Новости Первоуральска
[location-weather id="12010"]
logo

Техническое и творческое 
в одном музыкальном флаконе

26.02.2019

Show must 
go on…

Техническое и творческое 
в одном музыкальном флаконе


Эквалайзер, реверберация, компрессоры – эти слова кажутся вам страшно непонятными? Тогда добро пожаловать в мир звукооператора. Зачастую слушатель может даже не подозревать, чем именно занимается носитель этой профессии и какие творческо-технические задачи решает каждый день. При этом будучи уверенным, что магия звука рождается на концертах только потому, что на сцене появляется артист и берет в руки микрофон. На деле все намного сложнее. «Вечерка» взялась развеять этот миф и приоткрыть завесу технической тайны. 
А помог нам в этом музыкант, один из руководителей и звукооператор эстрадной студии «Сцена» 
Евгений Люненко.

Show must 
go on…

Евгений Люненко рука об руку с творчеством шагает уже порядка 20 лет – он начал играть на гитаре, еще будучи подростком. А вот профессия звукооператора пришла к нему многим позже: 10 лет назад, когда появилась эстрадная студия «Сцена».

– За творческое направление у нас отвечает художественный руководитель – Наталья Новодворская. Она определяет наши постановки, спектакли, программу концертов и гастролей. Мое направление – техническое, – рассказывает Евгений. – Мы занимаемся эстрадным искусством, а современная эстрада неотделима от технического наполнения. Работаем с различной аппаратурой: звукоусилители, микрофоны, микшерные пульты… Естественно, все это требует ухода, своевременной диагностики и настройки. С недавних пор мы стали заниматься и звукозаписью занимающихся в студии. И, конечно, еще я работаю на всех наших выездных концертах.

Мало кто знает, но на концерте от звукооператора зависит буквально все. Его работа начинается задолго до начала самого концерта и того момента, когда в зале появляется зритель. Как минимум, часа за два. За это время специалист ставит оборудование и занимается его настройкой. Нужно учесть множество факторов, например, акустику помещения. А иногда приходится работать и под открытым небом. Потому в арсенале звукооператора много всяких «примочек», которые приходится возить с собой: например, два комплекта кабелей различного назначения. Все это нужно для того, чтобы зритель на концерте наслаждался чистым звуком, как говорится, без примесей и ГМО:

– Чтобы ничего не гудело, не звенело и не свистело, – улыбается Евгений Люненко.

И, между тем, признается: работать на живых выступлениях – особое удовольствие.

Несмотря на то, что каждая новая площадка может таить в себе эффект неожиданности. Скажем, провода отходят, у исполнителя не работает микрофон или много чего еще. На сопутствующий вопрос Евгений отвечает профессионально: это – не стресс, а мозговая задача, которую нужно решить сиюминутно.
– Мне нравится живая работа. Каждый раз новая площадка, новые люди. Весь этот концертный драйв, публика или ревущий зал, – делится Евгений. – Понятно, что на выступлениях присутствует настройка оборудования, но случается всякое. Поэтому любую появившуюся проблему нужно решать на ходу. Режим работы и степень оперативности вопросов – разная. Но зритель не будет ждать: show must go on, шоу должно продолжаться! И, как правило, со всем справляешься, потому что опыт и практика позволяют это сделать: в голове уже есть определенные алгоритмы работы.

Инструмен-тарий XXI века

Среди всего обилия оборудования, которым заправляет звукооператор, пожалуй, главное – это музыкальный микшерный пульт. Та самая так называемая база, которая чаще всего находится в середине зрительного зала, прямо напротив сцены. Тот самый, на котором много всяких рычажков, кнопочек, штекеров и отверстий. Пообщаться с человеком, который каждое название и назначение этих рычажков знает – более чем любопытно, согласитесь! Однако я обрадовалась рано: с первого раза понять что-то, кроме того, что современный микшерный пульт – цифровой и регулирует одновременно каждый микрофон и монитор на площадке, сложно.

