Вечерний Первоуральск
» » » По следам эшелонов Колчака
» » » По следам эшелонов Колчака

    По следам эшелонов Колчака


    «Вечерка» продолжает туристический проект «По Уралу с любовью». Путешествия действительно нам полюбились, и следующим после Ганиной Ямы в нашем турсписке обозначилось путешествие к Дидинскому тоннелю. Раньше это, на первый взгляд, загадочное место было стратегическим объектом, а сейчас словно магнитом притягивает всех заинтересовавшихся. «Притянуло» и нас.

     

    По тоннелю сквозь три эпохи

     

    Это как раз тот случай, о котором говорят «место с историей». Дидинский тоннель получил свое название в честь близлежащей деревушки Дидино. За время работы в течение 77 лет он успел застать целых три исторических эпохи нашей страны. Тоннель пережил свержение царя, революцию, и даже встретил новую Россию в начале девяностых. Его строительство началось во втором десятилетии XX века, а потом сквозь него пошел железнодорожный транспорт, первый паровоз отметился там в 1918 году. Но вот уже более 22 лет Дидинский тоннель не встречает поезда, разве что туристов, исполненных любопытством. Эксплуатация сооружения прекратилась в декабре 1995 года, и железнодорожные пути были разобраны. Причиной тому послужили грунтовые воды, размывающие дорогу, и системы водоотведения, которые пришли в негодность.

     

    Посетить тоннель будет гораздо интересней, предварительно изучив историю постройки. Это не просто живописное место в лесной гуще, хотя этого, конечно, не отнять. В годы Гражданской войны сооружение имело огромное стратегическое значение для страны. Отступая в Сибирь, через него проходили эшелоны верховного главнокомандующего русской армией Александра Колчака. В том числе и поэтому Дидинский тоннель считают преисполненным загадочности: ходят легенды, что в этих местах хранятся богатства, которые «белые» в свое время пытались сберечь от большевиков. Что ж, возможно. Но если что-то и было, то уже давно разграблено. По крайней мере, мы россыпей золота и бриллиантов под ногами не встретили. Как знать, может, стоило поискать получше?

     

    Веет холодом и опасностью

     

    Если не для поиска сокровищ, то для утоления туристического любопытства интересных мест в тоннеле и его окрестностях – предостаточно. Рецепта для исследований  нет, подобраться можно как с правого входа, так и с левого. Вы сразу их узнаете: похожий на вход в старинный замок, каменной кирпичной кладки, он гордо стоит среди деревьев. С обеих сторон главную арку-проход обрамляют декоративные крепостные башни. Вооружившись фонариком, мы двинулись вперед.

     

    Кстати, ко встрече с вековым сооружением лучше подготовиться заранее. И вот почему. Летом в середине тоннеля много воды, а зимой он почти весь покрыт льдом, за исключением некоторых каменных стен. Например, из обуви желательно запастись высокими резиновыми сапогами. Да и теплая экипировка тоже не помешает: даже в жаркие месяцы температура в тоннеле редко превышает 10 градусов со знаком плюс!

     

    Тоннель можно пройти насквозь или даже прокатиться на квадроцикле – от земли его свод возвышается на 6 метров. в длину тоннель раскинулся на расстояние чуть более километра. Ходят рассказы о том, что левый и правый входы начинали строить одновременно и на середине немного не сошлись, не рассчитали. Наверняка где-то в архивах есть подтверждение этого факта, но и без всяких документов, если смотреть из одного конца тоннеля в другой, небольшое искривление в сторону заметно невооруженным глазом.

     

    Пройдя метров 200-300 от левого входа, можно встретить спуск в дренажную систему. Говорят, их несколько. Они уходят на некоторую глубину вниз, сплетаясь в длинную коллекторную систему. Но, приехав в зимнее время, лично мы проверять это не решились. Будет повод вернуться еще раз!

    Еще по пути встречаются ниши, которые уходят в стену на небольшую глубину. Вероятно, они были сделаны для того, чтобы можно было спрятаться от приближающегося навстречу паровоза, а позже – поезда еще в те времена, когда тоннель функционировал. На стенах можно найти старые фонари. Поговаривают, иногда встречаются и летучие мыши, которые сладко спят, закрепившись на них.

     

    С того периода остались и другие занятные объекты вблизи Дидинского тоннеля, а именно – над ним. Раньше его активно охраняли, и на территории была оборудована целая военная часть. В окрестностях есть заброшенные пулеметные доты. Как минимум три, по крайней мере, мы обнаружили столько. Снаружи разглядеть их сложно – все укрыто снегом. Но уж если заметил, внутрь можно проникнуть без труда и рассмотреть бойницы на стенах сооружения.

     

    Строили Дидинский тоннель, конечно, на совесть. Помимо дренажной системы и дотов, он также оснащен вентиляционной системой. Шахта глубиной 50 метров берет начало посередине тоннеля и выходит прямиком на поверхность. Лезть внутрь – приключение не безопасное. Лучше киньте, например, монетку. Как говорится, наудачу, ну, и чтобы вернуться еще не один раз.

    Мария Злобина

     

    Как добраться

     

    Смело прыгайте в электричку «Екатеринбург-Дружинино» на станции «Первоуральск». Будьте внимательны! Вам следует проехать не до станции Дидино, а станцией дальше – до платформы «1590 километр». Если точнее, то вы выйдете между Ревдой и поселком Дружинино. Спустившись со станции по лестнице, вы без труда найдете тропинку. По ней нужно пройти около 400 метров, никуда не сворачивая. Затем еще сто метров, повернув направо.

     

    Если вы выбираете путешествие на автомобиле, следует двигаться по Московскому тракту в сторону Ревды. На 303 километре нужно свернуть на грунтовую дорогу и двигаться по ней. Общее расстояние от Московского тракта до тоннеля – около пяти километров. По отношению к грунтовой дороге тоннель находится ниже, в овраге.

     

    Готово! Вы на месте!


    Похожие новости
  • Историческое, русское, святое место
  • Дан старт спортивной стройке
  • Первоуральцы поддержат Владимира Путина
  • Полет в Билимбае отозвался в Вашингтоне

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ
Как "Вечерка" мышь лепила

ЕЛКУ НА ПОТОЛКЕ БАБУШКЕ НЕ ПОДАРИШЬ

ШЕДЕВР, СОБРАННЫЙ В ЛЕСУ