Вечерний Первоуральск
» » В ПЕЧАТЬ: ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ
» » В ПЕЧАТЬ: ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    В ПЕЧАТЬ: ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ


    Мы продолжаем исследовать историю «Подзнаменки», преемником которой стал «Вечерний Первоуральск». Сегодня вспоминаем, как делали газету, когда строки отливались в металле – в прямом смысле слова.

    Первые линотиписты

    Выпуск газеты – это отдельная история. Долгое время номер в типографии набирали вручную, шагом вперед стали строкоотливные машины. Линотип называют дедушкой компьютерного набора. При том, что изобрели его в 1884 году, он поэтапно входил в массовое производство. Дату, когда в первоуральской типографии появился линотип, не назовем. Но ориентировочные сроки установить можно. В этом нам помогли зарисовки о печатниках ко Дню советской печати, к слову, обе вышли под одним заголовком, при том, что между ними есть разница в возрасте. Итак, читаем «Они делают газету». В зарисовках говорится о линотиписте типографии Вере Нарбутовских.

    В ПЕЧАТЬ:  ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    Вера Ивановна пришла в типографию в годы войны 14-летней девочкой. Первое время была ученицей в переплетном цехе, потом перешла в наборный. А когда в городе появился первый линотип, Веру отправили учиться в Нижний Тагил на линотиписта – полгода заняла подготовка. То есть конец сороковых-начало пятидесятых получается.

    Стереотипы в отливке

    Что собой представлял процесс? Набор текста на линотипе – первый шаг, и очень важный. Как и у компьютера, у этой машины была клавиатура. Линотипистка набирала текст, команда шла в магазин, где жили шрифтовые матрицы, они собирались в специальную верстатку, а затем отправлялись на отливку. В линотипе была печь, пищей для которой служил сплав свинца, олова и сурьмы – гарт. Если допускалась ошибка, строчка набиралась заново целиком. Так что горячие строки были действительно горячими.

    В ПЕЧАТЬ:  ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    Нюансов здесь существовало не меньше, чем при прокате труб. Строка должна была быть определенного размера – он исчислялся в квадратах, выбирался шрифт. Для печати фотографий изготавливали специальные формы – клише. Набор заголовков и рубрик – своя история, для их «приготовления» была крупнокегельная машина, а на первых этапах их вообще делали вручную. Будущий номер в металле «складывал» в полосу согласно макету – то есть верстал – метранпаж. Вес полос составлял больше 10 килограммов! Не дай бог уронить такой лист: собирать приходилось заново, и, по свидетельствам, как-то был подобный случай. У метранпажа при себе всегда было шило – для марашек. Так назывались лишние запятые, обнаруженные корректором и его помощником – подчитчиком. «Лишности» и выковыривались из формы. За «самочувствием» машин следили наладчики, они же переплавляли использованные строки в чушки.

    В ПЕЧАТЬ:  ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    Процесс изготовления газеты не ограничивался набором и версткой. Была еще отливка стереотипов, металлических копий номера, от качества которых зависело качество готовой газеты. У печатника на предпечатную подготовку уходило почти полсмены. Стереотипы же делали так: с гранок на матричном картоне под прессом выдавливалось изображение. Затем матрица заполнялась расплавленным гартом. Получалась полуцилиндрическая форма, с которой делали оттиски.

    Добавить штрихи в эту картину нам поможет Ольга Бородина. Ольга Дмитриевна много лет работала в «ПЗЛ» и почти 30 лет возглавляла Первоуральскую типографию. В 1967 году Ольгу Дмитриевну приняли в редакцию газеты «Под знаменем Ленина» литсотрудником, после года работы она поступила в университет, и в 1973 году вернулась корреспондентом в отдел партийной жизни. С 1979 по 1985 годы была заведующей этим отделом, и Ольге Дмитриевне доводилось выпускать газету.

