logo

В Центральной библиотеке проходит выставка Петра Семенова

30.07.2022

На улице утром уже за 20 градусов жары. А когда заходишь в выставочный зал Центральной библиотеки, словно попадаешь в другой мир. Справа – зима во всей красе. Слева – теплое время года, где солнце не палит, а лишь мягко подсвечивает листву, рыбаков и медвежат. Все это – выставка Петра Семенова «Уральский лес в картину так и просится».

В Центральной библиотеке проходит выставка Петра Семенова


На улице утром уже за 20 градусов жары. А когда заходишь в выставочный зал Центральной библиотеки, словно попадаешь в другой мир. Справа – зима во всей красе. Слева – теплое время года, где солнце не палит, а лишь мягко подсвечивает листву, рыбаков и медвежат. Все это – выставка Петра Семенова «Уральский лес в картину так и просится».

Картины казались неживыми

При виде косолапых нельзя не спросить у автора: как уговорили их попозировать? Конечно, в этом вопросе есть доля шутки. При этом звери очень и очень достоверны. В чем секрет? Петр Михайлович в ответ улыбается:

– Медвежат по телевизору видел. И вживую – в Нижнем Селе, на лабазе сидел – я же охотник и рыбак. Сижу, смотрю – медвежата на поле выходят. Играть стали. Медведица-то показываться не стала.

Петр Михайлович Семенов, напомним, самодеятельный художник. Рисовать начал, будучи на пенсии, в 60 лет. Его конек – пейзажи, творческую манеру точно передало название экспозиции, которое взято из стихотворения Евгения Ружецкого. Портреты пишет, но этот жанр категорически не любит – не греет душу.

В Центральной библиотеке проходит выставка Петра Семенова

Сюжетом до сего момента становился в основном лес во всей его красе. А сейчас он стал обитаемым. Как сказал сам художник по этому поводу, «картины больно неживыми смотрелись». Вот и поселились на этих, неживых по мнению автора, творениях волки, медведи, лоси… И гости леса, причем рыболовы не только стереотипно сидят на берегу, но и рыбачат в воде. Так что перед нами своего рода отчет о творческом росте. Художественную прогулку по лесу еще добавили работы, созданные в прошлом году. Это как раз те самые зимние пейзажи, о которых упоминалось выше.

По случаю открытия выставки – а она для Петра Михайловича четырнадцатая – прошла презентация. Художнику вручили благодарность Централизованной библиотечной системы за верность выбранному пути. Также автор встретился с ребятами из лагеря дневного пребывания при клубе «Рябинушка». Дети – самые строгие зрители. Ведь они сразу говорят, нравится им или нет. А тут они только успевали вертеть головой. И закидывать вопросами. Представим, что мы в их числе. И слушаем истории Петра Михайловича. А рассказчик он, поверьте, замечательный.

«Краски возил с собой»

С чего начнем? Пожалуй, с трудового пути. Кстати, в том, что водитель автобуса взялся за кисть, школьники сыграли ключевую роль.

Итак, Петр Михайлович родом из Кузино. Жил с бабушкой: отец ушел на фронт в сорок первом, а в сорок втором погиб. После чего вдова уехала в Первоуральск. Петю бабушка оставила у себя. Учился в школе №63, где ходил в кружок рисования. Учитель, Михаил Иванович Крохмалев, отмечал способности ученика и старался развить их, привить любовь к искусству, научить видеть в окружающем мире прекрасное. Продолжить обучение у парня не получилось, к тому же в 15 лет пошел работать в депо – начинал со слесаря-инструментальщика, а потом уже стал машинистом.

Взяться за карандаш и краски снова пришлось в армии, и то, добавляет собеседник, писанины было больше, чем творчества. После службы в 1962 году приехал в Первоуральск и устроился на работу в пассажирское автопредприятие водителем автобуса.

В Центральной библиотеке проходит выставка Петра Семенова

Обучение проходило так: сделал два круга – и в тот же день вышел во вторую смену. Первое время был водителем городских маршрутов, потом – на межгороде. На пенсии водил школьный автобус: возил детей с Первомайки в Гробово.

– Автобус в тенечек поставишь, ждешь. И рисуешь. Краски, бумагу с собой возил. Смотришь в зеркало заднего вида – вот и сюжет. Первое время это была акварель. Да только ребятишки прибегут, начнут спрашивать: «Дядя Петя, а вы что нарисовали?» Один другого толкнет, банку с краской опрокинет, нет-нет, лист да и зальют. Ругаться на них, что ли? Вот и стал маслом рисовать, – делится самодеятельный художник.

Шишкинские иголки

Первая же выставка прошла в том самом Гробово. 25 картин увидели зрители. Так для водителя автобуса началась новая глава, которая продолжается уже 22 года. Он занимался и занимается самообразованием. Такой школой послужили работы Ивана Ивановича Шишкина. Хотелось научиться рисовать иголочки у сосны, чтобы они были настоящими – и разгадал эту хитрость мастера. Петр Михайлович, к слову, к себе критичен: некоторые свои работы из первых называет аляповатыми. Что до сюжетов… То их просто надо увидеть. Окрестности коллективного сада у Полонной горки, Чусовая, Слобода, Верхний пруд… Все просится на полотно.

– На охоту рано стал ходить. Иван Иванович Овсянников, бабушкин муж, меня научил. Он меня с собой в лес брал, с третьего класса. В четвертом подстрелил первого глухаря. С пятого класса ходил на охоту один. Бывало, вместо школы в лес сбегал, берданку в сумке прятал. Так и пошло. Когда на АТП работал, был даже председателем первичного охотобщества. Сейчас думаю: зачем стрелял? – рассказывает собеседник «ВП». – На охоту брал кинокамеру, фотоаппарат. Потом приду, рисую.

В Центральной библиотеке проходит выставка Петра Семенова

Как продолжил художник, сейчас зверя меньше стало.

– Раньше у нашего сада кабаны ходили. А как просеку сделали, их не видно стало, – говорит Петр Михайлович. – Зверь, как правило, человека сторонится. Тот же лось его обойдет. Напасть может только шильник – это молодой лось, у которого только рога расти стали, его еще шиловиком называют. Еще лоси опасны, когда у них гон. И на волков билет получал, это зверь хитрый, умный. Как-то флажки развесили, один на елку закрепили. А волки взяли и под еловыми лапами проползли. С лешим встречался? Не припомню такого. Было как-то, что с приятелем по компасу шли – и все кругами. Потом уже дорогу по-
охотничьи определили. Так и вышли. Потом узнали, что в тех местах руда встречается, она-то компас и сбила.

Да, богатая коллекция воспоминаний у Петра Михайловича! И ни капли выдумки. Столь же правдивы и его картины.

Выставку «Уральский лес в картину так и просится» можно посетить в часы работы библиотеки. Контактный телефон для коллективных посещений выставки: 64-78-41.

Наталья Подбуртная
Фото Анны Неволиной

Похожие новости
  • Удивляемся до 31 января
  • РЫБАЦКИЕ ЗОРИ НАД ЧУСОВОЙ
  • «Так писем не ждут, так ждут – письма»
  • За снимком – до монгольской границы