Современный пульт сравним со смартфоном: одно устройство вмещает и телефон, и фотоаппарат, и диктофон… Хотя еще лет 10 назад было совсем по-другому:

– Когда я только начинал этим заниматься, все было иначе, – вспоминает Евгений. – Очень здорово, что прогресс не стоит на месте, появляется много разных приспособлений, которые облегчают жизнь звукооператора. Если раньше мы таскали огромные ящики, где каждый выполнял свою функцию: эквалайзер, голосовая обработка, реверберация, то есть все, что связано с настройкой звука… То сейчас ты берешь вот такой пульт, который в два раза меньше, и у тебя все то же самое. Даже сейчас приезжаю с концертов и порой думаю: «Какое счастье, что теперь не надо таскать все эти ящики!». Хотя тогда это воспринималось как данность, ведь альтернативы не было.

Еще один главный инструмент звукооператора не зависит от технического прогресса. Это уши. Евгений Люненко, человек, имеющий музыкальное образование, гитарист, уверен в этом на все сто. Это умение он развивает почти на протяжении всей жизни, а в последние годы свой навык передает и другим.

– В свое время была команда, группа «Квартет». Выступали, ездили на конкурсы, в Петербург, по Свердловской области. Живой коллектив можно назвать незакаменелым растением, он может появиться, взрасти и сойти на нет… Поэтому играю сольно, но тоже редко, хотелось бы чаще… Больше занимаюсь репетиторством, – рассказывает Евгений Люненко.

Наряду с деятельностью звукооператора Евгений 
обучает игре на гитаре, будь то акустическая или электрогитара. На занятия к нему приходят и дети, и взрослые.

– Методик очень много, но любая теория должна тут же подтверждаться практикой. Но тут я, конечно, не первооткрыватель, – с улыбкой добавляет Евгений.

Артист рождается только на сцене

Главный принцип хорошего взаимодействия звукооператора с исполнителем – доброжелательность. Но, как отмечает Евгений, есть и еще один не менее важный принцип работы уже в эстрадной студии – артист рождается только на сцене. Потому она, собственно, так и называется – «Сцена».
– Можно много репетировать и заниматься, к примеру, дома, но артистом человек становится, только выходя на сцену, потому что это совершенно другие ощущения. Причем это касается любого артиста: и вокалиста, и инструменталиста, и актера. Кроме того, именно на сцене становится понятно, насколько важна работа звукооператора. От того, как работает оборудование, зависит комфортное и успешное выступление артиста.

Но успех зависит еще и от правильного диалога. Потому звукооператор – не только техник, еще его можно назвать своего рода психологом.
– Я помогаю артисту, рассказываю, как работать с микрофоном, как правильно себя слышать. Потому что репетировать можно много, но когда берешь в руки микрофон и слышишь себя, понимаешь – звучит не тот голос. Еще одно изумление случается, когда слышишь свой голос в записи: «Это я? Это шок!», – рассказывает Евгений. – Иногда важно донести даже то, как нужно общаться со звукооператором, потому что он тоже важная составляющая в творческом коллективе. Я имею в виду, как говорить о том, что мешает, а что, наоборот, хорошо. У нас люди учатся работать и задают правильные вопросы, чтобы я работал достаточно четко и результативно.

Напоследок Евгений добавляет:
– Хочу отметить, что эта профессия требует постоянного обучения и развития. Честно говоря, я себя не называю звукооператором. Но это лишь потому, что знать нужно очень много, и вот такая голова должна быть, чтобы им называться, – скромничает Евгений, разводя руки в стороны.
Мария Злобина

Технические знания Евгения Люненко неспроста тесно соседствуют с творчеством. Евгений окончил Музыкальный колледж Оренбургского института искусств им. М. и Л. Ростроповичей по специальности «гитарист». Кстати, кроме гитары акустической и электро, он играет на басу, немного на клавишах и ударных. Кроме того, Евгений Люненко – лауреат международных конкурсов артистов эстрады.

Похожие новости
  • Благодарность 
от губернатора
  • Первоуральск попал на ТНТ
  • Первоуральск представил самую амбициозную программу развития в Свердловской области
  • В Москву, на сцену!