logo

В Первоуральске состоялась премьера третьей части «Сказаний о земле Уральской»

24.10.2019

Третья часть «Сказаний о земле Уральской. Своя чужая жизнь», еще одно название «Железо», это тот же Большой взрыв, как называется главенствующая теория, объясняющая создание вселенной. Здесь тоже воссоздан свой мир, героям которого постоянно приходится переживать потрясения. Главный режиссер проекта Леван Допуа пояснит, почему это так.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части «Сказаний о земле Уральской»


Третья часть «Сказаний о земле Уральской. Своя чужая жизнь», еще одно название «Железо», это тот же Большой взрыв, как называется главенствующая теория, объясняющая создание вселенной. Здесь тоже воссоздан свой мир, героям которого постоянно приходится переживать потрясения. Главный режиссер проекта Леван Допуа пояснит, почему это так.

Леван Допуа не только режиссер первых трех «Сказаний», он также участвовал в создании литературной основы «Реки», «Дидинского тоннеля» и «Русской колеи». Кроме того, Леван Леванович был Шаманом в «Реке». Год назад истек срок его контракта с первоуральским «Вариантом», и Леван Допуа вернулся в Тюмень. В постановке очередной главы участвовал уже как приглашенный режиссер. Можно смело утверждать, что собеседник «Вечерки» стал уже частью истории Первоуральска.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"
Что стало с человеком

– Леван Леванович, третья глава проекта основана уже на истории Первоуральска, а не Каменного пояса. Поэтому и называется «Железо». Однако только производственной историей не ограничились. Более того, точкой отсчета стал взрыв линкора «Императрица Мария», произошедший сто лет назад – 20 октября 1916 года. Именно там служил Николай Арнетт, один из немногих выживших. Волею случая он, морской офицер, «белая кость», с супругой Ириной оказывается в Васильево-Шайтанском заводе и меняет свое имя на Анатолия Шалагинова.

– Наша задача средствами театра, искусства рассказывать об Истории, не о политике. В спектакле нет политических моментов. Есть жизнь, человеческие истории. Есть несправедливости. Но мы в этих несправедливостях никого не обвиняем. Поиск справедливости – удел слабых, как писал Пифий. Рассказать, вопросы позадавать, чтобы они остались в зале, остались зрителям – это одна из задач проекта. Проект живой. В зале присутствовала семья Сосуновых, глава которой, Василий Сосунов – один из главных героев «Железа», мастер бригады прокатчиков, награжден тремя орденами Ленина. Сосунов – это воплощение уральского характера. Он знал, что Шалагинов живет по поддельным документам, но не сдал властям: «Как я мог? Мы же с тобой этими руками завод построили! Ты же – мой земляк!» Добавлю, что правнучка Сосунова была занята в постановке.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

Мы никому не навязываем никакую точку зрения. Никакого назидания. Мы представляем художественное прочтение исторического материала.

Например, в предыдущей истории «Русская колея» с Демидовыми у Жоры происходит перевоплощение. В истории так и было: до какого-то момента Анатоль Демидов был повесой и гулякой, пропивал все наследство. И вдруг в какой-то момент человек изменился как по щелчку: стал меценатом, стал способствовать образованию, научным исследованиям. Что с человеком стало? Мы не знаем – мы вот так пофантазировали. Так же и здесь. Взрыв линкора – исторический факт. Пропавшие без вести были. Что могло случиться с одним из них, мы и рассказываем.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

Судьба Николая – это попытка собрать пазл после трагедии. Только жизнь настроилась – хлоп, взрыв, переворот и Гражданская война. Тут его и жену спасает дед Кокоулин. Вроде все опять наладилось. И снова взрыв – война. И так постоянно. По похожему сценарию прошла жизнь у многих в то время. Нам было важно показать, как решения власти отражаются на людях. Как человек себя ведет в ситуации Выбора. Тот же Кокоулин выбегает на вокзал с топором, он потерял веру в Бога… Но спасает Николая и Ирину.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

– Проект прошел историческую экспертизу.
– Совершенно верно. Что для меня еще важно? Этот театральный проект – о связи поколений. О том, как на Уральской земле встретились совершенно разные люди из разных уголков страны. У каждого – свой исторический багаж, и он реализуется здесь. Это касается и нас. Я родился в Абхазии, детство провел в Ирбите, объездил полстраны – и оказался здесь. Богдан Теплоухов, исполнивший роль Анатолия Шалагинова – из заводской династии. И таких примеров много.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

Сбить алфавит

– Проект точно состоялся: неравнодушным не остался ни один зритель, одни – за, другие – резко против. В частности, несогласных сбивают художественные включения. Словно кадры из цветного немого кино.
– Моя задача как режиссера – удержать внимание зрителя. Моя задача – эмоционально его вовлечь в происходящее. В том числе и подрастающее поколение. Раньше поход в театр был событием, сейчас внимание зрителя перебили Интернет и телевидение. У всех в руках есть коробочка, которая в одно движение может вывалить массу информации. Я только сказал «А», а школьник уже выпалил весь алфавит. И вот чтобы сбить с этой волны, и нужны такие вставки. Это симбиоз визуального ряда, музыки. Я сказал «А», но дальше не «Б», а вокзал, выстрелы, вспышки света… Где-то растянутые, где-то короткие.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

