logo

Танец – не набор эстетичных движений

19.05.2019

В одиннадцать лет она на пуантах танцевала на сцене сольную партию из балета «Лебединое озеро» – и вот уже почти 15 лет руководит театром танца «Авиатор». Как вы уже поняли, с танцами жизнь Александры Токаревой связана неразрывно и более чем крепко. Режиссер и хореограф-постановщик рассказала «Вечерке», каков он – творческий полет, ее личный и театра танца «Авиатор».

Танец – не набор эстетичных движений


В одиннадцать лет она на пуантах танцевала на сцене сольную партию из балета «Лебединое озеро» – и вот уже почти 15 лет руководит театром танца «Авиатор». Как вы уже поняли, с танцами жизнь Александры Токаревой связана неразрывно и более чем крепко. Режиссер и хореограф-постановщик рассказала «Вечерке», каков он – творческий полет, ее личный и театра танца «Авиатор».

Танец с рождения

– Принято считать, что театр начинается с вешалки. А с чего же начинается театр танца «Авиатор»? Есть ли отличие?

– Наш театр танца начинается с полочек для обуви – в зал мы заходим босиком, как японцы в додзе. Чистота – это проявление уважения к педагогам, к ученикам и к танцу.

– Хм, целая философия. А есть ли философия у названия, почему «Авиатор»?

– Имя нашему театру придумал мой папа, Евгений Токарев. Ему хотелось избежать банальностей и сделать название привлекательным для мальчишек. В итоге он оказался прав: до сих пор в «Авиатор» записывается много мальчиков. Конечно, не только из-за названия – во многом из-за дружеской атмосферы, из-за того, что у нас есть хип-хоп и спортивная гимнастика.

– Думаю, не ошибусь в утверждении, что «Авиатор» для вас не просто коллектив.

Танец – не набор эстетичных движений– «Авиатор» – это студия, в которую вложили всю душу мои родители, которой я отдала много времени и сил. Это моя жизнь, моя Родина и моя огромная педагогическая любовь.

– А чем привлек вас танец? Что это, дело всей жизни или же вы характеризуете его как-то иначе?

– Хореография в моей жизни появилась буквально с рождения. Моя мама, Ольга Токарева, преподавала классический танец детям в ДК ПНТЗ. До сих пор случаются счастливые встречи, когда ко мне подходят незнакомые люди и признаются, что занимались у моей мамы.
Несмотря на это, танцами заниматься меня никто не заставлял. Помню, что родители предложили принять самостоятельное решение. Почти год приходила на занятия и наблюдала. Записалась в танцкласс только когда мне исполнилось 5 лет. Потом были годы классической хореографии. В 10 лет я уже стояла на пуантах.

– А помните первое выступление?

– Первое не помню – это было в совсем раннем возрасте. Зато отлично помню первую партию на пуантах: в одиннадцать лет исполняла «Умирающего лебедя» из балета «Лебединое озеро». Справилась я неплохо. Об уровне подготовки говорит тот факт, что в двенадцать лет меня зачислили в Екатеринбургский лицей искусств имени Дягилева по классу балета. Но в последний момент папа передумал – не захотел отдавать меня в интернат. Понимал, что для ребенка это может стать жестоким испытанием.

– Что служит для вас вдохновением? Быть может, у вас есть какой-то творческий ориентир?

– Меня вдохновляет сама возможность ставить спектакли. И да, есть человек, которым я очень восхищаюсь – это Борис Эйфман (советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и одноименной Академии танца – авт). Мне нравится и его творчество, и его методы работы, и его великолепная школа.

Когда танцуют, не могут сдержать слез

– Как и почему вы начали ставить спектакли?

Танец – не набор эстетичных движений– Я рано, лет с девятнадцати, начала ставить танцевальные номера и поняла, что мне не очень интересно заниматься хореографией как таковой. В танце я видела именно повествовательные возможности, поэтому практически сразу начала писать сценарии и воплощать их в спектакли. В этом году состоялась четырнадцатая премьера. Суммарно наши постановки посмотрели порядка тридцати тысяч человек. Кроме того, сейчас состою в Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей России и уверена, что мои главные постановки еще впереди.

Александра Токарева окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств по специальности «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».


– Как друг с другом сочетаются слагаемые «театр» и «танец»? Чем живет «Авиатор», на каком топливе «парит» и существует?

– Танец не может существовать сам по себе. Движения – это некий язык. Он, как человеческая речь, служит, чтобы выразить ту или иную мысль. Настроение помогают передать различные хореографические направления – стили. Например, лирику лучше раскрывает контемпорари или классика. Драйв – это всегда хип-хоп, элементы народного танца и даже степ, хотя мы изучаем его наиболее мелодичную, американскую версию. В спектакле одинаково важна и хореография, и актерское мастерство. Например, перед ежегодными спектаклями на военную тему артисты «Авиатора» смотрят военные фильмы на заданную тему, проникаются повествованием. Многие, когда танцуют, не могут сдержать слез. И зрители всегда чувствуют эту искренность.

