logo

Роботраффик: на права сдали!

26.02.2018

Роботраффик: на права сдали! категория: Новости / Общество,26-02-2018, 17:59, Разработка беспилотного транспорта – это реальность наших дней. И над тем, чтобы научить машины ездить самостоятельно, трудятся не только ученые мужи всего мира, но и первоуральские школьники из секции робототехники ЦДТ. И как трудятся! Недавно вот вернулись со всероссийских соревнований с «серебром», которое дороже ничуть не […]

Роботраффик: на права сдали!


Разработка беспилотного транспорта – это реальность наших дней. И над тем, чтобы научить машины ездить самостоятельно, трудятся не только ученые мужи всего мира, но и первоуральские школьники из секции робототехники ЦДТ. И как трудятся! Недавно вот вернулись со всероссийских соревнований с «серебром», которое дороже ничуть не меньше «золота». 

 

Инженерные навыки нового уровня

 

Местом проведения всероссийского этапа международных соревнований моделей робоавтомобилей «Роботраффик» стал Томск. Томичам принимать робототехников со всей страны доверили неслучайно:  именно сибиряки стали победителями международного турнира в прошлом году. И только им уступила первоуральская команда, заняв второе место в абсолютном зачете. Но второе место ценно и по другой причине. Для кружка робототехники ЦДТ дебют во всероссийском турнире послужил своего рода экзаменом. ЦДТ является одной из площадок Уральской детской инженерной школы, масштабного областного проекта, инициированного самим главой региона Евгением Куйвашевым. К разработке моделей для роботраффика, одного из перспективных направлений робототехники, в Центре детского творчества приступили два года назад.

 

Как подчеркивает создатель проекта, педагог дополнительного образования Анатолий Сушинцев, у этого направления много преимуществ. Определяющие – это то, что ребята знакомятся с одной из перспективных отраслей и то, что навыки отрабатывают практически. И не только. Анатолий Петрович поясняет:

 

– Была создана новая образовательная программа. Она включала не только обучение навыкам программирования, но и инженерным – моделированию в ПО «КОМПАС».  Требуется уметь составлять чертеж и по нему создавать деталь, в том числе используя 3D-принтер. Кроме того, эта программа подразумевает и знание правил дорожного движения. Беспилотный транспорт должен ездить, соблюдая все правила.  Поэтому разработка прототипов таких транспортных средств еще важна и с точки зрения профилактики безопасности дорожного движения.

 

Моделирование – это компетенция Ольги Шиловских. Знание ПДД – это тоже ее прерогатива. 

 

Первые модели транспортных средств воспитанники ЦДТ представили взагородном центре «Таватуй» в 2016 году. В областном соревновании по защите технических проектов тогда команда ЦДТ из 80 участников заняла 13 место. Попасть в первую 20-ку – хороший старт. Насколько же выросли инженеры XXI века, и показали соревнования в Томске, которые прошли 8-9 февраля в образовательном учреждении «Планирование карьеры». Серьезные соревнования, разумеется, потребовали серьезной подготовки. Надо было приобрести оборудование, тренировочное поле, найти экспертов и, наконец, «научить» машину ездить.

 

Совместная работа с экспертом УрФУ позволила провести техническое довооружение – надо было перейти на новую элементную базу. Помог грант благотворительного фонда местного сообщества «Первоуральск – 21 век». Впрочем, Анатолию Сушинцеву пришлось решить еще одну непростую задачу – определить, кто именно поедет.

 

– Было сложно, потому что у всех ребят хороший уровень подготовки. Надо было еще и учитывать огромную их занятость в школе. Три месяца думали, кто же поедет в Томск, и в итоге эту миссию доверили Даниилу Мошкову, он тоже был в числе тех, кто ездил в «Таватуй». Ему определили роль механика, но и в программировании он первый,  – поясняет педагог.  – Требовался в команду программист. Его найти удалось благодаря сотрудничеству с ИКЦ. Так к нашей команде присоединился Артем Ветошкин.

 

Артему, добавляет наставник, тоже пришлось поучиться, потому что здесь требовалось изменить код уже для конкретной модели, с учетом множества переменных. Чтобы она могла действовать в реальности. Судя по результату, выбор был сделан верный.  Осталось только представить саму победительницу, именно так называют свою модель в кружке робототехники. Поэтому с фотокором отправились  в ЦДТ на очередное занятие. Самих призеров увидеть не получилось: та самая нагрузка в школе тому причиной. Что же, познакомимся с самим чудом техники.

 

Следующий уровень — компьютерное зрение

 

Анатолий Петрович и его ученики ведут в «гараж», пусть это даже и кабинет. Тут-то и живут серебряный призер Томска и ее младшие товарищи. На полу – тренировочное поле, на которое нанесена дорожная разметка. Оно меньше  того, что используют на соревнованиях – для настоящего потребовался бы целый зал. Модель меньше своего старшего брата раз в десять. Но отличается не только масштабом.

 

– Вот микроконтроллер, который управляет машиной. Как двигаться, диктует код, который загружается с компьютера. Для того, чтобы транспортное средство могло следовать по маршруту, есть аналоговые датчики. Они «указывают», что на пути светофор, какой сигнал горит и по какому протоколу следует действовать, – Анатолий Петрович старается объяснить как можно доступнее.

 

Да, теперь ясно, как управляется транспортное средство Бэтмена, и что до создания  Терминатора всего ничего. Вот так фантастика незаметно вплетается в действительность!

 

Что же следовало пройти нашей команде на всероссийском «Роботраффике»? Предстояло выполнить сразу несколько заданий. Они, по условиям соревнования, называются категориями, их пять. Робототехники ЦДТ участвовали в четырех, к пятой элементарно не хватило времени подготовиться. Категория «А» – это движение по модели городского транспортного движения с соблюдением правил дорожного движения, и на площадке размещены светофор и знак «Пешеход».  «B» – движение с максимальной скоростью по гоночной трассе. «C», тот самый, что пропустили, это творческий «Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения». «D» – тест по правилам ПДД, и «Е» – обгон транспортного средства на трассе.

 

Экипаж настраивался на то, чтобы максимально чисто пройти трассу. О том, что станут призерами, думать было некогда. 

 

 – Дети были в напряжении: сильные соперники, участвуют в первый раз, и чувствовали ответственность, – говорит Ольга Шиловских. – К тому же у нашей модели обнаружилась неисправность: машина виляла. Артем и Даниил занервничали. И наша задача как педагогов была настроить ребят на то, чтобы найти решение. Наши механик и программист с эмоциями справились и выяснили, что рычаг сервопривода короче, чем надо. Механическая недоработка. Устранить ее – заменить деталь – условий не было. Выход искали на ходу, внося корректировки в программу. Этот случай – тоже полезный опыт.

 

Словом, «Роботраффик» зарядил кружок робототехники на весь год. Больше того, здесь собираются перейти на ты с компьютерным зрением, когда образы распознает видеокамера, а не знакомые нам датчики. Поэтому мы еще с удовольствием придем на занятие в кружок ЦДТ!

Похожие новости
  • Из чащи – с серебряным кубком
  • «Золотые перчатки» вновь первые
  • Соперники «Трубника» сыграли в Кубке Швеции
  • «Уральский трубник» выступит на Кубке мира