– Благо, в распоряжении первоуральского театра есть мультимедийное оборудование, которое позволяет создавать любые декорации, плескаться тому же морю. А уж музыка заслуживает отдельных похвал. Не подбор известных треков, а оригинальная, в сцены на вокзале аккуратно вплетено «Время вперед» Свиридова. Получается, что проект рассчитан не только на взрослую аудиторию?
– Да, конечно. Сын администратора театра Татьяны Кулешовой Елисей после премьеры сказал: «Мама, води меня только на такие спектакли. На «Буратино» больше не пойду». Герои «Сказаний» – простые люди, рабочий класс, а не офисный работник, достигший успеха благодаря махинациям. Хотелось, чтобы подростки это увидели. Моя бабушка по материнской линии в 16 лет строила ГРЭС в Ирбите вместе еще с двумя девчонками, которым было 14 и 15 лет. Да, сейчас время другое. Я не призываю ни в коем случае шестнадцатилетних браться за лопаты, но хотелось разбудить их, чтобы они увидели: надо в жизни стремиться к настоящему. Чтобы они поняли старшее поколение. Заинтересовались историей своей семьи. Наконец, захотели жить в реальности, а не в Интернете.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

«Лебединое озеро»

– В постановке заняты актеры, не заставшие эпоху Советского Союза. Как им помогали вживаться?
– Рассказывал, как жили тогда. Не из Интернета, а свои истории. Что стоит за фразой «Что мне теперь, каждого звонка бояться?» Ее поймут те, кто пережил раскулачивание. Рассказывал, как в дни, когда скончался генсек Черненко, мы два дня не выходили из дома, не играли в войнушку. Сидели в квартире, телевизор был включен на полную громкость, чтобы соседи слышали: мы переживаем кончину генсека. У соседей телевизор тоже работал на полный звук, чтобы мы слышали: они переживают кончину генсека. Это было. То время запомнится и хорошим. И об этом я тоже рассказывал.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

– При подготовке к Премьере театр пошел на смелый шаг – пригласил первоуральцев посмотреть черновой вариант. Чтобы народный худсовет дал свою оценку. В целом вердикт был доброжелательным. Что из услышанного вы ввели в итоговую версию?
– Во время обсуждения прозвучало, что наша история типична для всех промышленных городов, смени название – и вот уже не Первоуральск. С одной стороны, хорошо, а с другой… Поэтому мы рассказали о том, как сложилась в дальнейшем судьба некоторых наших героев, усилив привязку к городу. Это, к примеру, и редактор газеты «Под знаменем Ленина» Борис Грязных, и инженер-механик Михаил Соловов. Кроме того, по мнению первых зрителей, не стоило теми или иными средствами на сцене «ставить» прокатный стан или превращать ее в цех. Многие хорошо себе представляют, что такое – завод, половина «Варианта» работала на Новотрубном заводе – Жора Бедоев, Женя Коробьев, я сам – на Ирбитском мотоциклетном заводе. В результате в «Железе» трубу все же катают, но художественно, не как на настоящем производстве. Еще некоторые ходы изменили. Вообще этот опыт был полезен. И мне, режиссеру, и артистам.

В Первоуральске состоялась премьера третьей части "Сказаний о земле Уральской"

– Как было объявлено на премьере, состоявшейся 18 октября, «Вариант» может рассчитывать на финансирование четвертой части. История продолжается…
– Исходя из своего опыта работы в областных и краевых театрах, уверен, что только в «Варианте» мог осуществиться такой проект, как «Сказания о земле Уральской», когда год ушел на сбор материала, включая этнографические экспедиции. Только здесь актеры согласились вот так погрузиться в материал, а не сказать, мол, дайте текст и расставьте мизансцены. И я рад был увидеть, как выросли актеры на этом проекте, как, к примеру, Олег Кушнарев, и как органично в него вросли новые лица. В любом другом случае получился бы вариант классического спектакля. Такой коридор. А мы здесь из него вышли. Как сказал Кокоулин, «ныне надо заново робить».

Театральный проект «Сказания о земле Уральской» театра «Вариант» осуществляется в рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины» при поддержке министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры Свердловской области и администрации городского округа Первоуральск.

Наталья Подбуртная
Фото Сергея Макарова и Анны Неволиной

Похожие новости
  • Своя чужая жизнь
  • «ВАРИАНТ» ОТКРЫЛ ГОД ТЕАТРА
  • КОЛЕЯ ИСТОРИИ
  • «ВАРИАНТ»: СВОЯ КОЛЕЯ