Вечерний Первоуральск

    ЮНКОРАМ СЛОВО


    Они ходили под «Парусом», глядели «Со своей колокольни», жили в «Школьном квартале». Это юные корреспонденты, при участии которых «Вечерка» не одно десятилетие выпускала приложения для школьников и молодежи. О них сегодня и пойдет речь.

    Под «Парусом»

    Тексты юных корреспондентов – школьников или студентов – всегда можно было встретить на страницах «Под знаменем Ленина», а потом и «Вечернего Первоуральска». Публика была разная: не только молодые люди, которые грезили о карьере журналиста и готовились к поступлению на журфак. Кто-то хотел заявить о себе, кто-то – сказать о наболевшем, а кто-то писал просто потому, что писалось. Почему не попробовать свои силы, вдруг опубликуют? И публиковали.

    Чаще всего материалы юнкоров печатали не в «большой газете», а в рамках отдельных школьно-молодежных страничек или в приложении. Со страниц этих выпусков молодежь приглашали к общению: дать обратную связь по теме, поделиться творчеством, к примеру, стихотворениями. А впоследствии, когда приложения трансформировались одно в другое, желающих стать частью авторского пула молодежной газеты звали на занятия по журналистике. Но вернемся к истокам.

    В конце 1991 года, через некоторое время после того, как «ПЗЛ» сменила «униформу» на «Вечерний Первоуральск», появилась страница «Парус». Тогда ее обозначили как межшкольную газету. Найти в ней можно было интервью с учителями, небольшие зарисовки о молодежи, отражающие дух времени, хит-парад групп и исполнителей, которые, по мнению ребят, имеют больше всего поклонников, анекдоты собственного сочинения. Плюс актуальную информацию о каком-нибудь молодежном мероприятии, прошедшем на днях.

    ЮНКОРАМ СЛОВО

    Как рассказывает журналист Валентина Поваляева, в то время – корреспондент «ВП», в разгар 90-х занимались «Парусом» сотрудники молодежного отдела редакции. Называли его таковым, поскольку там (заодно и в одном кабинете) собрались самые молодые корреспонденты: Татьяна Курганова, Наталья Коновалова и, собственно, сама Валентина. Через некоторое время к ним присоединилась и Ирина Кирьякова (Галимова), чей журналистский путь, кстати, начинался именно со странички «Парус».

    – Заметка Ирины Кирьяковой называлась «Не плачь, чертенок!», – рассказывает Валентина Поваляева. – После нее Ирина пришла к нам в газету, много лет была внештатником, из «Вечерки» поступала на журфак, продолжая работать. И со временем доросла до выпускающего редактора.

    – В школе №2, где я училась, у нас был кружок журналистики, который вела Любовь Викторовна Бажукова. Мы писали заметки, и лучшие были опубликованы в газете. А потом я уже самостоятельно отправила заметку в «Парус», и ее тоже напечатали. Еще нас водили в редакцию газеты познакомиться с производством, и для меня, кстати, это тоже сыграло определяющую роль при выборе профессии, – комментирует Ирина Галимова.

    Трибуна или рупор

    Впоследствии эстафетную палочку странички «Парус» приняло молодежное приложение «Со своей колокольни». Можно сказать, что одно трансформировалось в другое. Молодым авторам стало тесно под «Парусом»: желающих написать в газету, было предостаточно.

    – Хотелось объединить не только школьников, но и ребят постарше: студентов и тех, кто уже закончил учебу. Редакция пошла навстречу, – вспоминает Валентина Поваляева (она руководила выпуском нового приложения). – Наверняка ничего бы не получилось без Надежды Павловны Савинской, которая на тот момент была редактором, она откликалась на все наши идеи. И спасибо выпускающему редактору Азалии Александровне Киприяновой, она занималась макетом. И хотя на нас, молодых, и пыхтела, зато давала большую науку. А название придумала Татьяна Курганова. Сочли, что «Со своей колокольни» – это нестандартно, интересно. Действительно, ведь у молодежи обо всем свое мнение.

    Юные авторы воспринимали приложение как рупор, как трибуну. Публика была разношерстная.