– Какие еще приемы вы используете? Скажем, чтобы артист лучше вошел в образ…

– Лучшее, что может делать на сцене артист – это проживать происходящее. Поэтому мы всегда начинаем работу с того, что как можно больше узнаем о своих героях и о тех обстоятельствах, в которых они оказались. Опять же обсуждаем фильмы, книги, хронику. И когда артисты «Авиатора» понимают, что они такие же дети, как и те, которые уходили в партизаны, теряли родителей, голодали в блокадном Ленинграде – они проникаются этим до глубины души. Также сейчас при «Авиаторе» проводятся встречи студии актерского мастерства, которой руководит Сергей Чень. Он, скажем так, завершает начатое: например, занимается с ребятами сценической речью, поскольку в наших постановках есть театрализованные элементы, где артисты декламируют со сцены.

– А как еще заворожить зрителя? Есть ли какой-то рецепт или секрет? Как сделать «магию» на сцене?

– То, что вы называете магией – это и есть тот эффект, когда зритель считывает скрытые смыслы танца: те мысли, идеи и переживания, которые вложил в него режиссер-постановщик. Если танец лишен семантики, он превращается в набор эстетичных движений, которые, конечно же, особенных эмоций у зрителя не вызовут. Также магия кроется в том настроении, которое на сцену приносят дети. И в тысяче организационных мелочей, таких как костюмы, свет, видеозаставки, музыка.

Взгляд со стороны

– Кстати, об организации. Коллектив «Авиатора» насчитывает более 100 человек. Как строится процесс тренировок и работы с таким большим коллективом людей?

– «Авиатор» разбит на группы, это сильно облегчает задачу. Есть группы новеньких – в основном это ребята от 3,5 лет, которые начинают изучать хореографию по нашей авторской методике. Средние группы, среди которых есть конкурсная – талантливые ребята с большим практическим опытом выступлений. Старшая группа, в составе которой не только старшеклассники и студенты, но и взрослые танцоры. Сложности бывают только в моменты общих репетиций – там нужно выстраивать железную дисциплину, чтобы увидеть результат.

– Что вы думаете об импровизации? Приходилось ли попадать в такие, скажем, нештатные ситуации?

– Мне не приходилось импровизировать на сцене, потому что уже двенадцать лет я на сцену не выхожу. Это принципиальное решение, и я не изменяю ему. А вот артистам – приходится довольно часто. Например, во время показа последнего спектакля один из исполнителей сильно опоздал на концерт – случай экстраординарный. Пришлось переделывать «рисунки» за пять минут до начала выступления, а одной из солисток танцевать без пары. Импровизация удалась блестяще – зрители ничего не заметили. Часто импровизации бывают связаны с тем, что ребята забывают принести на концерт рубахи или брюки, теряют танцевальную обувь. Портные, которые шьют нам костюмы, пару раз подводили со сроками. Не припомню ни одного выступления без импровизаций, если честно.

– С чем связано такое решение – не выходить на сцену? Многие артисты, наоборот, говорят, что сцена обладает таким магнетизмом, что невозможно устоять?

– На мой взгляд, есть два типа людей в танцевальном или театральном мире: руководители, они же режиссеры, и исполнители – танцоры. Я отношусь к первому типу. Считаю, чтобы сделать качественную постановку, нужен взгляд со стороны.

– 7 мая состоялся ваш ежегодный большой праздничный отчетный концерт… Расскажите, как это было? И как готовились?

– К отчетному концерту мы всегда готовимся в течение года. Так было и на этот раз. Показали новые танцевальные номера: «Мелодия для тебя», «Ты в моем сердце», «Яблочко». Частью концерта стали степ-номера, занявшие призовые места на Всероссийском конкурсе «Чечетка» в Ярославле. Украсил выступление блестящий конферанс в исполнении Сергея Ченя и певицы Елены Тишковой, большого друга нашего коллектива. Также Елена Тишкова исполнила для нас несколько песен.

– Весной 2020 года «Авиатору» исполнится 25 лет. Как будете праздновать?

– С юбилеем коллектива будут так или иначе связаны все главные мероприятия следующего учебного года. Ну и, конечно, будем участвовать в конкурсах – постараемся выбрать максимально непредвзятые, с профессиональными хореографами в жюри.

Театр танца «Авиатор» создан в 1995 году, основателем коллектива стала Ольга Токарева – мама Александры. В «Авиаторе» обучают разнообразным танцевальным направлениям, среди которых классический танец, джаз, модерн, хип-хоп, эстрадные танцы, контемпорари, степ, а также стилизованные народные танцы. Кроме того, в процессе занятий ученики получают возможность заниматься спортивной и партерной гимнастикой, пилатесом и изучать актерское мастерство.
За время существования театра в репертуаре «Авиатора» появились 14 творческих проектов, среди которых данс-спектакли «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты в Африке», «Ты же выжил, солдат» и другие.
В копилке заслуг театра – немало наград. «Авиатор» является обладателем гран-при, лауреатом многих всероссийских и международных танцевальных конкурсов и чемпионатов.


Мария Злобина

Похожие новости
  • КАК АКАДЕМИЯ ТАНЦА ИСКАЛА САМОРОДКИ
  • Санкт-Петербургская «Академия танца Бориса Эйфмана» ищет таланты в Свердловской области
  • Егор Дружинин жюрил наш «Импульс»
  • Знакомство по-первоуральски