logo

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»

18.07.2019

Первоуральск стал первой региональной площадкой международного фестиваля «Безумный день». Мы и в самом деле испытали культурный шок: широкая музыкальная палитра, дополненная мастер-классами – от латино до вокала. Ну, а когда со сцены прозвучало с французским акцентом: «Когда я вернусь в Париж, то буду вспоминать Первоуральск», нас покорили окончательно. Свели с ума!

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»


Первоуральск стал первой региональной площадкой международного фестиваля «Безумный день». Мы и в самом деле испытали культурный шок: широкая музыкальная палитра, дополненная мастер-классами – от латино до вокала. Ну, а когда со сцены прозвучало с французским акцентом: «Когда я вернусь в Париж, то буду вспоминать Первоуральск», нас покорили окончательно. Свели с ума!

Подарок из Франции

Сначала небольшое пояснение, что за уникальное событие произошло в минувшее воскресенье в ИКЦ. Что скрывать, может, и приходилось прежде слышать, что «Безумный день» существует, но в детали не вникали. Итак, это российская версия фестиваля La Folle Journee (он и есть «Безумный день»), рожденного Рене Мартеном в 1995 году. Безумным он назван потому, что состоит из серии коротких концертов за один день, цена на которые очень даже демократичная. Исполнители каждый год приглашаются разные. То есть это нечто вроде марафона, благодаря которому удается познакомиться с музыкантами мирового уровня. Пять лет назад «Безумный день» пришел в Екатеринбург. Столица Урала – единственная в стране, принимающая мероприятие столь высокого уровня.

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»

– У фестиваля есть хорошая традиция: где бы он ни проходил, у него есть региональная программа. Мы четыре года мечтали о том, что «Безумный день» придет в область, – поясняет первый заместитель директора Свердловской филармонии, исполнительный директор фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» Рустем Хасанов.

О чем мечтается, то сбывается. Фестиваль пришел в Первоуральск, в ИКЦ. Конечно, мы увидели сокращенную версию: программа «Безумного дня в Екатеринбурге» состояла из сотни концертов на разных площадках. У нас же это были четыре концерта – с небольшими перерывами, финальным аккордом которых служила трансляция закрытия фестиваля в филармонии. Плюс мастер-классы, их проводили не иностранцы, а наши люди: руководитель эстрадной студии «Сцена» Наталья Новодворская, психолог Татьяна Чуркина, группа Blizzar и студия FIGHT DANCE. Выбрать можно было хоть один концерт, хоть четыре.

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»

Хота с российским гимном

По традиции, все концерты фестиваля «Безумные дни» объединяет общая тема. В этот раз ею стала «Музыка странствий». Слушатели познакомились с произведениями, которые были написаны под впечатлением от посещения разных стран и городов. Итак, куда же нас пригласил фестиваль?

Начали с Аргентины. С программой «Ola, Аргентина!» выступил дуэт из Франции – гитарист Эммануэль Россфельдер и бандонеонист Виктор Вильен. Они отказались от переводчика, мол, музыка понятна в любой точке мира. А нескольких фраз на русском вполне хватило, чтобы достичь полного взаимопонимания. Ну, а когда в «Арагонской хоте» вдруг зазвучал гимн России – и вполне органично – зрители пришли в полный восторг. Подарок от музыкантов – легендарная «Кумпарсита» – исполнялась просто под несмолкаемые овации.

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»

От Корсики до Солженицына

Первоуральская публика так же благодарно и восторженно приняла мужской ансамбль корсиканского пения Tavagna, выступающий акапельно. При том, что репертуар звучал довольно серьезный: панихида по погибшим, антивоенная песня. Этот экзамен на вкус слушатели сдали с блеском. Принять незнакомое помогло то, что в Tavagna слышится что-то родное: грузинские напевы, манера исполнения казаков. Вдобавок вокалисты по ходу концерта давали небольшие пояснения. Как прозвучало, они исполняют песни «из прошлого», чтобы сберечь Память и передать ее следующим поколениям. Мысль, понятная в любой культуре.

Ансамбль Tavagna, учитывая, что они исполняют, милых хулиганств, как и отсылок к русской культуре, себе не позволил. В отличие от милейшего аккордеониста Фелисьена Брюта (или Брю, в произношении самого музыканта). Хотя название – «Мелодии Монмартра» – и не предвещало. Мелодия из кинофильма «Шербургские зонтики» вдруг сменилась сюитой Виктора Власова «По прочтении опусов Солженицына». Вот это пассаж! Не все слушатели оказались готовы к такому повороту, тем более, когда инструмент неожиданно зашелестел, как ветер, загудел, как машины. После концерта Фелисьен пояснил, что Виктор Власов – один из его любимых композиторов, и хотел познакомить русскую публику с музыкальным прочтением одной из самых болевых тем в истории России – темой репрессий.

«ВЕРНУСЬ В ПАРИЖ И БУДУ ВСПОМИНАТЬ ПЕРВОУРАЛЬСК»

Что в финале? Променад-концерт от русской музыкальной группы «Аюшка». Его усилило выступление лауреата международных конкурсов Алексея Петрова: публика попала под обаяние прекрасного голоса при итальянской наружности. Те, кто остался до позднего вечера, за любовь к музыке вознаграждены были щедро. В числе тех, кто испытал на себе всю мощь «Безумного дня», была и актриса Татьяна Крылова:

– Мы с дочерью пришли в половине одиннадцатого утра – и ушли в половине одиннадцатого вечером. Успели побывать и на мастер-классах, и на концертах. Безумно люблю подобные фестивали, они дарят отрешение от быта и погружают в музыку, вокал, танец. Что же для меня было самым ценным, так это слова моей дочери после мероприятия. Она спросила: «Мама, почему мы не бываем в консерватории?» А у нее – музыкальное образование. Но вот принятия классики, что это – живо, интересно, не было до «Безумных дней». Уверена, что все дети получили замечательную культурную прививку, которая обязательно проявит себя в том, что они смогут отличать фальшивое от настоящего в искусстве.

Рене Мартен, продюсер, автор и создатель фестиваля «Безумные дни»:
– Для меня очень важно, чтобы в залы приходила новая публика. Я рад, что в рамках фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» концерты пошли в регион: в такой город, как Первоуральск. Тем самым мы расширяем границы фестиваля, привлекаем новых слушателей.

Наталья Подбуртная

Похожие новости
  • Ждем весны на рабочей улице
  • КОГДА МИР – БЕЗ ГРАНИЦ
  • IV Международный музыкальный фестиваль «Евразия»
  • Артисты свердловской музкомедии выступили в Инновационном культурном центре