logo

«ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»: ЧИТАЕМ КИНО

15.11.2019

Точка интеллектуального и культурного досуга – так представляет себя киноклуб «Против течения». Кто же согласился пойти против течения и в каком русле, сегодня мы узнаем у Ивана Черемных, одного из создателей и руководителей клуба. А также почему он не чувствует себя диктатором или режиссером-постановщиком.

«ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»: ЧИТАЕМ КИНО


Точка интеллектуального и культурного досуга – так представляет себя киноклуб «Против течения». Кто же согласился пойти против течения и в каком русле, сегодня мы узнаем у Ивана Черемных, одного из создателей и руководителей клуба. А также почему он не чувствует себя диктатором или режиссером-постановщиком.

«Советник» и «Золотая лихорадка»

 «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»: ЧИТАЕМ КИНО

Киноклуб «Против течения» открывается раз в неделю, по субботам, самое что ни на есть подходящее время для просмотра фильма. Хорошего фильма. Вот именно такие киноленты и предлагают первоуральцам. Что же вкладывается в это понятие – «хорошее кино», об этом мы и говорили с Иваном Сергеевичем. Встреча прошла после очередного кинообсуждения, в воскресенье. По мнению Ивана, участников киноклуба наконец-то пробило. Обсуждение получилось живым, как и должно быть.

– В субботу мы смотрели фильм Чарли Чаплина «Золотая лихорадка». Владимир Аркадьевич, один из постоянных зрителей, оказывается, этой темой интересовался. Как он рассказал, старатели первое время искали не руду, а месторождение. Потом его столбили и продавали государству. То есть они искали золотоносное место. И фильм об этом, – поясняет собеседник. – Я вот этого не знал и не увидел. А когда знаешь такие важные детали, то и картину воспринимаешь по-другому. Замысел режиссера становится понятнее. В этом и есть задача клуба – прочитать послание режиссера, – продолжил Иван. – Соглашаться или спорить – дело каждого, и чем больше мнений, тем интереснее дискуссия.

Эта идея нисколько не противоречит названию клуба. Наоборот. Просто, считает Иван Черемных, мы живем в такое время, что нас окружают разнообразные заменители, которые человеку отводят роль потребителя. Это относится и к кино.

– Кинематограф вообще в принципе – и культура в целом создана не для того, чтобы человека развлекать, ублажать, несмотря на распространенное мнение. Не зря деятели искусства, обращаясь к президенту, просят не говорить, что они оказывают услуги по рекреации или еще что-то подобное. И это так. Искусство призвано объяснить человеку смысл жизни, поднять острые проблемы. Обсуждая «Золотую лихорадку», мы вышли на такие темы, как американская мечта, как она соотносится с протестантской этикой, которая построила Соединенные Штаты. Хотя фильм Чаплина считается комедией, – говорит Иван, считая, что и в картинах для очень широкого круга может и должен быть «второй план», побуждающий к размышлениями, взять, к примеру, фильм Ридли Скотта «Советник».

Форма пустоты

По мнению клуба «Против течения», сейчас форма превалирует над содержанием. Почти везде идут смотреть картинку, кровь, спецэффекты, пощекотать нервы. Но в фильме все же самое главное, что режиссер хочет сказать.

– Очень часто за этими пиф-паф прячется пустота. А мы пытаемся в киноклубе расшифровать послание режиссера к зрителю. Это особый язык. Там не всегда прямо говорят тебе, что и почему. К примеру, у Антониони герои говорят мало, и их реплики – не самое главное, что есть на самом деле в фильме. Самое главное – обстановка, как двигаются герои, что они делают. Прочитать, что говорит режиссер, минуя актера, а потом увидеть это послание, согласиться с ним или поспорить, это всегда интересно, потому что интересно послание, – рассуждает Иван.

Сразу возникает вопрос, а по какому принципу составляется афиша? Ведь организатор – тот же диктатор. Или режиссер-постановщик. Что выберет, то и предложит. Иван ни с той, ни с другой ролью не согласен. Киноклуб придерживается демократических принципов. Показ формируется по хронологическому принципу классики мирового кинематографа, начиная с «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сиоты» братьев Люмьер. Просмотр первых лент позволяет увидеть, как вообще развивался кинематограф. Так, в киноклубе показали ленту «Ограбление поезда» 1903 года: это конспект того, по какому пути пойдет американское кино с его вестернами и стрелялками.

Не боится киноклуб и сложных тем. Таких, как революция и нацизм. По мнению Ивана, их смотреть нужно, чтобы понять, как противостоять насаждаемой идеологии:

– Надо победить с позиции правды, правоты.

Так что документальный фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли», ставший гимном национал-социалистов, вполне может появиться в афише «Против течения».

– Понятно, что будет возрастной рейтинг, – размышляет собеседник. – Я считаю, что сложные темы надо обсуждать. И у нас уже были такие ленты. Мы смотрели фильм «Рождение нации» о ку-клукс-клановцах, расистской организации. Не знаю, показывали ли ее на экранах Третьего рейха, но он подошел бы там вполне. Семейство белых американцев-расистов, оправдывая свои деяния, произносит фразу, одну, но очень говорящую – они защищают свою арийскую честь.

Кино нередко становится проводником идеологии, и потому стоит порой идти против течения. Просмотр фильма «Хвост виляет собакой», классика того, как манипулируют общественным сознанием, будет обсуждаться в киноклубе обязательно. Следите за афишей!

Киноклуб «Против течения» размещается в центральной библиотеке для детей и юношества. Есть своя страница в социальной сети «ВКонтакте». Участие в киноклубе бесплатное.

Наталья Подбуртная

Похожие новости
  • В Первоуральске пройдет акция в память о жертвах политических репрессий
  • В Первоуральске состоится премьера фильма «Я живу на Чусовой»
  • Трамп против Меркель, Рональдо против Дзюбы
  • Кино с аншлагом