    – Хотели заявить о себе или высказать свою точку зрения, чтобы ее услышали. Зачастую это были ребята, которые не имели большого авторитета у себя в коллективах. А кому-то просто хотелось рассказать о каком-то своем проекте. Так, нам писали девочки из художественной школы, свои первые заметки публиковал музыкант и блогер Игорь Цалер. В большую газету поставить все материалы не могли, а вот в приложение – почему нет? – рассказывает Валентина Поваляева. – Мы не учили журналистике, занятия стали проводить многим позже. Ребята приносили заметки – мы ставили. Иногда «на коленке» объясняли, какие есть ошибки и как лучше сделать, какие-то моменты сами переписывали.

    ЮНКОРАМ СЛОВО

    Хотя через какое-то время юнкорам стали давать задания. Особенно, если было понятно, что человек пишущий и ему это интересно.

    – Были ребята, влюбленные в профессию с детства, они трудились, старались научиться, никогда не отказывались поработать над текстами. Такие трудолюбивые, собственно, и добились многого в профессии после школы: Анна Попова, Екатерина Кириченко, Екатерина Шиловских… С первыми заметками они участвовали в конкурсах и занимали первые места. В то время, например, проходил конкурс «Серебряное перышко» среди первоуральских школьников.

    О чем вообще писали? В приложении «Со своей колокольни» поднимались разные темы: серьезные и не очень. К примеру, Ирина Галимова вспоминает, что уделялось внимание темам наркомании и СПИДа, велась разъяснительная работа, без которой было не обойтись, – такое было время: конец 90-х-начало нулевых. Еще рассказывали о пионерском лете, писали на патриотические темы, немало материалов посвящали творчеству: живописи и музыке. Закрепились и постоянные рубрики, например, «Проверено на себе» или «Вопрос-ответ», где давали комментарии специалисты разных сфер. Примечательно, что именно в молодежном приложении стали проводить конкурсы для читателей, подобных которым раньше не было.

    – Хорошо помнится конкурс ко Дню святого Валентина. Пары рассказывали о том, как они познакомились. Победители тогда в подарок получили вечер в ресторане, – вспоминает Валентина Поваляева.

    Постичь азы

    Позднее, после того как приложение «Со своей колокольни» сошло на нет, при содействии управления образования в Первоуральске появился школьный пресс-центр. Юнкоры из городских школ вновь стали объединяться, только теперь у ребят помимо возможности опубликоваться появились занятия, где они постигали азы журналистики. Руководила ими опять-таки Валентина Поваляева. Пресс-центр просуществовал порядка десяти лет, а вместе с ним – и межшкольная газета «Школьный квартал». Сначала она выпускалась отдельно, а потом заняла опустевшее место «Колокольни» – как очередное приложение «ВП». Кстати, к тому времени участники пресс-центра уже не только писали, но и фотографировали, и верстали. Некоторые номера «Школьного квартала» полностью созданы ребятами. Старшие товарищи только направляли и подсказывали.

    ЮНКОРАМ СЛОВО

    Неудивительно, что юнкорам удалось накопить немало побед во многих творческих конкурсах. Кроме того, были конкурсы, организованные как для юных корреспондентов, так и для их наставников. Например, в 2012 году автор «Школьного квартала» Милолика Третьякова и руководитель пресс-центра Валентина Поваляева стали победителями областного конкурса «Двойная звезда», который организовывал Союз журналистов. А в 2016-м «Школьный квартал» и одна из его авторов Вероника Фризоргер признаны лучшими в своих номинациях на знаменитом фестивале журналистики «TIME CODE».

    Многие юнкоры «Школьного квартала», как и приложения «Со своей колокольни», решили связать будущее с журналистикой.

    Мария Злобина
    Фото Сергея Баталова


    Похожие новости
  • «Специальный выпуск для всех»
  • «Не было жанра, который бы он не осилил»
  • РАБКОРЫ «ПОДЗНАМЕНКИ»: КТО ЗАЩИЩАЛ РОДИНУ?
  • У "Вечерки" – юбилей!

телефон редакции: +7 (3439) 64-87-66

почта редакции: vecher15@yandex.ru

Событие недели
ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ
Как "Вечерка" мышь лепила

ЕЛКУ НА ПОТОЛКЕ БАБУШКЕ НЕ ПОДАРИШЬ

ШЕДЕВР, СОБРАННЫЙ В ЛЕСУ