logo

В лоскутном одеялке сшита история семьи и страны

17.08.2019

Как-то у рукодельницы Полины Фазлыкаевой, спросили, а что для нее является стимулом к творчеству? Полина Викторовна растерялась. Ну как сказать, что ее волшебный пендель – это злость?! К вещам, заполонившим шкаф. И которые так и просят ножниц, чтобы их раскроили на лоскуты и превратили в волшебные одеялки. Да-да, волшебные и добрые. Секрет превращения сегодня и попытаемся раскрыть.

В лоскутном одеялке сшита история семьи и страны


Как-то у рукодельницы Полины Фазлыкаевой, спросили, а что для нее является стимулом к творчеству? Полина Викторовна растерялась. Ну как сказать, что ее волшебный пендель – это злость?! К вещам, заполонившим шкаф. И которые так и просят ножниц, чтобы их раскроили на лоскуты и превратили в волшебные одеялки. Да-да, волшебные и добрые. Секрет превращения сегодня и попытаемся раскрыть.

Полотна жизни

Можно сказать, что у Полины Викторовны – двойная жизнь. В одной она – сотрудник Централизованной библиотечной системы, мама троих детей, дни идут по знакомому для многих круговороту: дом – работа, летом – сад. Человек скромный, сверкать пайетками точно не в ее характере, при этом открытый. В другом мире Полина Фазлыкаева – рукодельница, нитки и иголка в ее руках могут не только давать вторую жизнь лоскутам, но и вышивать красочные миры. Сама мастер говорит просто, что рукоделие – ее Хобби:

– Я – не профессионал, не швея. Всему училась и учусь сама. Рукоделием занимаюсь более двадцати лет. Думаю, что сейчас могу считать себя мастером.
Однако как представишь, сколько часов потребовалось на каждую работу, насколько она трудоемкая, так понимаешь, что слово «увлечение» тут очень даже преуменьшение.

Стоит оно того? Судя по реакции тех, кто видел Творения первоуральской мастерицы, да. Каждый находит что-то свое. Может, потому, что все работы – не просто нитки в раме. Ведь, между нами говоря, швейная машинка и корзина для рукоделия нередко становятся спасением от неурядиц, проблем, негатива, будней. И у каждого «полотна» жизни Полины Викторовны была своя техника рукоделия. Так, вышивать крестиком она стала… для экономии семейного бюджета. Тогда ситуация подтолкнула собеседницу всерьез взяться за рукоделие. Вернее, за спицы и крючок. Вязала она быстро, и скоро началось уже перепроизводство. Мама Полине так и сказала: хватит.

– Бросать рукоделие мне не хотелось. Тут и пригодилось, что умею вышивать – когда-то ходила на курсы. Правда, тогда мне казалось, что вышивка крестом – это несерьезно, не то что гладью, – улыбается рукодельница. – Но пришло время изменить свое мнение. Я покупала недорогие наборы для вышивки, там была схема, а цвет и нитки нужно было подбирать самой. И сложно, и увлекательно. У меня до сих пор осталось несколько таких наборов. Когда их отошью, не знаю, но и выбрасывать не хочу. А вдруг?

По своей схеме

Постепенно приходил опыт. Тему для творчества Полина выбирает по-разному. Брать готовые наборы, где только и остается, что взять иглу, нитку нужного цвета и делать заданное количество стежков по канве, неинтересно. Важно, чтобы притянул сюжет, а там, если надо, и схему можно самой рассчитать, и нитки подобрать. Тем более, сейчас хорошим подспорьем для вышивальшиц стала специальная программа, которая помогает рассчитать, сколько крестиков и в какую сторону надо сделать. Но не техникой единой привлекает рукоделие.

– Мне всегда интересно «считать» замысел художника, передать эти цвета, объем, – замечает Полина Викторовна.

Порой вдохновение подпитывают идеи, увиденные у других рукодельниц. Мастер особо подчеркивает, что именно идеи: воплощение в любом случае будет своим. Это как с переводом иностранных авторов на русский язык. К примеру, взять «Винни-Пуха» Роберта Милна, который в прочтении Бориса Заходера получился совсем не копией, а вполне русским медведем. В творчестве Полины Фазлыкаевой были свои герои. Отдельного упоминания заслуживают работы в черно-белой гамме.

– В лоскутном шитье, как правило, избегают черных и белых цветов. Черный смотрится как провал, белый всегда все внимание уводит на себя. И как-то я увидела работы известного блоггера Геллы Чар. Это был пэчворк именно в черно-белых тонах, посвящение иконе моды Карлу Лагерфельду, который предпочитал только эти цвета.

Черно-белая история получила свое продолжение, уже в вышивке, ее можно даже назвать фотовышивкой. Здесь важно передать переход от света к ночи. Так появились картины «Малыш» и «Лунный котенок».

А можно повторить работу, сделать копию? Опыт убедил мастера, что нет. На каждую работу словно дается Разрешение. Недавно Полину Викторовну попросили сделать второго «Котенка». И что вы думаете? Черная канва исчезла. Пришлось ее заказывать. Цвет тоже надо подбирать заново. И даже когда вроде и основа пришла, и нитки разложены, оказалось, что нет и минутки на работу: фотовышивка отшивается на черной канве, поэтому рукодельница работает с ней только днем. Вывод напрашивался один: не судьба. И точка.

