поясняет Ольга Никоян. – В 1943 году был подписан документ о серьезном расширении театров в регионе – драмтеатры появились в Невьянске, Ирбите, Красноуральске. Также был создан передвижной театр сатиры. В Пермь было эвакуировано балетное училище имени Вагановой, и сегодня пермское балетное училище – одно из сильнейших.

    При «Фабрике счастья» – так назывался Свердловский театр музкомедии – создаются концертные бригады, за годы войны они дали более 3 тысяч выступлений! В 1943 году открывается Свердловская киностудия, и уже в начале сорок четвертого она выпускает свой первый фильм.

    Трон Рюриковичей и загадочный меч Наполеона

    Самый же значительный раздел экспозиции посвящен работе государственных музеев, прежде всего, Эрмитажа. Подготовка экспонатов к эвакуации проводилась в кратчайшие сроки. На всем пути следования расставляли часовых. Как удалось выполнить невыполнимое? Есть информация, что еще в
    1939 году в Эрмитаже стали готовить упаковочный материал.

    Дорога была нелегкой. Часть экспонатов неизбежно пострадала. Так, в Музее декоративного искусства есть ваза. Во время эвакуации в Свердловск она оказалась разбитой на 27 фрагментов – целым осталось только горлышко. Вазу отреставрировали. И еще один пример. Когда на Урал эвакуировали Оружейную палату Кремля, серебряный трон Рюриковичей продавил доски вагона.

    СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»

    Вернемся же к работе филиала Эрмитажа. Директором был назначен заведующий отделом западноевропейского искусства музея Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. Он же возглавил первый эвакуационный эшелон, в котором находилась практически вся музейная экспозиция. 22 вагона, 500 тысяч экспонатов, бронированный вагон для особо ценных раритетов, два вагона для охраны и 17 сотрудников музея с семьями, платформы с зенитными орудиями и пулеметами…

    Ценнейший груз разместили в Свердловской картинной галерее, Польском костеле и Ипатьевском доме (Антирелигиозном музее). В последнем обустраиваются рабочие места для эрмитажных сотрудников – благо, в доме есть печное отопление. Доставленная в Свердловск часть библиотеки и личных архивов позволила вернуться к полноценной научной и музейной деятельности. Продолжаются научные заседания, идет работа над «Историей западноевропейского искусства» и другими темами, начатыми до войны, исследуется материальная культура Урала, пишутся диссертации. Сотрудники Эрмитажа участвуют в археологических экспедициях и раскопках, изучают историю и культуру Урала, проводят научные консультации в местных музеях.

    Когда прибытие Эрмитажа перестало быть тайной, сотрудникам филиала стали поступать заявки на лекции, семинары в городе и за его пределами. В 1944 году эрмитажники провели 1156 лекций и семинаров – в госпиталях, школах, Дворце пионеров, в областном отделении Союза советских архитекторов, для педагогов города и области, рабочих крупнейших заводов (в клубах и общежитиях), для воинских частей, на призывных пунктах, в колхозах области. Широко разворачивается и педагогическая работа. Ряд сотрудников читает лекции в Педагогическом, Юридическом, Медицинском и Индустриальном институтах.

    СЕКРЕТНО. ОПЕРАЦИЯ «ЭРМИТАЖ»

    В 1943 году было решено провести в Свердловской картинной галерее большую выставку «Военная доблесть русского народа», где посетители могли увидеть картины, рисунки и гравюры, отражающие мужество соотечественников в борьбе с захватчиками со времен Александра Невского.

    – Это был единственный шанс для жителей Свердловска увидеть самые ценные, самые лучшие экспонаты, например, вещи, принадлежавшие Петру I, личное оружие князя Дмитрия Пожарского. Говорят, что было и оружие Наполеона. Я пока не смогла узнать, как оно попало в запасники, – сказала Ольга Никоян.

    Конечно, не только общественной и научной работой жили сотрудники филиала. Так, в экспозиции есть трогательная фотография новогоднего представления для детей. Ставили сказку «Репка».

    За помощь, оказанную в годы, проведенные в Свердловске, 4 октября 1945 года Исполком Свердловского областного Совета депутатов трудящихся объявляет благодарность всем сотрудникам Эрмитажа. При реэвакуации сотрудники Эрмитажа порядка 100 ценных экспонатов подарили Свердловску.

    Наталья Подбуртная
    Фото предоставлено пресс-службой ИКЦ и с сайта культура.екатеринбург.рф


    Похожие новости
  • В Первоуральске открывается выставка «Войной испытанные строки»
  • Первая в Сверловской области
  • В Первоуральске пройдут двадцать пятые "Шайтанские чтения"
  • Увековечим память о героях

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

рынок в Билимбае
Событие недели
ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ
Как "Вечерка" мышь лепила

ЕЛКУ НА ПОТОЛКЕ БАБУШКЕ НЕ ПОДАРИШЬ

ШЕДЕВР, СОБРАННЫЙ В ЛЕСУ