logo

САНЯ, САША, СКРИП

28.08.2021

Журналиста Александра Ивановича Скрипина знали как автора острых и честных публикаций. В последние годы работы – в «Вечернем Первоуральске» – много его материалов было посвящено коммунальным вопросам. Но ему отлично удавалось и отражение людских характеров. Впрочем, как писали о нем коллеги, подвластны ему были все газетные жанры – очерки и фельетоны в том числе. Он писал легко, будто на волне вдохновения.

САНЯ, САША, СКРИП


Журналиста Александра Ивановича Скрипина знали как автора острых и честных публикаций. В последние годы работы – в «Вечернем Первоуральске» – много его материалов было посвящено коммунальным вопросам. Но ему отлично удавалось и отражение людских характеров. Впрочем, как писали
о нем коллеги, подвластны ему были все газетные жанры – очерки и фельетоны в том числе. Он писал легко, будто на волне вдохновения.

Имя и авторитет

Александра Скрипина звали Саня, Саша, еще Скрип и Александр Иванович, конечно. Скромный, бескорыстный, добрый, творческая личность, надежный товарищ – так его характеризовали. Так думает и журналист и писатель Альбина Филатова, она поделилась с нами воспоминаниями об Александре Скрипине.

О чем писал – лучше всего расскажут газетные архивы, гораздо интересней житейские детали, эпизоды.

В 1960-х Александр Иванович пришел работать в газету «Уральский трубник». Был из рабкоров. На тот момент он уже хорошо знал все стороны заводской жизни, хотя брался за любую тему: интересно, остро, доступно и правдиво рассказывал о любом событии. Одним из таких стал репортаж, при подготовке которого в 1967 году они и познакомились с Альбиной Ароновной.

– Вышло очень интересно. Я была учителем русского языка и литературы в школе №4 (ныне школа №18 – авт.) и начальником городского лагеря. Школа была подшефной Новотрубного завода. И Саша, будучи корреспондентом «Уральского трубника», пришел делать репортаж – писал о лагере и обо мне как о начальнике. Честно сказать, меня тогда очень заинтересовала эта работа: беседует корреспондент, так интересно. Потом прочла: хорошо все написал, правильно, против истины не погрешил. А в 1969 я сама пришла в «Уральский трубник», и наше знакомство продолжилось. Проработали там вместе 7 лет, – рассказывает Альбина Ароновна.

В «Трубнике» Александр Скрипин заработал себе имя и авторитет у коллег-журналистов. В этом издании он трудился не только корреспондентом, позднее занимал должность ответственного секретаря. Газетные макеты чертил словно картинки.

САНЯ, САША, СКРИП

– Когда меня назначили редактором многотиражки «Хромпиковец», Саша учил делать макеты. Помню, почерк у него был убористый. Мелковатый, но очень аккуратный, разборчивый и четкий. Такие несколько округлые буковки. Я всегда поражалась: мог писать быстро, но очень красиво, – припоминает Альбина Филатова.

«Саныч, мне напишешь?»

Творческое начало всегда прослеживалось в том, чем занимался Александр Скрипин. Он любил фотографировать и делал это хорошо. Часто выступал одновременно автором и материала, и фотокорреспондентом. Снимал фотоэтюды, портреты. Альбина Ароновна отмечает, что это роднило его с Владимиром Дроткевичем. Затем, опять же как и Владимир Анатольевич, он освоил кинокамеру. Надо сказать, и в творчестве, и в журналистике Дроткевич был для Александра Скрипина авторитетом, маяком. Уважал он и семью Кирстов.

Как и многие его коллеги, газетчик Скрипин владел еще и поэтическим мастерством.

– Стихи были у Саши разные, в том числе и лирические. На дни рождения каждому он писал шутливые стихотворения. В «Уральском трубнике» мы выпускали стенгазеты, ко Дню печати – обязательно. На трех листах ватмана – во всю стену, – «рисует» писательница. – Для этих стенгазет Саша писал стихи, посвящал их всем – от машинистки до редактора. Не забывали и про рабкоров. Те могли выстроиться в очередь: «Саныч, мне напишешь?».
В свое время стихи Александра Скрипина, и даже повести публиковались в «Новой газете». Придумывал он и сценарии для разных вечеров и праздников, и даже материалы для команд «КВН»!

Мопед и словари

На улице журналиста Скрипина можно было встретить на трясущемся мопеде. В свободное время он уважал туризм: облазил весь Урал, бывал на Кавказе. А еще с сигаретой и чашкой чая Александр Иванович мог часами изучать энциклопедические словари, говорят, они и были его любимыми книгами.

– Когда я пришла работать в «Вечерний Первоуральск», сидела в том кабинете, где до этого сидел Саша. Открыв ящик стола, увидела словарь, который он купил на свои деньги. Оставил просто так. Потом я подписала, что это от него в дар, и мы его поставили на полку. Нашлись и его блокноты. Как-то он заходил, мы общались, и я говорила: «Саша, там твои записи, может, тебе пригодится? Заберешь?» А он ответил: «Можешь выбросить». Но они все равно лежали… – вспоминает Альбина Филатова. – В моей памяти он остался светлой личностью, талантливым человеком, который, к сожалению, себя полностью не реализовал…

Редакция была для Александра Скрипина вторым домом, и не одна. Десяток лет он отдал «Вечернему Первоуральску» и «Новой газете». Еше более того – газете «Уральский трубник». Не жалел времени на наставничество: был учителем и примером для абитуриентов, студентов и практикантов. Частенько оставался после рабочего дня, корпя над правкой стихов, которые приносили в редакцию рабкоры.

В некрологе коллеги писали: говоря о красивом душой человеке, на прощании люди не стеснялись слез. А еще пообещали помнить – Александра Ивановича, Сашу, Саню, Скрипа.

Мария Злобина
Фото из архива Виктора Губачева

Похожие новости
  • «ЖИЗНЬ КРАСОЮ КРАСНА, ЖИЗНЬ ЛЮБОВЬЮ КРАСНА!»
  • ИЗВЕДАТЬ, ДОКОПАТЬСЯ ДО СУТИ
  • «Не было жанра, который бы он не осилил»
  • ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В ПАМЯТИ РЕДАКЦИИ