Вышить дом и достаток

– Неслучайно же есть приметы у вышивальшиц. Первый раз я обратила внимание на то, что сюжеты предугадывают события, после одного случая. Вышила метрику с мишкой в подарок шестилетней племяннице на день рождения. И что думаете? Через девять месяцев мама с папой подарили племяшке братика. Я поняла, что надо быть поосторожнее, – говорит рукодельница, знающая по себе, что желания требуют аккуратности и осторожности, что на канве, что в жизни. – А спустя время, когда я вела клуб рукодельниц в библиотеке, кто-то из девочек поделился, что есть приметы в вышивке. Я решила проверить. Еще и фильм «Секрет» о том, как визуализировать, посмотрела. Мы в тот момент купили садовый участок и строили дом. Я вышила домик, он весь утопал в цветах. И он очень похож на тот, который построили, хотя вышивку не показывала. Одно отличие: у вышитого растут лилии, а у настоящего мама выращивает розы. На такое отклонение согласна!

Был и такой случай. Поколения вышивальшиц знают: если с работой плохо – ее нет или она скромно оплачивается, стоит вышить лошадку с тележкой, уплетающую яблоки. Она славно потрудилась и теперь может вкусить награду за труд. Тогда ситуация резко изменится в лучшую сторону. Полина Викторовна свою «Лошадку» шила во время отпуска. Вышла, а тут новость: подписан указ о повышении зарплат бюджетникам. По секрету скажем: может помочь и готовая картина, нужно только лошадку попросить.

– Я шью картины просто с добрыми пожеланиями. Чтобы к человеку притянулось то, что ему хочется – если это будет позволено, – завершает тему волшебства мастер.

Кстати, как отмечает Полина, когда вышиваешь, думать о плохом в этот момент невозможно:

– Представьте, вышиваете крестиком и думаете: ах, она какая нехорошая, эта тетенька… пять крестиков направо… два крестика наверх… тут надо цвет поменять… ах, цены повысили… переходим на полукрест. Такое невозможно. Ты сидишь, творишь, где-то витаешь…

Хейтеры – это круто

А когда начался роман с лоскутками? По словам рукодельницы, первые лоскутки она начала шить лет в 16-17, увидела в каком-то журнале:

– Мы же по Домострою жили: все лоскуты надо сворачивать в трубочку и хранить. Если понадобится новое сшить или старое починить, то не надо никуда идти и покупать, у рачительной хозяйки все уже есть, это я сейчас цитирую. Нашила лоскутные блоки, сложила в стопочку. Потом учеба, работа, замужество, дети. Сын, ему тогда было лет шесть, увлекся Человеком-Пауком. Я и подумала, а почему бы не сделать подарок? И сшила ему одеялко с героем.

Одеялко так и осталось бы в одиночестве, да только однажды хозяйка открыла шкаф: он забит, только носить нечего. Выбрасывать? Жалко, это же вещи, которые выбирал и с которыми связаны Истории твоей жизни. Отдавать? Нерачительно, да и чужие вещи никому не нужны. Тут лоскутная техника и пригодилась.

– Я использую авторскую технику шитья, запатентованную, – улыбается Полина Викторовна. – Она называется шью, как бог на душу положит. – В самом деле, это была вынужденная мера: вещи стали вытеснять меня из пространства.

Вот так Полина Фазлыкаева взяла в руки ножницы и стала резать.

Отдельная история – это роман с Интернетом. Полина Викторовна с отвагой первых мореплавателей окунулась в новую для себя стихию. Новую и даже опасную. Она открыла на ресурсе Youtube канал, где показывает, как создает одеялки из б/у и картины. Что здесь такого? В мире виртуальных хэнд-мейдеров, назовем их так, сложилось негласное правило демонстрировать работы, для создания которых идут дорогие материалы – от ниток до тканей. И ютубятся в основном мастерицы 25+. А тут, смотрите, все как в жизни. Естественно, посыпались комментарии. В том числе негативные: и голос скрипучий, и ракурс не тот, и стежка не туда… Полина Викторовна было расстроилась:

– Негатив я поудаляла в сердцах. Даже какое-то время перестала заходить на канал. Как-то пожаловалась сыну, что такие отзывы посыпались. А он мне: «Мама, да ты что! Это же круто, что ты заинтересовала хейтеров!»

У всех наших читателей есть возможность самим проверить, что же их зацепит. И необязательно, что это будут работы Полины Викторовны. В Музее истории Новотрубного завода открылась выставка «Фантазии полет». Экспозиция объединила работы семи мастеров, работающих в разных техниках – от украшений и вышивки до резьбы по дереву.

– Это удивительная история. Когда готовилась к выставке, встретила рукодельниц, у которых есть достойные работы, но их мало, чтобы выставлять. Мастера хорошие. И хотелось, чтобы их увидели, чтобы о них узнал город. Это важно – получить признание, увидеть, что твое творчество не ерунда, оно интересно, достойно уважения – для меня рукоделие никогда не будет безделкой.

Наталья Подбуртная
Фото Анны Неволиной

Похожие новости
  • Праздник «книжной» профессии
  • «Библионочь» покажет сказы Бажова
  • НА ТЕЛЕФОНЫ В КЛАССЕ – ТАБУ
  • «РОДНЫЕ НАПЕВЫ» ОТ КАВАЛЕРА ОРДЕНА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