    – Тогда все материалы писали от руки, отдавали машинисткам. Ответсек говорила им, что нужно печатать в первую очередь, что попозже. Газета выходила пять раз в неделю, поэтому нагрузка была очень большая. Существовало несколько отделов, также замредактора Борис Иванович Пручковский писал очерки и вел тематические страницы. На планерках планировали, кто что должен сдать, в какие сроки. За этим строго следили, особенно ответственный секретарь – в ту пору Азалия Александровна Киприянова, – рассказывает собеседник, от себя добавим, что ответсек в газете занимался в современных реалиях дизайном издания, и это была та еще математика. – У каждого отдела была папка с материалами. Был задел публикаций.

    В ПЕЧАТЬ:  ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    Все подчинялось строгому распорядку, чтобы типография смогла в срок отпечатать номер. При этом какие-то материалы шли досылом, то есть готовились в день подготовки к выпуску.

    – Оперативно давали информацию с бюро горкома, если проходила важная встреча – в город часто приезжали делегации, мы были побратимами с чехами, – добавляет Ольга Дмитриевна. – По пятницам проходило заседание горкома партии, редактор Сергей Иванович Леканов на нем присутствовал – он был членом бюро. И потом, вернувшись в редакцию, надиктовывал машинистке информацию. Пусть 50 строк, но оперативно.

    О досылах. В истории газеты был такой случай. Читатели «Подзнаменки», прокатчики одного из цехов Новотрубного, посетовали, что с задержкой узнают результаты домашних игр «Уральского трубника» на первенстве страны. Пожелание выполнили. Для чего редактор «ПЗЛ» договорился с печатником Владимиром Тихновым, болельщиком команды, что по уважительной причине придется задерживать выпуск номера.

    Прежде чем номер газеты отправляли в наборный цех, его должен был завизировать цензор, без его подписи выпуск не отправили бы в печать. Ольга Бородина помнит его имя – Иван Павлович Соломеин. Он следил за обеспечением государственной тайны, чтобы недруги не могли высчитать производительность труда или получить другую пищу для аналитики, к тому же в городе ведь многие предприятия работали на оборонную промышленность. Только после его вердикта номер подписывал главный редактор или тот, кто его замещал.

    Кто такой строкомер?

    Появление компьютеров перестроило весь процесс «делания» газеты. Журналисты уже не пишут материалы от руки, а набирают сами. Дизайн газеты тоже модифицировался, и теперь строкомер, с помощью которого размечали макет полосы, стал артефактом.

    В ПЕЧАТЬ:  ГОРЯЧИЕ СТРОЧКИ ДНЯ

    Ушли в прошлое и линотипы. В типографии первыми на компьютерный набор перешли линотиписты Елена Князева и Галина Виноградова. Елена Васильевна по сию пору хранит выпуски страницы «Домашний собеседник», эту коллекцию полезных советов до интернет-эпохи. И с ходу называет размер основных шрифтов: нонпарель – шесть кеглей, это самый мелкий шрифт, в основном, для сносок; петит – в восемь кеглей, им набиралась газета, а для объявлений шел корпус – 10 кеглей.

    – Работа на линотипе требовала грамотности. Не скажу, что сложная, скорее, монотонная. Поэтому мы с радостью учились компьютерному набору. Новое – это всегда интересно, – добавляет Елена Князева.

    …Вот и текущий номер сверстан. Корректор с главным редактором еще раз пересмотрели полосы на предмет «барабашек». Вроде все в порядке. И на оттиске появляется вердикт – «В печать», конечно, не перьевой, а шариковой ручкой. Да, как бы далеко ни шагнули технологии, есть то, что остается неизменным. Что же будет дальше, уйдет ли газета в виртуальную реальность – поживем-увидим.

    Наталья Подбуртная
    Фото Андрея Попкова и Сергея Баталова


    Похожие новости
  • МЫ – НА ГЛАВНОЙ ВЫСТАВКЕ СТРАНЫ
  • БЕССМЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ «ПОДЗНАМЕНКИ»
  • У "Вечерки" – юбилей!
  • Первоуральские депутаты подарят ветеранам подписку на "Вечерку"

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ
Как "Вечерка" мышь лепила

ЕЛКУ НА ПОТОЛКЕ БАБУШКЕ НЕ ПОДАРИШЬ

ШЕДЕВР, СОБРАННЫЙ В ЛЕСУ